Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях стала финансовая безопасность. И вот почему. В современных условиях воздействие геофинансов, мировых финансовых систем на отдельно взятое государство переходит на качественно иной уровень. Специфика национальных рыночных отношений таит в себе множество опасностей для добросовестного предпринимателя, которому приходится постоянно действовать в условиях повышенного риска.

Как формируется финансовая безопасность и как правильно ориентироваться в сложных экономических условиях рассматривает в цикле статей Олег ЕВСА – выпускник Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

С позиций национальной безопасности России именно экономика - ее наиболее слабое звено. Она переживает трудный и противоречивый процесс трансформации в новое состояние, порождающий серьезные проблемы во всех сферах общества. Результаты развития отечественной экономики в последнее десятилетие показали, что Россия пока не может преодолеть состояние депрессивной стабилизации и перейти на новую траекторию темпов экономического роста. Глубинный спад производства, потребления и накопления существенно обострил социально-экономическую обстановку в стране.

Для понимания сущности и содержания финансовой безопасности страны необходимо раскрыть такие родовидовые понятия как «безопасность», «национальная безопасность», «экономическая безопасность».

Многовековое развитие социально-экономической мысли свидетельствует о том, что проблема безопасности еще в древности воспринималась как важнейшая в любой общественной структуре.

Согласно словарю Роббера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, который считал себя защищенным от любой опасности.

Начиная с XVII — XVIII вв. практически во всех странах утвердилась точка зрения, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность. В это время началось изучение различных сторон феномена безопасности, появились отличающиеся друг от друга научные подходы к определению сущности и содержания безопасности.

Постепенно широкое распространение получила трактовка безопасности как состояния, ситуации спокойствия, появляющейся в результате отсутствия реальной опасности.

В результате этого в большинстве научных источников сущность безопасности сегодня рассматривается как внутреннее содержание защищенности жизненно важных интересов объекта от внешних и внутренних угроз, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм существования безопасности, совокупности ее существенных cвoйcтв.

Исходя из этого, национальная безопасность рассматривается сегодня как система, включающая в себя внешние и внутренние факторы, жизненно важные интересы объектов безопасности - личности, общества, государства, реальные и потенциальные угрозы их безопасности, институты субъектов обеспечения безопасности.

Можно с уверенностью сказать, что своему утверждению в качестве научной категории понятие экономическая «безопасность» обязано XX в. и связано это с многочисленными кризисными ситуациями в национальных и мировой экономиках. Его ввел в лексикон Президент США Т. Рузвельт в 1934 г., создав федеральный Комитет по экономической безопасности в связи с осознанием необходимости государственного регулирования экономики и отказом от классической в то время практики невмешательства государства в экономическую жизнь.

Вопрос об экономической безопасности в России встал в связи с переходом от административной системы хозяйствования к рыночной. На рубеже XX и XXI вв. в условиях трансформации политической и экономической систем, подверженности отечественной экономики не только внутренним преобразованиям и их последствиям, но и влиянию других государств и мировой экономики в целом, национальная, и в частности экономическая, безопасность приобрели особое значение.

Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992г. № 2446-1, Государственная стратегия экономической безопасности РФ, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Экономическая безопасность — это своего рода материальная основа национальной безопасности её неотъемлемая составляющая наряду с политической, социальной, военной и др., она является важнейшим элементом системы национальной безопасности (рисунок 2).

Экономическая безопасность выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости. Подобную основополагающую роль подтверждает, хотя и опосредованное, определение, данное рассматриваемому понятию в Государственной стратегии экономической безопасности РФ. В данном документе сказано: «Цель государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создавались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних yгpoз».

Анализ источников, раскрывающих сущность безопасности России, позволяет выделить ряд современных подходов к определению сущности экономической безопасности.

Первый подход отличается тем, что экономическая безопасность в его рамках рассматривается как неотъемлемая часть национальной безопасности РФ, что это, прежде всего «... защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз».

Второй подход раскрывает сущность экономической безопасности, в первую очередь, как определенное «состояние экономики». После чего, формулируются цели и задачи обеспечения экономической безопасности и защиты национальных интересов страны.

В работах В.А. Богомолова: «... сущность экономической безопасности можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»;

«Экономическая безопасность — это состояние экономики страны, которое, во-первых, по объемным и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития и, во-вторых, способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние,

соответствующее стандартам цивилизованных стран».

Рассмотрение экономической безопасности страны как «состояния экономики» представляется вполне обоснованным.

Третий подход к определению сущности экономической безопасности

представляет группа российских ученых, формулирующих сущность экономической безопасности как сочетание или «совокупность условий и факторов», обеспечивающих определенный необходимый уровень экономического развития страны.

Так, академик Л.И. Абалкин рассматривает экономическую безопасность как «...совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».

Четвертый подход предусматривает определение экономической безопасности, как «...качественного состояния совокупности основных факторов общественного производства в сочетании со способностью государства обеспечить их эффективное защищенное использование в национальных интересах и осуществлять экономическую стратегию, адекватную вызовам его меняющегося экономического пространства, в целях достижения стабильного, устойчивого развития и самосовершенствования всего общества».

Научные работы в области экономической безопасности государства являются глубокими теоретическими и практическими исследованиями, раскрывающими сущность и содержание данной категории. Однако мало представлены публикации по финансовой безопасности государства и ее ключевым элементам — банковской безопасности, безопасности фондового

рынка, валютно-денежной безопасности и т.д.

Интерес к финансовой безопасности определяется ролью самих финансов и финансовой системы государства в его существовании, тем влиянием, которое они оказывают на экономическое развитие страны. Экономическая структура любого общества не может функционировать без нормально организованного потока денежных средств.

Взаимосвязь и взаимозависимость финансов и народного хозяйства была впервые отмечена в XVIII в. главой школы физиократов Ф. Кенэ. В пояснениях к своей знаменитой экономической таблице среди причин, сокращающих производство, он, прежде всего, называет причины, обусловленные налогами: 1) плохая форма обложения, если последнее касается фермера; 2) излишнее бремя налогов вследствие чрезмерных издержек но их взиманию; 3) чрезмерные судебные расходы.

Дальнейшее развитие финансовая теория нашла в труде А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов».

Приняв в качестве одного из источников народного богатства капитал, который обеспечивает народное хозяйство финансовыми ресурсами, А. Смит дал финансовой науке достаточно прочное основание, благодаря которому она приобрела настолько самостоятельное значение, что научные рекомендации стали использоваться в законодательной практике.

Исторический переход большинства стран мира от абсолютизма к конституционному управлению, положивший начало практике бюджетирования, финансового контроля и управления, в конце XIX века приводит к расцвету финансовой теории.

Подчеркивая особую мощь финансов как инструмента, находящегося в руках государства, И.И. Янжул обосновывал и его ответственность: «Самое могущество и политическое значение государств измеряются состоянием финансов. Финансы - мерило цивилизации. Деятельность государства выросла до небывалых размеров. Государство должно заботиться о внутренней и внешней безопасности, о правосудии, просвещении и т.д.»

Таким образом, экономическая теория обосновывает особое значение финансов в экономике страны, возлагая основную ответственность за них на государство. Впоследствии практика не раз подтверждала данное обоснование. В 1929-1933 гг. Великая Депрессия поставила правительства многих стран перед необходимостью выработки новых подходов в бюджетно-налоговой политике, которая могла служить методом макроэкономической стабилизации, чтобы включить государственные финансы в систему регулирования экономики.

С того времени основополагающая роль и значение финансов постоянно возрастают. Финансовый капитал за XX век превратился из посредника, обслуживающего механизм процесса воспроизводства, в его ключевое звено, оказывающий решающее влияние на механизм, его породивший.

Как справедливо отмечает В.Б. Губин, «с учетом господствующего положения, занимаемого финансовой составляющей в современной экономике, мы вправе характеризовать последнюю как экономику, управляемую в основе своей финансовым образом, через финансовые механизмы, с помощью финансовых рычагов, финансовых стимулов и в финансовых целях».

Сегодня одним из основных факторов усиления роли финансов стал технологический прогресс, который обусловил высокий спрос па финансовые средства, а колоссальные достижения в технологиях, информатике и системах коммуникации предоставили практически неограниченные возможности в использовании финансовых ресурсов. На сегодняшний день в сферу финансов вовлечены практически все отрасли человеческой деятельности.

Важную роль в активизации сферы финансов играет процесс глобализации, связанный с падением уровня государственного регулирования и ограничений, обусловленного интересами отдельных национальных экономических структур. Мировые финансовые центры устанавливают новые правила хозяйственной деятельности. В основном это касается сокращения сроков операций и предпочтения прибыльности всем иным критериям. В результате растущая часть финансовых средств направляется не в производство, а в чисто спекулятивные сделки. Стремительно множатся виртуальные деньги и кредитные обязательства, оторванные от реалий хозяйственной жизни.

О сущности теории  финансовой безопасности рассмотрим в следующей статье.

Продолжение следует