Наиболее сложным и актуальным является направление взаимодействия по борьбе с незакон­ными вооруженными формированиями и организованными преступными группировками, дей­ствующими в сфере экономики.

Как одно из реальных направлений следует рассматривать взаимодействие при пресечении ка­налов наркобизнеса и контрабанды, незаконного оборота оружия и ВВ.

Наиболее крупные негосударственные службы безопасности осуществляют охрану отдельных госпредприятий, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов жизнеобеспечения, уязвимых в террористическом от­ношении. В условиях осложнения оперативной обстановки в городах России в связи с осуществле­нием терактов сотрудники НГСБ могут привлекаться для поиска лиц, совершивших теракт и обсле­дования различных помещений в поисках СВУ, в том числе с привлечением кинологов.

Практика и опыт показывают, что наиболее высокий уровень экономической безопасности обе­спечивается на предприятиях, где реализуется весь комплекс ее составляющих, а не только силовые меры, как это практикуется повсеместно. Ведь главной целью экономической безопасности пред­приятия является его устойчивая и максимально эффективная деятельности, как в настоящее время, так и в будущем. А достигается это только путем:

обеспечения высокой финансовой эффективности работы предприятия и его финансовой устойчивости и независимости;

качественной правовой защищенностью всех аспектов деятельности предприятия;

обеспечением защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны и достиже­нием высокого уровня информационного обеспечения работы всех его служб;

обеспечением безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов.

Выполнение каждой из этих задач является важнейшим условием для достижения главной цели - создания полновесной и всеобъемлющей системы экономической безопасности предприятия, фирмы, ФПГ и т.д. и т.п. Думается, что в этом процессе есть еще очень много незаполненных ниш, где частные предприятия безопасности могли бы найти свое применение, не мешая, а наоборот, со­трудничая с правоохранительными органами.

Отдельные негосударственные структуры безопасности пользуются большим доверием со сто­роны иностранных партнеров, нежели правоохранительные органы. Различные дипломатические миссии, зарубежные правительствен->ные и коммерческие организации, их представительства ис­пользуют отечественные структуры безопасности для непосредственного обеспечения физической охраны своих офисов и помещений, мест компактного проживания и отдыха, считая таких партне­ров более эффективными и «безопасными», чем подразделения вневедомственной охраны органов внутренних дел, якобы «находящиеся под контролем соответствующих органов.

При организации взаимодействия следует учитывать следующее.

Негосударственные предприятия безопасности функционируют за счет выполнения заданий различных заказчиков, не зная, что они из себя представляют - насколько они законопослушны, связаны ли с оргпреступностью, а также каковы дальнейшие цели использования результатов дея­тельности негосударственных предприятий безопасности.

Особую опасность представляют* организации, внешне являющиеся обычными фирмами, на са­мом деле созданные организованными преступными структурами. В связи с этим, считают экспер­ты, для создания условий стабилизации обстановки необходимо обозначить основы взаимовыгод­ного сотрудничества государства и коммерческих структур.

Коммерческие охранные структуры могли бы также оказывать косвенное содействие правоо­хранительным органам путем неоказания услуг физическим и юридическим лицам, причастным организованным преступным структурам. Таким образом, основной вопрос - объединение усилий государственных и коммерческих структур с целью выявления организаций, которые фактически осознанно действуют в интересах правонарушителей, а также создания вокруг этих фирм атмосфе­ры коммерческого вакуума, обеспечения особого внимания к ним со стороны правоохранительных органов.

Процесс создания подобной системы на государственном уровне сталкивается с определенны­ми трудностями. По нашему мнению, наиболее серьезными из них является отсутствие четкой за­конодательной основы создания, развития и функционирования подобной системы, ее взаимодей­ствия и координации с государственной правоохранительной системой.

Негосударственные предприятия безопасности, ориентирующиеся в своей стратегии на ока­зание помощи государству в обеспечении экономической безопасности, борьбе с криминальными проявлениями по праву должны быть признаны элементами общей системы обеспечения нацио­нальной безопасности и равноправными субъектами взаимодействия с правоохранительными ор­ганами государства.

Однако отсутствие законодательной базы по организации взаимодействия не позволяет в пол­ной мере использовать возможности НГСБ в интересах государства. Иногда охранным структурам более выгодно пойти на сговор с коррумпированными чиновниками, чем обратиться в правоохра­нительные органы, т.к. это может повлечь за собой крайне негативные последствия для бизнеса и личной безопасности предпринимателя. Так что резервы для улучшения качества взаимодействия есть и их надо использовать

 

Об авторе Смирнов Виктор Михайлович  - президент Международной ассоциации «РД-Контакт», член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы РФ.