Во все исторические периоды посредником в отношениях человека с обществом выступало государство, устанавливая для регулирования наиболее значимых отношений систему экономических и юридических норм и формируя систему правоохранительных органов, призванных функционировать в качестве силовой компоненты их соблюдения. Сущность государства определяется содержанием экономических и правовых норм, форм и методов правовой охраны общественных отношений, ибо сущность государства и права – взаимосвязанные понятия. Но правоохранительная деятельность не является самоцелью, она эффективна тогда – и только тогда – когда имеет инструменты обратной связи. В экономических сфере, последние десятилетия протекали под знаком коренных преобразований.  Переход к рыночным методам регулирования экономики, привел к  определенному снижению уровня экономической безопасности на всех уровнях жизнедеятельности общества и государства. Этим во многом обусловлено возрастающее внимание к теории и практике экономической безопасности, к разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике. Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость поддержания достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства.

Система экономической безопасности хозяйствующих субъектов под влиянием рыночных механизмов выделилась в отдельный специализированный объект управления. Таким образом, задача обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов с учетом рисков и угроз (различной природы), осуществлению бизнеса, в наиболее общей форме должна быть разрешена композиционно (т.е. комплексно по реализации и сбалансировано в аспекте интересов сторон) как на уровне отдельных субъектов, так и на уровне регуляторов рынка местного, регионального или национального.

В этих условиях  одним из основных векторов активности  представителей крупного, среднего и малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территории России, стал поиск, определение и выстраивание композиционной модели взаимодействия с органами управления федерального и регионального уровня.  Это реакция на растущие сегодня требования, предъявляемые госорганами к бизнесу с одной стороны и  ожидания бизнес-сообществом конкретных действий  со стороны государства по созданию и обеспечению  безопасных, стабильных условий экономического развития, - с другой стороны.  Все больше осознается необходимость конструктивного диалога между бизнесом, государством и обществом. В этой связи,  проблемы организации и совершенствования взаимодействия органов государственной власти (проверяющих и контролирующих структур) и представителей бизнеса, в частности структур экономической безопасности хозяйствующих субъектов, становятся особенно актуальными.  Сегодня эти проблемы рассматриваются на международных и общероссийских научных конференциях, изучаются в научной среде,  широко обсуждаются в деловых кругах и общественных объединениях.

Однако баланс интересов между бизнесом и государством в целом и между государственными проверяющими и контролирующими органами и представителями структур экономической безопасности коммерческих организаций в частности пока не найден. Особенно остро встает эта проблема  в условиях таких современных российских реалий как высокий уровень коррумпированности  государственных чиновников, существующих пробелов в законодательстве и правоприменительной практике. Важнейшей точкой объединения усилий государственного аппарата и частного бизнеса может выступить их эффективное взаимодействие в деле разработки и реализации приоритетных национальных проектов, являющихся, как справедливо отмечает глава государства Д.А. Медведев, одним из национальных приоритетов развития Российской Федерации на ближайшие годы.

Необходимость взаимодействия федеральных органов власти с подразделениями и структурами экономической безопасности хозяйствующих субъектов следует рассматривать не только с позиций утилитарных, но и как конструктивную обязанность, предписанную государственным служащим действующим законодательством:

Взаимодействие в экономической науке — понятие многоплановое. Применительно к деятельности государственных органов и бизнеса его можно рассматривать в двух аспектах.

I. Взаимодействие в широком смысле — как деловое сотрудничество федеральных органов власти и бизнеса в стране и за рубежом в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

П. Взаимодействие в узком смысле — как координация контрольных проверок, оперативно-розыскных и следственных мероприятий (действий) федеральных органов власти с подразделениями экономической безопасности хозяйствующих субъектов по конкретным эпизодам борьбы с преступлениями экономической направленности, правонарушениями и коррупцией проявляемых в деятельности хозяйствующего субъекта.

Элементами взаимодействия могут быть партнерство, сотрудничество, обусловленные необходимостью защиты интересов отечественных товаропроизводителей, ускорение научно-технического прогресса, формирования нового технологического уклада, обеспечения национальной и экономической безопасности.

Элементами взаимодействия могут быть партнерство, сотрудничество, обусловленные необходимостью защиты интересов отечественных товаропроизводителей, ускорение научно-технического прогресса, формирования нового технологического уклада, обеспечения национальной и экономической безопасности.

Продолжение следует