Инструментов маркетинга существует большое множество, начиная от рекламы, заканчивая распродажами. Каждый из них имеет разную эффективность. Одни инструменты более эффективны в одних ситуациях, другие в других ситуациях. Также эффективность инструментов зависит от товара, рынка, сезона и многих других факторов.

Однако есть один инструмент, который стоит особняком от других инструментов. Его эффективность не зависит от товара, рынка, сезона и других факторов. Его эффективность зависит только от того, в каком объеме этот инструмент используется. Как Вы уже догадались, речь идет об организации продаж посредством денежного стимулирования покупателя или же лица, ответственного за покупки. Такое стимулирование имеет разные названия, например взятка или откат, но суть всегда одна – коррупция.

Этот инструмент маркетинга применяют везде, начиная от развитых стран, заканчивая странами третьего мира. Хорошо это или плохо трудно сказать. С одной стороны коррупция противоречит некоторым моральным принципам, а также принципу справедливости, но с другой стороны этот инструмент позволяет достигать целей, а значит он эффективный, причем настолько, что им не гнушаться даже известные транснациональные компании.

Например, совсем недавно концерн Daimler AG был обвинен в том, что давал взятки официальным лицам, чтобы выбить выгодные условия госзакупок в 22 странах. Причем сама компания признала обвинения по двум странам – Германии и России. История это началась с того, что Минюст США подал иск, против этой компании обвиняя ее в даче взяток в 22 странах мира в период с 1998 по 2008 год. Следствие считает, что в таком маркетинговой схеме замешаны чиновники из России, Турции, Египта, Китая, Нигерии, Ирака, Германии и других стран.

В одних странах коррупция является не самым главным инструментом маркетинга, но вот в некоторых, в том числе в России является одним из главных, о чем свидетельствуют многочисленные статьи на этот счет. Есть даже мнение, что если российские бизнесмены не будут давать взятки, то их компании станут неконкурентоспособными. Так, за 2009 год средний размер взятки вырос 2.5 раза и составил порядка 750 долларов США, а общий объем взяток в России по данным некоторых источников достигает 300 миллиардов долларов. Нетрудно посчитать, что общее количество взяток - 400 миллионов, что примерно соответствует 2,5 взяткам на одного жителя России в год!

В свою очередь объем рынка маркетинговых услуг и рекламы составляет около 6.5 миллиардов долларов США. Таким образом, на взятки денег тратиться почти в 50 раз больше чем на маркетинг! В мировых масштабах сумма взяток еще более значительная. По данным Всемирного банка общая сумма взяток составляет около одного триллиона долларов США. Это сумма соответствует мировым затратам на другие инструменты маркетинга.

С точки зрения маркетинга есть два взгляда на то, почему существуют взятки. Первый из них состоит в том, что взятка является нормой, т.е. ее существование связано с самой природой человека. Если рассматривать с этой точки зрения, получается, что дача взяток – это естественный способ продвигать свои интересы, а значит и естественный инструмент маркетинга. С другой точки зрения, взятка не является нормой, и ее применяют только те люди или компании, которым реально нечего предложить. Здесь получается, что взятку как инструмент маркетинга применяют в тех случаях, когда не умеют производить качественную продукцию, не умеют делать качественную рекламу, не умеют готовить эффективных специалистов. В общем, при таком взгляде на взятку получается, что ее применяют неконкурентоспособные компании, которые с ее помощью компенсируют свою неконкурентоспособность.

Предыдущий абзац позволяет определить последствия, которые несет с собой коррупция. Если применение взятки как инструмента маркетинга – это отражение того, что компания имеет низкую конкурентоспособность, то взяточничество стоит осудить, потому, как оно искусственно поддерживает конкурентоспособность слабых компаний, которые должны уйти с рынка. С этой позиции взяточничество не только поддерживает слабых, но еще и негативно влияет на рынок, фактически убивая его, ведь слабые не способны развивать рынок и он начинает деградировать. В свою очередь если взятка – это норма человеческого поведения, то получается, что применение такого инструмента маркетинга является оправданным, ведь он действительно работает, позволяет достигать целей.

Конечно, с других точек зрения, отличных от маркетинга, все не кажется таким уж радужным, особенно если рассматривать взятку с точки зрения морали или справедливости. Хотя, возможно, что эти точки зрения существую со стороны тех, кто просто не умеет грамотно давать взятки и понимает, что это снижает его конкурентоспособность.

Факты, например известие о том, что взятки дают даже представители Daimler AG наводит на мысль о том, что все-таки позиция, говорящая, что взятки дают только слабые не является корректной. Это может означать лишь то, что коррупция является больше инструментом маркетинга, чем способом самосохранения слабых компаний. В свою очередь эти размышления наводят на мысль, что возможно пришла пора легализовать взятки в качестве маркетингового инструмента и брать с них налоги. Надо оговориться, что данная статья не является призывом к использованию взяток как инструмента маркетинга.

В этой статье взятка всего лишь рассмотрена в качестве инструмента маркетинга. Каждая компания в любом случае будет самостоятельно определять, какие инструменты маркетинга использовать, а каждый, кому дают взятку, будет самостоятельно определять, брать ее или не брать. Однако все должны знать, какие инструменты маркетинга являются эффективными, а какие нет. Незнание такой информации может приводить к тому, что многие компании строят не правильную маркетинговую стратегию, что приводит к снижению уровня их конкурентоспособности и, следовательно, уровню конкуренции на рынке.