В последние годы, наряду с органами правопорядка, важное место в реализации задач, связанных с обеспечением безопасности на транспорте, отводится и подразделениям НСБ. В том числе — частным охранным предприятиям. Уже сегодня сотрудников ЧОПов можно видеть охраняющими пассажирские и грузоперевозки на железнодорожном и автомобильном транспорте, обеспечивающими охрану объектов, в той или иной степени связанных с транспортной инфраструктурой. 

Недавние теракты в московском метрополитене еще раз показали: самое уязвимое место с точки зрения террористических угроз – это транспорт. Предотвращение таких террористических актов – это сложное дело, как и обеспечение безопасности на транспорте в целом, — отметил в этой связи Президент России Дмитрий Медведев. — Опыт последнего периода это показывает. Нужно существенно усилить то, что делается, посмотреть на эту проблему в государственном масштабе. Не только применительно к конкретному виду транспорта или конкретному населенному пункту. Очевидно, того, что предпринималось до этого, недостаточно. Трагические инциденты заставили задуматься о безопасности всей нашей транспортной системы, о способах более действенной защиты российских граждан и в целом государства от террористических атак и преступных посягательства, об упреждении и предотвращении подобных угроз. Уже через несколько дней после совершения терактов, 31 марта, Президентом Российской Федерации был подписан указ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Согласно этому документу, до 1 января 2014 года в нашей стране должна быть запущена система, охватывающая самый широкий спектр мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. Во исполнение президентского указа был проведен координационный совет в Министерстве транспорта. На нем принято решение о создании межведомственной рабочей группы по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, которую возглавит министр транспорта РФ Игорь Левитин. В совещании приняли участие руководители подведомственных Минтрансу агентств и служб, представители МЧС, МВД, ФСБ, начальник московского метрополитена. Всем заинтересованным ведомствам было поручено представить предложения по формированию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. По информации КЦ РОСС, ряд охранных организаций в свое время предлагали к реализации проекты обеспечения безопасности на трассах с использованием технических средств и реагирования на сигналы силами ЧОПов. В этой связи высказывается предложение вынести данные проекты на обсуждение межведомственной рабочей группы по созданию комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. В сегодняшних условиях, возможно, они будут востребованы. Стоит отметить, что в последние годы, наряду с органами правопорядка, важное место в реализации задач, связанных с обеспечением безопасности на транспорте, отводится и подразделениям НСБ. В том числе — частным охранным предприятиям. Уже сегодня сотрудников ЧОПов можно видеть охраняющими пассажирские и грузоперевозки на железнодорожном и автомобильном транспорте, обеспечивающими охрану объектов, в той или иной степени связанных с транспортной инфраструктурой. В этом еще раз подтверждается прописная истина – государственными средствами обеспечить безопасность всего и вся сегодня попросту невозможно. У государства элементарно не хватит сил и возможностей для выполнения этой задачи. Поэтому важное место здесь должно быть отведено профессионалам из структур НСБ, основу которых, как известно, составляют выходцы из правоохранительных органов, имеющие большой служебный и жизненный опыт. С учетом фактически предпринятой против России террористической агрессии, роль всех структур, связанных с обеспечением безопасности, в том числе негосударственных, существенно возрастает. Роли и месту НСБ в системе обеспечения безопасности на транспорте – как связанной с человеком, так и при организации перевозок грузов, материальных ценностей, защиты объектов от преступных посягательств — было посвящено прошедшее в «МБ» заседание круглого стола. На него мы пригласили экспертов в этой области, чье профессиональное мнение позволяет разобраться в проблематике этой сферы охранной деятельности, определиться с перспективами и направлениями ее развития.

Заместитель председателя Объединения «Глобал Безопасность» по вооружению Александр АКИМОВ:

«Свести риск к минимуму – задача вполне выполнимая»

— Несколько последних лет мы жили с некоторой уверенностью, что теракты остались в прошлом, что «горячие» точки уже «остыли». Два взрыва в московском метро вернули нас к реальности. Мы стали опять внимательно вглядываться друг другу в лицо, а милиция с подозрением осматривать каждого из нас. Как случилось, что снова стало возможным беспрепятственно пронести в метро взрывчатку? Или, может быть, больше разговоров о безопасности, чем реальных действий? Каждый из нас задает сейчас себе эти вопросы и пытается найти ответы…

Недавно вышел президентский указ, в соответствии с которым правительству указано на принятие срочных мер по обеспечению безопасности населения на транспорте. До 31 марта 2011 года необходимо оснастить «наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства». Также необходимо «завершить до 1 января 2014 года создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, для предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения».

Что подразумевается под этими общими формулировками, сказать трудно. Надежда только на то, что специалисты по безопасности знают, о чем идет речь, представляют масштабы работы. Я хочу высказать на этот счет свою точку зрения, которая, как мне кажется, совпадет с мнением не только специалистов, но и обычных граждан.

Большинство из нас как минимум два раза в день спускается в столичную подземку. И все знают, что если и ведется здесь какое-либо наблюдение, то в основном за тем, чтобы граждане не проходили без билета или не пользовались чужими социальными картами. Так что первый барьер в метро вероятный смертник может преодолеть без проблем.

А может быть, имеет смысл при входе в метрополитен устанавливать металлодетекторы, и таким образом проверять всех, кто несет что-то металлическое или подозрительное? Несогласные с такой мерой говорят о затратности подобных проверок. Ведь металлодетекторы стоят немалых денег. К тому же поток пассажиров в «час пик» весьма велик.

В ответ на это хочу спросить: а жизнь граждан настолько дешева, что ее «стоимость» не учитывается?

Большую роль в обеспечении безопасности на транспорте сейчас играет человеческий фактор. Всех сотрудников метро, которые стоят на пропуске, всех сотрудников милиции, работающих в подземке, надо учить выявлять лиц, замышляющих что-либо противозаконное или опасное для граждан.

Еще из мер обеспечения безопасности на транспорте я бы выделил осмотр на конечных пунктах маршрутов следования на наличие подозрительных предметов. Под сиденьем могут оставить сумку, пакет, сверток со взрывчатым веществом. Это правило касается и метро, и автобусов, и маршруток.

Надо также инструктировать водителей, чтобы они более внимательно осматривали входящих пассажиров. Особенно, если те едут с большими пакетами. Конечно, в каждый троллейбус, автобус, маршрутку милиционера не посадишь. Но сейчас, когда пассажиры при посадке заходят в одну дверь, водитель имеет возможность вести более пристальное наблюдение.

Что касается координации усилий в охране общественного транспорта правоохранительных органов и охранных структур, то пока каких-либо конкретных предложений на этот счет нам не поступало. Но примеры нашей работы в этой сфере есть. Скажем, не так давно нас приглашали на охрану авиасалона. В рамках этой задачи мы, в частности, вели проверку пассажиров автобусов, отправлявшихся на авиа-шоу. Если на человеке была просторная одежда, под которой можно было что-то спрятать, мы просили расстегнуться, показать, что ничего противозаконного не имеется.

Частные охранные организации, безусловно, могли бы оказать помощь в обеспечении безопасности на транспорте. Но для этого нужны законы, договоренности. Самостоятельно проявлять такую инициативу мы не можем. Хотя ситуации, когда очень хочется вмешаться, бывают. Например, когда видишь явную невнимательность сотрудников транспортной милиции или непрофессиональную работу инкассаторов. Часто приходится наблюдать, как инкассаторы практически сами провоцируют потенциальных преступников своим поведением: ведут себя невнимательно, расслабленно, не следят за обстановкой. Многие проблемы и трагические ситуации можно было бы предотвратить, если бы каждый выполнял свою работу более внимательно, следовал бы элементарной инструкции.

На железнодорожном транспорте есть охрана, есть свои ЧОПы. Но их в основном привлекают для сопровождения грузов. Правда, на станциях, у турникетов также стоят ЧОПовцы. Но в их обязанности преимущественно входит «отлов» безбилетников. На все остальное они зачастую не обращают внимания. Или эти сотрудники не готовы к серьезным проверкам пассажиров, или их этому не учат?..

Можно было бы создать специальный курс, обучающий подобным действиям. Например, охранники Объединения «Глобал Безопасность», независимо от разряда, обладают знаниями о правилах проверки подозрительных лиц. Они знают, на какие детали одежды, внешности, поведения надо обращать внимание. Считаю, что наших сотрудников мы готовим не хуже, чем готовят милиционеров. Я сам долгие годы служил в правоохранительных органах. Сейчас в милиции часто бывает так, что на одного следователя приходится аж три аналитика — один работает, ищет, а трое «планируют его работу». А может, надо наоборот? Я когда-то был оперативным работником. Скажу, что именно с нас начиналась работа по выявлению подозрительных лиц.

Сегодня можно услышать предложения о введении крайних мер – «закрыть» Москву. Я считаю, что этого делать нельзя. Москва — гостеприимный город. Мы рады всем, кто едет к нам с добрыми намерениями. Но при этом гостеприимство не отменяет внимательности и бдительности. Стоит более пристрастно просматривать пассажиров, прибывающих на вокзалы. У турникетов в метро не мешало бы поставить профессиональных работников, умеющих в толпе увидеть, вычислить подозрительного человека. На первом месте здесь должны стоять два важных вопроса: профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и добросовестного выполнения ими своих обязанностей.

Необходимо более тщательно проверять и автомашины, прибывающие в Москву из других регионов. Например, если сотрудники «Глобал Безопасность» занимаются охраной перевозимых грузов, то мы не только охраняем груз, но и знаем, что в нем не содержится опасных веществ. А иные недобросовестные фирмы порой даже толком не знают, что за груз они охраняют. А ведь это могут быть и взрывчатые вещества, и компоненты, из которых потом можно сделать взрывчатку. То есть здесь снова возникает вопрос профессиональной подготовки, ответственности каждого за свою работу.

Никто не может дать гарантию полного исключения вероятности терактов. Это, к сожалению, пока невозможно… Но свести риск к минимуму – задача вполне выполнимая. Большинство государств, которые постоянно подвергаются угрозе террористических актов, например, Израиль, давно разработали и ежедневно применяют достаточно жесткие меры безопасности. И при этом граждане государства относятся к этому с пониманием. Никому не приходит в голову возражать или возмущаться. Ведь все это — для безопасности людей. И наша работа, работа подразделений негосударственных структур безопасности, тоже направлена на обеспечение этих целей.

Президент Ассоциации предприятий безопасности «ГРУППА Р» Игорь ЕРЕМИН:

«ЧОПы должны восприниматься как союзники и партнеры государственной системы безопасности, а не как конкуренты»

— Роль и место частной охраны в системе государственной безопасности определены Законом о частной детективной и сыскной деятельности. Читаем в 3-й статье закона: «В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка». Поэтому свой огромный профессиональный, человеческий, информационный, технический потенциал в общей системе безопасности ЧОПы реализуют в этом правовом поле.

Чтобы это взаимодействие было результативным, необходимо, на мой взгляд, разработать системный подход в вопросах привлечения ЧОПов к обеспечению безопасности, и не только транспортной. Начинать надо с подготовки сотрудников охраны. При подготовке в школах охраны в учебные программы следует включить темы, которые позволят охранникам реализовать свой жизненный, армейский и милицейский опыт. Ведь ни для кого не секрет, что большинство сотрудников охраны пришли в ЧОПы из правоохранительных органов, проходили службу в армии. Многие из них побывали в «горячих точках». Они не понаслышке знают, что такое обеспечение безопасности и, самое главное, умеют это делать.

Теперь о возможностях частной охраны. Я сейчас немного отступаю от темы нашей беседы, скажу не о транспорте. Торговые центры, магазины, офисные и складские помещения в большинстве своем находятся под охраной ЧОПов. Разве это не подспорье правоохранительным органам? Другое дело, что сотрудники охраны ограничены в своих правах. Возьмем, к примеру, такой эпизод. Внимание охранника на входе в торговый центр привлекло подозрительное поведение посетителя. Всё, что может сделать охранник, это сообщить о своем подозрении милиционеру или нажать «тревожную» кнопку. То есть сотрудник охраны в качестве превентивной меры может предложить только свою бдительность и наблюдательность. И, конечно, оперативность.

Отсюда следует, что деятельность ЧОПов может рассматриваться только в качестве резерва (дополнительной возможности) поддержки правоохранительным органам. Но это тоже задача крайне важная.

Например, в АПБ «ГРУППА Р» работа в этом направлении проводится уже давно. Структурное подразделение ассоциации — кинологический племенной центр (КПЦ) «АТАМАН» — давно сотрудничает с правоохранительными органами, выделяя для работы собак по поиску и обнаружению взрывчатых веществ. Кинологические расчеты КПЦ «АТАМАН» неоднократно привлекались сотрудниками МВД для работы на выставках, аэровокзалах, стадионах. А также на объектах транспорта. На мой взгляд, включение кинологических расчетов в общую систему обеспечения безопасности позволит резко повысить качество упреждения террористических актов. Кроме того, правоохранительные органы привлекают сотрудников охраны АПБ «ГРУППА Р» и к участию в обеспечении правопорядка на выборах, массовых мероприятиях и т.д.

Хочу сказать следующее. После страшной трагедии в московском метро 29 марта все силы правоохранительных органов брошены на обеспечение безопасности метрополитена. Но трагедия может произойти и на наземном транспорте, и на железной дороге, и в торговых центрах, и на стадионах. Печальная статистика террористических актов это подтверждает. Поэтому бдительность и правоохранительных органов, и частных охранных предприятий на вверенных им объектах должна быть обеспечена не только после того, как прогремел взрыв. Быть начеку необходимо и днем, и утром, и ночью. И в транспорте, и в торговых центрах, и в развлекательных и спортивных сооружениях.

А механизм взаимодействия ЧОПов с правоохранительными органами должен рассматриваться как комплекс совместных мероприятий. Здесь и участие в охране правопорядка при проведении массовых мероприятий, и оказание содействия в задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и другие аналогичные действия. Сотрудники охраны могут предоставлять правоохранительным органам оперативно-значимую информацию, по которой может проводиться работа по поиску лиц, причастных к подготовке террористических актов. И при этом важно, чтобы законодательство гарантировало сотрудникам частной охраны защиту государства. В целом ЧОПы должны восприниматься как союзники и партнеры государственной системы безопасности, а не как конкуренты.

Начальник отдела Охранной группы «Дубровник» по сопровождению товарно-материальных ценностей Дмитрий ЯКОВЛЕВ:

«Мелочей в нашем деле не бывает…»

— Мне бы хотелось коснуться такой сферы обеспечения безопасности на транспорте, как безопасность транспортных перевозок материальных ценностей. В том числе — денежных средств. Ведь нападения во время таких операций, увы, не редкость. А похищенные средства зачастую идут на содержание преступных группировок, в том числе – террористической направленности. К тому же, во время нападений нередко гибнут или страдают люди, попадающие в зону обстрела. Нам, сотрудникам охраны, необходимо при решении своих задач действовать максимально профессионально.

Охране транспортных перевозок в нашей группе компаний уделяется особое внимание. Прежде всего, мы понимаем высокую ответственность и перед заказчиком, и перед людьми, которые в момент транспортировки находятся в непосредственной близости от охраняемого объекта. Цель работы непосредственно нашего отдела — обеспечение эффективной безопасности при инкассировании денежных средств, перевозке ценных бумаг и материальных ценностей.

По опыту своей деятельности, могу сказать, что залогом успешной работы здесь является надежный и удобный транспорт. Он имеет большое значение, так как сотрудники охраны, сопровождающие груз, проводят в дороге большую часть времени. Во время следования по маршруту сотрудники Охранной группы «Дубровник» отслеживают ситуацию на дороге, при необходимости действуют четко в соответствии с должностными инструкциями, а также Положением по особым обязанностям. Четкое соблюдение должностной инструкции при транспортировке, обеспечивает сохранность перевозимого имущества. При проведении инкассации, перевозки ценностей следует вести постоянное наблюдение за складывающейся обстановкой возле автомобиля, так как любая даже самая незначительная мелочь может оказаться решающей при возникновении чрезвычайной ситуации. Так что мелочей в нашем деле не бывает…

Необходимо помнить, что наиболее опасными, с точки зрения движения автомобиля, являются места выезда, въезда и места окончания поездки. Техника безопасности подразумевает использование и технических средств. Радиостанции, микрофоны, бронежилет и другие элементы экипировки, как обязательный предмет, должны быть у каждого члена экипажа. Обязательным условием эффективной работы является доскональная проверка всех спецсредств перед заступлением на маршрут. Специально оборудованный автотранспорт должен быть технически исправен, и иметь сертификат соответствия, оборудован внутренними запорами дверей, и иметь цветовое и звуковое обеспечение в соответствии с действующим ГОСТом. Техника безопасности включает в себя и повышение качества транспортного средства.

Основной целью обеспечения безопасности на транспорте является устойчивое функционирование всего транспортного комплекса и отлаженные действия сотрудников охраны. Максимальной эффективности можно добиться благодаря этим двум составляющим. Транспортная безопасность направлена на защиту пользователей транспортных средств, на защиту получателей и перевозчиков грузов, а также лиц, находящихся в зоне прямого воздействия автомобиля. Хочется также отметить, что ввиду участившихся нападений и недавних терактов в Москве, все сотрудники Охранной группы «Дубровник» дополнительно инструктируются руководителями подразделений. Осуществляется и более жесткий отбор при подборе сотрудников охраны на эти должности.

***

Безусловно, это не все мнения, которые стоило бы высказать на такую животрепещущую тему, как транспортная безопасность. И в этой связи редакция намерена продолжить начатый диалог. К разговору в открытом режиме приглашаются все, кто имеет свою точку зрения по данному вопросу, кто готов предложить собственный рецепт преодоления нынешней тревожной ситуации в данной сфере.

Из Указа Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»:

«В целях создания комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения и в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007г. № 16-ФЗ „О транспортной безопасности“ постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) утвердить в 4-месячный срок комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предусматривающую объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по обеспечению безопасности на транспорте;

б) завершить до 31 марта 2011 г. оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства;

в) завершить до 1 января 2014 г. создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения;

г) определить организацию (организации), ответственную (ответственные) за разработку новых технических средств для обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от чрезвычайных ситуаций и террористических актов;

д) предусмотреть выделение необходимых бюджетных ассигнований из федерального бюджета на функционирование комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения».

Вести из регионов

Казань: бдительность, и еще раз бдительность.

— Наши сотрудники несут службу в усиленном режиме, все прошли подробный инструктаж о том, какие действия необходимо предпринять при возникновении нештатной ситуации в общественном транспорте, — говорит начальник отдела милиции на метрополитене МВД по Республике Татарстан подполковник милиции Рамиль Нугуманов. — В составе дежурных бригад кроме сотрудников милиции есть кинологи с собаками, взрывотехник. Вагоны тщательно обследуются перед выходом на линию, а также перед заходом в депо.

На днях в ходе осмотра в одном из вагонов был обнаружен пакет с телефоном и неизвестными предметами, снабженными проводами. Состав освободили от пассажиров, специалисты исследовали находку. К счастью, ничего подозрительного обнаружено не было.

В связи с трагическими событиями в Москве в состояние особого режима переведены и другие транспортные узлы Казани. Например, местный автовокзал «Южный» оснастили кнопками экстренного вызова, множеством видеокамер. Службу внутри вокзала несут и работники ЧОПов. Подобные же меры предосторожности предприняты и на Центральном автовокзале. В здании организовано дежурство, осуществляется проверка багажа пассажиров, вызывающих подозрение.

Особое внимание в Казани обратили на посылки. Казанцы зачастую передают их через водителей автобусов своим родственникам, проживающим в городах и районах Татарстана и России. На диспетчеров возложена обязанность осуществлять контроль за тем, чтобы подобных нелегальных грузов не было.

Челябинск: ЧОПы на защите стальных магистралей

В первом квартале 2010 года на Южно-Уральской железной дороге за попытки хищения грузов задержано 157 человек. Сотрудники ведомственной охраны, транспортной милиции и ЧОПов предотвратили 113 попыток краж на сумму более 2 миллионов рублей. В 27 случаях правонарушители посягали на детали верхнего строения путей – шпалы, рельсовые подкладки, болты, гайки, костыли и другие комплектующие изделия. По данным правонарушениям возбуждено 37 уголовных дел, осуждены 73 человека.

Железнодорожники отмечают, что подобные действия злоумышленников влекут за собой реальную угрозу безопасности движения поездов. Из-за повреждения железнодорожных устройств электроснабжения, кабельных коммуникаций, средств автоматики и телемеханики, связи, централизации и блокировки возникают отказы технических средств.

Для предотвращения подобных противоправных действий на ЮУЖД организована работа 15 совместных специализированных групп, которые проводят профилактические мероприятия на перегонах и станциях железной дороги. По договорам с ведомственной охраной и частными охранными предприятиями на ЮУЖД взяты под охрану более 200 объектов. На 60 из них установлены камеры видеонаблюдения, фиксирующие правонарушения.

Ярославская область: автоматика на страже безопасности

— У нас разрабатывается автоматизированная система обеспечения безопасности «Безопасный регион», — сообщил начальник областного УВД Николай Трифонов. – Она создается на базе автоматизированного программного комплекса «Безопасный город», уже действующего в областном центре. Помимо Ярославля эта система будет действовать в таких городах, как Рыбинск, Переславль-Залесский, Тутаев и Ростов. С помощью этой программы планируется обеспечивать безопасность, в том числе, и на объектах транспорта — на вокзалах и в поездах.

Новгород: защитить «Сапсан»

Высокоскоростной поезд «Сапсан» сообщением Санкт-Петербург — Москва уже несколько раз становился объектом атак — «обстрелов» камнями и прочих инцидентов. По данным Октябрьской железной дороги, сейчас ежесуточно на охране инфраструктуры этого участка дороги задействовано более двухсот человек. Каждый «Сапсан» теперь сопровождается сотрудником милиции и работниками частного охранного предприятия.

Уязвимые участки железной дороги, по которым идет этот поезд, есть и в Новгородской области. Здесь организовано дополнительное патрулирование железнодорожных перегонов сотрудниками ЧОПов и транспортной милиции. Правда, областная антитеррористическая комиссия отмечает пока еще недостаточную профилактическую работу среди населения. Предлагается усилить ее: в частности, проводить разъяснения в учебных заведениях о возможных последствиях железнодорожных аварий.

Тула: не время расслабляться

Местное УВД на железнодорожном транспорте работает в усиленном режиме. Начальник ЛОВД на станции «Тула» Владимир Чиженков сообщил, что в соответствии с приказом начальника Управления увеличена плотность нарядов патрульно-постовой службы. В работе задействованы частные охранные предприятия. Служба идет на всех платформах Московского вокзала, а также в здании. Повышена бдительность нарядов. Определенные действия производятся и на тех станциях, где наблюдается наибольший пассажиропоток.

(По сообщениям информационных агентств).

Между тем…

В ходе заседания Национального антитеррористического комитета (НАК) директор ФСБ России Александр Бортников сообщил: исполнители и организаторы терактов в московском метрополитене и дагестанском городе Кизляре установлены, определен круг их пособников. Стали известны практически все обстоятельства подготовки и совершения этих преступлений. Совместно с МВД и Следственным комитетом при Прокуратуре РФ осуществляются необходимые оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Бортников отметил, что с учетом всех обстоятельств, вскрытых в ходе расследования последних резонансных терактов, необходимо выработать дополнительные меры оперативного нормативно-правового и организационного характера, направленные на повышение эффективности совместных действий по обеспечению безопасности граждан от возможных террористических угроз. А угрозы такие по-прежнему есть. По словам главы ФСБ, с начала нынешнего года на территории России предотвращено 10 преступлений террористической направленности, задержано более 170 бандитов и их пособников, у которых изъято свыше 150 кг взрывчатых веществ и 100 самодельных взрывных устройств. При оказании вооруженного сопротивления были нейтрализованы 26 членов террористической группы, организовавшей в прошлом году подрыв поезда „Невский экспресс“, а также причастной к совершению еще полусотни террористических акций в отношении сотрудников правоохранительных органов и федеральных сил. Еще 14 их сообщников арестованы. В местах их проживания собраны веские доказательства, свидетельствующие об их причастности к подрыву „Невского экспресса“. В целях нейтрализации ядра бандподполья и пресечения каналов его ресурсной подпитки взаимодействующие подразделения территориальных органов безопасности и правопорядка продолжают проводить комплекс оперативно-розыскных и оперативно-боевых мероприятий в рамках единого оперативного замысла, который был утвержден в марте этого года на заседании Федерального оперативного штаба НАК. В соответствии с поручением Президента РФ Дмитрия Медведева, которое он дал по итогам совещания с руководителями республик Северо-Кавказского федерального округа, территориальных подразделений ФСБ и МВД, состоявшегося 1 апреля в Махачкале, для повышения эффективности работы в этом направлении создается постоянно действующая оперативная группа по делам антитеррористической направленности. По словам Александра Бортникова, в целях реализации установок главы государства, предстоит рассмотреть предложения по оптимизации деятельности субъектов общегосударственной системы противодействия терроризму. По итогам обсуждения выработанные членами НАК предложения по совершенствованию антитеррористической деятельности будут представлены на доклад главе государства. Кроме того, на заседании НАК в плановом порядке рассматривался вопрос о состоянии организации работы органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по антитеррористической защищенности объектов нефтегазового комплекса, были выработаны дополнительные меры по ее совершенствованию. Кроме того, на заседании обсужден ход реализации решения НАК „Об антитеррористической защищенности судоходных гидротехнических сооружений внутренних водных путей РФ“.

источник журнал "Мир Безопасности"