В статье 7 Закона данная ответственность закреплена окончательно: «В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций».

Поэтому, как бы ни хотел руководитель бизнеса, упростить систему учета, он должен осознавать меру ответственности за организацию и ведение учета.

На основании Закона «О бухгалтерском учете», руководитель малого предприятия может в зависимости от объема учетной работы: ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту.

Достаточно часто услуги по ведению учета выполняют аутсорсинговые компании, которые должны быть наделены таким правом.

В частности, ведение учета входит в систему предоставляемых сопутствующих услуг аудиторскими организациями. Казалось бы, руководитель должен только лишь сделать выбор: принять на работу бухгалтера, который будет верным помощником, либо заключить договор со специализированной фирмой.

Однако, руководитель должен при этом всегда помнить о том, что только он отвечает за ведение учета на предприятии, а для того, чтобы нести ответственность, необходимо, как минимум, понимать, за что отвечаешь, и определить возможности взаимодействия между руководителем и исполнителями учета.

В данной статье попробуем понять, какой из способов ведения учета лучше, определить роль руководителя в организации учета и найти истинный путь постановки учета на предприятии с целью сохранности ресурсов предприятия, своевременной подготовки отчетности разных видов, своевременного использования данных отчетности для принятия эффективных управленческих решений.

В основе учета налогового, который всегда обязателен к исполнению налогоплательщиком, лежит учет бухгалтерский, основные задачи которого сформированы в томе же Законе: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости».

На основании представленных задач учета, можно сказать, что полноценное ведение учета, необходимо, прежде всего, самим руководителям, как бы ни хотелось им максимально упростить учет, а, часто, перенести ответственность на других работников, и вообще не касаться учета. Современное положение дел показывает, что таковые действия невозможны.

Существует статистика добросовестного отношения между работником и работодателем в случае найма бухгалтера, между заказчиком и исполнителем в случае заключения на оказание услуг по ведению учета. Показатели говорят о том, что опасность может поджидать предпринимателя в обоих случаях, связано это, как раз с тем, что он не знает правил ведения учета на предприятии.

Хочется еще раз повторить, что малые предприятия освобождены только от предоставления форм отчетности в налоговую инспекцию, от ведения бухгалтерского учета как такового, их никто не освобождал. Здесь малым предприятиям предлагаются упрощенные формы ведения учета, возможности предоставления бухгалтерской информации пользователям на самостоятельно разработанных носителях.

Нужно сказать, что правила ведения упрощенного учета разработаны довольно давно, в 1998 году , в момент, когда программы ведения учета «1С бухгалтерия», и прочие бухгалтерские программы, не были столь доступны для пользователей. Современная система, предполагающая применение компьютерных технологий, дает возможность ведения учета на основе применения общепринятого и закрепленного Законом.

Продолжение следует...

Об авторе; Галина Владимировна Зайцева, финансовый эксперт коммерческой организации, действительный член Института профессиональных бухгалтеров России, преподаватель бухгалтерского учета, налогов и налогообложения НОУ ЦО "Альтернатива МКТА".

Статья опубликована на сайте http://alt74.ru/article0/article0_238.html