Написать данные заметки автора заставила статья профессора В.И.Шестакова «Какие объекты подлежат государственной охране?». Сегодня среди практикующих юристов и ученых правоведов не всегда однозначно определяются и разрешаются вопросы государственной охраны. Статья профессора В.И.Шестакова как всегда очень актуальна и написана хорошим юридическим языком. Приведенный анализ правоприменительной практики в отношении объектов государственной охраны заслуживает самого серьезного внимания. Однако в отдельных положениях, на наш взгляд, есть некоторые неточности, которые легко устранимы в процессе обсуждения, но имеют практическое значение. Именно поэтому мы решили обратить ваше внимание на ряд позиций, высказав сомнения по поводу отдельных положений в статье В.И.Шестакова.

Первое, что требует детальной проработки, - это юридическое определение «государственная охрана», которое приводит В.И.Шестаков, ссылаясь на Федеральный закон от 27 мая 1996г. №57-ФЗ «О государственной охране» с последующими изменениями и дополнениями.

Статья 1 указанного Закона четко и однозначно определяет «государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер».

Здесь необходимо определить, какому органу государственной власти предоставлены функции обеспечения безопасности объектов государственной охраны. По тексту гл.III цитируемого закона можно сделать вывод, что таким госорганом является Федеральная служба охраны (ФСО).

Но вернемся к ст.1 и посмотрим, что является объектом государственной охраны - «лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом». Следовательно, объектом государственной охраны является определенное законом физическое лицо (на профессиональном слеге «охраняемое лицо»).

Далее законодатель дает определение «охраняемые объекты» - «здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; территории и акватории, прилегающие к указанным зданиям, строениям, сооружениям и подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны; предоставленные им земельные участки и водные объекты».Данное определение дает право сделать вывод, что под охраняемыми объектами можно понимать только здания, строения и сооружения федеральных органов власти и прилегающие территории и акватории, здания и сооружения, находящиеся в их оперативном управлении, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности охраняемого объекта (лица). Никакие иные строения территории, акватории и т.д. не относятся к охраняемым объектам, так как там отсутствует объект охраны.

Не менее важным является и определение «охранные мероприятия» - «совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности.

Это положение дополняет и конкретизирует ст.5. «Органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану». Из текста статьи видим «Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны». Еще раз подчеркнем, единственным субъектом, осуществляющим государственную охрану, является ФСО!!!

Кроме того, в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы Российской Федерации, органы пограничной службы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Если говорить обычным языком, то все иные органы безопасности государства являются приданными силами в рамках своих компетенций, участие их в обеспечении государственной охраны определяется субъектом данного вида деятельности. Обращаю внимание, что ни ведомственная, ни вневедомственная охрана не являются органами государственной безопасности, это структурные подразделения министерств, действующие в рамках своих законодательных полномочий. К органам государственной охраны их нельзя относить по сути данного Закона. Скорее Министерство обороны можно отнести к органам безопасности, призванным для обеспечения объектов государственной охраны и защиты, чем подразделения вневедомственной охраны.

Обратимся теперь к Федеральному закону от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране». Статья 1 Закона определяет: «ведомственная охрана - совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств». Обращаю внимание, в определении нет слов «государственная ведомственная охрана», как определяет ее автор статьи. Наоборот, это специализированные органы управления силы и средства федерального органа, предназначенные для защиты объектов охраны.

Постановлением Правительства определено 13 федеральных органов, имеющих право учреждать ведомственную охрану. Если внимательно посмотреть положения постановления Правительства РФ от 12 июля 2000г. №514 «О ведомственной охране», то наряду с МЧС и Министерством обороны обнаружим Министерство сельского хозяйства, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство специального строительства, Федеральное космическое агентство. Понятно, что каждый из указанных федеральных органов имеет свои объекты охраны, определенные соответствующими постановлениями Правительства и решениями министерств и ведомств. Но как их можно соотнести к объектам государственной охраны? (напомним, объектом государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране). Скорее всего, это ошибочное суждение.

Еще большая путаница, на наш взгляд, произошла с функционалом вневедомственной охраны.

Вневедомственная охрана – специализированная служба в системе органов внутренних дел, предназначенная для охраны имущества собственников (физических и юридических лиц), защите объектов на договорной, возмездной основе. Правовой базой деятельности ОВО является Закон «О милиции» и постановление Правительства РФ 14.08.1992г. №589 (редакция от 04.08.2005) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации».   

Решая вопросы ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в рамках административной реформы одной из рекомендаций правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов (2003г.), было предложение о выводе вневедомственной охраны из структуры МВД России. Альтернативой ликвидации службы стала реорганизация вневедомственной охраны путем полного разграничения ее правоохранительных и экономических функций. Как результат появились две самостоятельные (по крайней мере, юридически) структуры.

Департамент государственной защиты имущества, в задачи которого входит:

- участие в формировании основных направлений государственной политики в установленной области деятельности;

- обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области государственной защиты имущества;

- разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по совершенствованию государственной защиты имущества;

- методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел по государственной защите имущества в пределах своей компетенции;

- осуществление взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в установленной области деятельности http://www.mvd.ru/struct/3299/.

Обратите внимание, никаких задач по охране государственных объектов или решению задач обеспечения охраны указанных объектов нет. Следовательно, эта функция у ДЗГИ МВД РФ не присутствует.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России, созданное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005г. №66 путем реорганизации вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и создании на базе военизированных подразделений вневедомственной охраны самостоятельного коммерческого предприятия.

Утверждение автором статьи положения о том, что ч.1 ст.26 ФЗ «О ведомственной охране», до принятия федерального закона, регулирующего деятельность вневедомственной охраны, действие указанного Федерального закона, за исключением статей 8 и 9, распространяется и на вневедомственную охрану при органах внутренних дел, является не совсем точным.

Данное положение определено Федеральным законом от 15 июня 2006г. №88-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"».

Позволим себе процитировать весь текст Закона: «Внести в статью 26 Федерального закона от 14 апреля 1999 года №77-ФЗ "О ведомственной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №16, ст.1935) следующие изменения:

в первом предложении слова "за исключением статей 8 и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, осуществляющих" заменить словами "за исключением статей 5, 8, и 9, распространить на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие"; в третьем предложении слова "работников вневедомственной охраны" заменить словами "работников указанных подразделений"».

Таким образом, положения закона «О ведомственной охране» распространяются на военизированные и сторожевые подразделения организации, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации, а это ничто иное как подразделения ФГУП «Охрана». Еще более конкретно об этом сказано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране"»: «разработан в целях распространения действия Федерального закона "О ведомственной охране" (за исключением статей 5, 8 и 9) на военизированные и сторожевые подразделения ФГУП "Охрана", подведомственного МВД России».

 

Постановление Правительства России от 11.02.2005г. №66 «Вопросы реформирования вневедомственной охраны ….» определило «Создать федеральное государственное унитарное предприятие "Охрана", подведомственное Министерству внутренних дел Российской Федерации, на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств охраны».

Никакого отношения ФГУП «Охрана» к государственной охране (по определению ФЗ от 27 мая 1996г. №57-ФЗ) не имеет.

Не менее интересным является отнесение объектов охраны к государственным, проводимое чиновниками МВД РФ. Приведем цитату: подразделениями вневедомственной охраны обслуживается «514,5 тыс. объектов различных форм собственности, в том числе 45,4 тыс. подлежащих государственной охране (здания органов государственной власти и управления, учреждения кредитно-финансовой системы; международные аэропорты; гидротехнические сооружения; объекты телерадиовещания и печати, культурного наследия России; места хранения оружия и боеприпасов, наркотических веществ, добычи и переработки драгоценных металлов и камней; склады мобилизационного резерва, взрывчатых веществ и материалов и другие объекты особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения). http://www.cordvo.ru/ 

Такое расширенное толкование понятия «объект государственной охраны» приводит к тому, что склады с запасами портянок и сапог стали объектами государственной важности. Поэтому Валерий Иннокентьевич абсолютно прав в своих выводах о том, что «Под объектами, подлежащими государственной охране, следует понимать только объекты, являющиеся государственной собственностью и перечисленные в ст.6 ФЗ «О государственной охране». А внесение в этот перечень объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч.1 ст.8 ФЗ «О ведомственной охране») нам представляется излишним.

Так как статьей В.И.Шестакова и этими заметками вопрос о государственной охране не исчерпан, приглашаем читателей высказать свое мнение по данной проблеме.