По итогам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2009 году сохранялась тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт, как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств. Кроме того, темп прироста инфраструктуры за год значительно превышал темп прироста эмиссии платежных карт за аналогичный период (прирост эмиссии — 5,7%, инфраструктуры — 10,6%)», — говорится в исследовании, обнародованном в пятницу. Данные говорят о том, что рынок пластиковых карт растет темпами, значительно превышающими общий рост банковского сектора. А именно: последние три года активы банков выросли на 60%, а обороты в банкоматах на 135%. И даже в кризис (а с ним связно и снижение доходов, и уход их в «тень») обороты продолжали расти. Так, за последний год увеличение оборота в банкоматах составило 27%, за два года - 52%. 

Всего в минувшем году было выпущено 126 млн карт, - почти на 6% больше, чем в 2008 году. Основная доля приходится на пластик международных платежных систем - 111,47 млн штук. Карт с логотипом российских платежных систем в стране на конец года насчитывалось 14,6 млн.  

Но вместе с бурным ростом их выпуска, так же бурно растет и мошенничество с пластиковыми картами. И война банков и государства с мошенниками в этой сфере будет вечной, а виды мошенничества все более изощренными и технически совершенными. Число случаев мошеннических операций по пластиковым картам в России в прошлом году снизилось почти в два раза, до 3 тыс., однако потери по ним, наоборот, выросли почти в три раза, до 63 млн руб., свидетельствуют официальные данные МВД. Банкиры говорят, что в реальности ситуация намного хуже и число случаев мошеннических операций растет. Увеличение потерь свидетельствует о том, что мошенники становятся более избирательными и ищут владельцев карт класса premium.  

Виды мошенничества с пластиковыми картами 

Сейчас можно уже уверенно говорить об организованной системе мошенничества с пластиковыми картами, структурировании преступных групп, разделению специализации мошенников и высоком уровне их технической и профессиональной подготовки. 

Изготовление фальшивых карт. Наиболее популярный вид мошенничества. Лидерами в мире являются страны Юго-Восточной Азии. Изготовление пластикового носителя с логотипом банка и внешними символами защиты стоит достаточно дешево и исчисляется десятками долларов за сотню. Использование украденных или утерянных карточек, изготовление «белых карт», без опознавательных знаков, кража карт при пересылке их клиенту по почте, просто грабеж владельца карты… Список способов мошенничества с пластиковыми картами можно продолжать бесконечно.  

Вместе с развитием интернет - технологий появились новые методы мошенничества с пластиковыми картами. Например, фишинг (анг. fishing - рыбная ловля), где рыбой становятся владельцы пластиковых карт, добровольно дающих необходимую информацию (пин - код и др.) через фальшивые рассылки от банка, поддельные банковские сайты, мобильные телефоны и так далее. 

Вишинг, также сравнительно молодой вид мошенничества, когда посредством средств голосовой связи, якобы, от банка, клиенту предлагается сообщить конфиденциальную информацию злоумышленникам. 

Скимминг. С целью считывания необходимой информации на банкомат устанавливается специальный прибор - скиммер, который трудно заметить в гнезде приема банковской карты (картридере). Для того чтобы узнать пин - код, мошенники распыляют специальный состав на клавиатуру, монтируют скрытые камеры, изготавливают накладные клавиатуры, даже целые панели банкоматов, или банкоматы - фантомы.

На рынке банковских карт появилась новая схема мошенничества. Владельцам пластиковых карт приходят SMS-сообщения о блокировке карты, а для ее разблокировки просят все данные по ней. Получив их, мошенники списывают средства через Интернет.  

"Потом по данным этих карт в Интернете мошенники совершают какие-либо операции, - рассказывает начальник управления взаимодействия с платежными системами Альфа-банка Алексей Голенищев. - Бывают случаи, когда мошенники предлагают клиенту подойти к банкомату и подписаться на услугу интернет-банка, а потом передать им логин и пароль, который он получит в банкомате. Только в таком случае его карту обещают разблокировать. Мошенники, получая помимо номера карты реквизиты доступа в интернет-банк, списывают все средства, которые были на счете".  

Целью подобных SMS-рассылок, как заявил представитель Альфа-банка, является сбор данных о пластиковой карте. Голенищев уточнил, что когда банки рассылают информацию о блокировке карты, то в контактных данных указывают прямой телефон, а не мобильный, и сами SMS-сообщения банка содержат часть номера карты клиента.

Чемпионат мира по футболу вдохновил мошенников на очередную аферу. Объектом атаки стали доверчивые держатели международных пластиковых карт. Представляясь агентами Центрального банка РФ, махинаторы предлагают поучаствовать в розыгрыше автомобиля или турпутевки. Об этом сообщил Центробанк и призвал быть бдительными. 

"Это стандартный вид мошенничества с пластиковыми картами, - объяснил главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин, - так из пользователя пытаются выманить номер карты и пароль к доступу". И, соответственно, снять деньги со счета. По словам эксперта, в последнее время случаи мошенничества с картами участились. "Денег напечатано много, и они дешевеют, - считает аналитик, - а инвестиционных идей, как их быстро и выгодно потратить, нет". И, как говорит Александр Осин, пока в мировой экономике не появится реальных "быстрых" инвестпроектов, тенденция к увеличению числа "серых" схем останется 

Какая информация нужна мошенникам? Как минимум это:  

  1. Пин - код.  
  2. Номер карточки.  
  3. Информация, «забитая» на магнитной ленте.  
  4. Подпись владельца.  
  5. Код безопасности на обороте карты.

Меры предосторожности 

Стопроцентной гарантии безопасности пока еще не может дать ни одна банковская система. Однако, соблюдая ряд простых правил, можно обезопасить свои сбережения.  

 1. Никогда и никому не сообщайте ПИН-код Вашей карты. Лучше всего его запомнить, а не хранить рядом с картой и тем более не записывать ПИН-код на нее. 

 2. Не позволяйте никому использовать Вашу пластиковую карту.  

 3. Если Вам позвонили из какой-либо организации или Вы получили письмо по электронной почте (в том числе из банка) с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН-код под различными предлогами, не спешите ее выполнять. Позвоните в указанную организацию и сообщите о данном факте. Не переходите по указанным в письме ссылкам, поскольку они могут вести на сайты-двойники. 

 4. Если Вы утратили карту, срочно свяжитесь с банком, выдавшим ее, сообщите о случившемся и следуйте инструкциям сотрудника банка.  

 5. При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и оборудованы системой видеонаблюдения и охраной (в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и т.д.). 

 6. Совершайте операции с пластиковой картой так, чтобы находящиеся рядом люди не могли проследить за Вашими манипуляциями. Если это невозможно, снимите деньги с карты позже либо воспользуйтесь другим банкоматом. 

 7. Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата. Если они оборудованы какими-либо дополнительными устройствами, то от использования данного банкомата лучше воздержаться и сообщить о своих подозрениях по указанному на нем телефону. 

 8. В случае некорректной работы банкомата (долгое время находится в режиме ожидания, самопроизвольно перезагружается) откажитесь от его использования.  

 9. Никогда не прибегайте к помощи либо советам третьих лиц при проведении операций с банковской картой в банкоматах. 

 10. В торговых точках, ресторанах и кафе все действия с Вашей пластиковой картой должны происходить в Вашем присутствии. В противном случае мошенники могут получить реквизиты Вашей карты при помощи специальных устройств и использовать их в дальнейшем для изготовления подделки. 

Бдительность, учет и контроль должны стать главными качествами владельца банковской карты. И тогда мошенничество с пластиковыми картами можно будет выявлять более быстро и эффективно. 

Подавляющее число случаев мошенничества с пластиковыми картами происходит по вине банков либо из-за фундаментальных уязвимостей платежных систем. Однако обнародование истинных причин, способствующих случаям мошенничества с пластиковыми картами, как банкам, так и платежным системам невыгодно: первым невыгодны факты, свидетельствующие об их непрофессионализме (ведь это может отпугнуть новых клиентов и побудить существующих к смене обслуживающего их финансового учреждения), а платежные системы, упорно модернизирующие и адаптирующие к новым условиям появившуюся в 50-е годы прошлого века и безнадежно устаревшую в настоящее время систему расчетов, просто не хотят потерять свой бизнес, успокаивая клиентов «новейшими системами безопасности, гарантирующими сохранность ваших средств», что является по меньшей мере сознательной ложью.

Банк Москвы ввел страхование владельцев пластиковых карт от мошеннических действий. Максимальная сумма компенсации составляет 50 тыс. руб., в течение первого года клиенту эта услуга предоставляется бесплатно, размер тарифа на следующий год в банке уточнить не смогли. При наступлении страхового случая клиент должен сообщить в банк о случившемся, составить заявление и копию о возбуждении уголовного дела по факту противоправных действий третьих лиц в отношении держателя карты, уточнил механизм компенсации директор департамента частного банковского обслуживания Банка Москвы Дмитрий Брейтенбихер. Аналогичные продукты своим клиентам уже предлагают ВТБ 24, БСЖВ, Росбанк, Альфа-банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк. В перспективе они появятся у Сбербанка, ОТП-банка и Промсвязьбанка.  

Активное предложение банками страхования от мошенничества связано с тем, что они хотят переложить ответственность за эти риски на страховую компанию, признают сами представители банков