Несмотря на уверения властных структур о том, что кризис якобы завершается, он по-прежнему негативно влияет на жизнь граждан страны. 

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», депутат Государственной Думы ФС РФ О.Дмитриева, в статье, опубликованной в «Парламентской газете» 12 марта 2010 года, писала, что по темпам экономического роста в 2009 году наша страна заняла 207-е место из 214. По продолжительности жизни мы находимся на 131-м месте из 180 стран, при этом за последние три года мы опустились со 128-го на 131-е место. По уровню коррупции мы занимаем 147-е место из 180 стран, в то время как в 2005 году мы были на 126-м месте. 

Но мы являемся своеобразными лидерами по количеству людей, гибнущих в результате различных инцидентов, нарушений требований безопасности и охраны труда. Министр здравоохранения и социального развития страны Т.Голикова в своем обращении к участникам съезда специалистов по охране труда отметила, что «в России каждый год 180 тыс. человек умирает по причинам, связанным с действием вредных и опасных производственных факторов. Более 200 тыс. человек получают травмы на производстве, регистрируется 10 тыс. случаев профессиональных заболеваний, более 14 тыс. человек становятся инвалидами. В итоге из-за плохих условий труда мы теряем около 2% ВВП и лишаемся квалифицированных кадров, в которых нуждается российская экономика». 

Сложная ситуация в экономике заставляют различные коммерческие и государственные структуры экономить средства. Это в полной мере касается и деятельности частных охранных структур, которые после принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием частной охранной и детективной деятельности» №272-ФЗ в ряде случаев оказались в сложных условиях существования. 

ЧОО чтобы выжить в таких условиях приходится возвращаться к испытанному способу – затягивать потуже пояса и экономить на всем, в том числе на расходах, связанных с охраной труда, созданием здоровых и безопасных условий труда персоналу охранных структур. 

Чтобы помочь ЧОО, хотелось бы более детально остановиться на одной позиции, которая в нынешних условиях позволит сэкономить собственные финансовые средства и одновременно решить некоторые проблемы в сфере охраны труда. 

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 августа 1998 года №125-ФЗ, Трудового кодекса РФ и других законодательных актов каждая хозяйствующая структура должна производить уплату налогов в Пенсионный фонд РФ, в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) РФ и Фонд социального страхования (ФСС) РФ. 

Такие налоги платит каждое ЧОО. При этом размер отчислений зависит от численности работающих и уровня оплаты их труда. Уплатив налоги, можно спать спокойно, но можно, потратив определенные усилия, вернуть назад часть из них по обязательному социальному страхованию и израсходовать на выполнение мероприятий по охране труда. 

Упомянутый выше Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 августа 1998 года №125-ФЗ дает такую возможность. Более детально эта позиция отражена в приказе Минздравсоцразвития РФ от 5 февраля 2010г. №64н «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2010 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». 

«Правила…», утвержденные указанным приказом Минздравсоцразвития РФ, предусматривают, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов, которые в установленном порядке перечисляются организацией (ЧОО) в исполнительный орган ФСС России в текущем календарном году. 

Объем средств, направляемых ЧОО на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. Для кого-то 20% в денежном выражении - большая сумма, для кого-то не очень, но в любом случае это выгода, поэтому не воспользоваться ею руководителю ЧОО просто было бы неразумно. 

За счет 20% средств страховых взносов ЧОО может осуществить выполнение следующих видов работ по охране труда: 

а) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; 

б) реализацию мероприятий по приведению уровней запыленности и загазованности воздуха, уровней шума и вибрации и уровней излучений на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; 

в) обучение по охране труда следующих категорий работников: 

- руководители частных охранных организаций; 

- работники ЧОО (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране труда; 

- руководители и специалисты служб охраны труда организаций; 

- члены комитетов (комиссий) по охране труда; 

- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов; 

г) приобретение работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (СИЗ) или в соответствии с предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ, указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; 

д) санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; 

е) проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; 

ж) обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (ЛПП), для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009г. №46н (зарегистрирован Минюстом России 20.04.2009г. №13796); 

з) приобретение предприятием-страхователем, работники которого заняты на подземных работах, а также на работах, связанных с движением транспорта, для проведения предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры); 

и) приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов). 

Для того чтобы получить возможность использовать финансовые средства в размере 20% на предупредительные мероприятия по охране труда, руководитель ЧОО должен обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в исполнительный орган ФСС России по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. 

К заявлению прилагается пакет документов, установленный упомянутым приказом. При этом для каждого из 8 направлений предупредительных мероприятий пакет документов содержит свои особенности. 

При предоставлении ЧОО неполного комплекта документов заявление к рассмотрению не принимается. При этом не возбраняется повторно обратиться с заявлением в исполнительный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации с приложением полного комплекта документов. 

Исполнительный орган ФСС России на основании представленных документов в течение 15 дней в установленном порядке принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер по охране труда. 

Следует отметить, что исполнительный орган ФСС России может отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер по охране труда в строго ограниченных случаях: 

а) если у ЧОО имеется недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи ЧОО заявления о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда; 

б) представленные им документы содержат недостоверную информацию. 

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается. 

ЧОО, получив разрешение исполнительного органа ФСС России, ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в исполнительный орган Фонда социального страхования отчет об их использовании. 

После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в исполнительный орган Фонда документы, подтверждающие произведенные расходы. 

Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что наше российское законодательство не часто представляет возможность получить какие-либо льготы из оплаченных налогов. Приказ Минздравсоцразвития России от 5 февраля 2010г. №64н дал такую возможность на текущий год, и ею следует обязательно воспользоваться. Для этого нужно, чтобы главный бухгалтер вместе с руководителем или работником, отвечающим за охрану труда в ЧОО, оформили необходимые документы. 

Практика показывает, что некоторые главные бухгалтера, мягко говоря, ленятся оформлять документы, делать отчеты, представлять их в исполнительный орган ФСС России. При этом они нередко вводят руководителей ЧОО в заблуждение, говоря им о трудоемкости представления документов в исполнительный орган ФСС России, о незначительности сумм в размере 20% и т.д. Именно по этой причине многие ЧОО не используют предоставленные законодательством льготы на финансирование предупредительных мероприятий по охране труда.  

Такой подход чреват и другими негативными моментами. Когда в ЧОО происходит несчастный случай с работником или инспекция труда проводит плановую проверку, то ее должностные лица всегда обращают внимание на использование ЧОО представленных финансовых льгот на проведение предупредительных мероприятий по охране труда. Если ЧОО использовала предоставленные ей возможности, то это свидетельствует о том, что руководство ЧОО делало все возможное для успешного решения вопросов охраны труда. 

Но если руководство ЧОО не использовало представленные льготы, а при этом заявляет, что у него не хватает средств на выполнение мероприятий по охране труда, то тут становится ясно, что руководство ЧОО, мягко говоря, лукавит. Неиспользование 20% льгот на финансирование предупредительных мероприятий по охране труда является свидетельством этого, и проверяющие не преминут этим подтверждением воспользоваться. 

Не забывайте пользоваться законодательно предоставленными возможностями для улучшения положения дел с охраной труда в своей организации, делайте все возможное для создания безопасных условий труда охранников.