Банк России вводит для банков новую технологию инкассации наличных: инкассаторы откажутся от использования оружия и будут возить деньги в специальных контейнерах, вскрытие которых приводит к повреждению купюр. В ближайшее время новая система будет внедрена в Сбербанке, инкассатор которого Александр Шурман летом прошлого года организовал самую масштабную в истории России кражу 250 млн руб.  

Банк России намерен ввести новую технологию перевозки денег при инкассации: купюры будут транспортироваться в специальных защитных контейнерах, использование которых позволит инкассаторам отказаться от оружия, сообщил вчера первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский. Соответствующий пилотный проект будет запущен на базе Сбербанка, который в ближайшие месяц-полтора приступит к внедрению новой технологии перевозки наличных. Контейнеры оснащены защитой от несанкционированного доступа: при попытке вскрыть такой контейнер происходит мини-взрыв, в результате которого 80% площади банкнот покрываются краской. Использовать или обменять такие деньги злоумышленники уже не смогут. "ЦБ будет принимать такие деньги только у банка-владельца. С улицы мы эти банкноты принимать не будем",— отметил господин Лунтовский. В пример он привел опыт Франции, где инкассаторы, перевозящие наличные деньги в защитных контейнерах, вообще не используют оружие и бронированный транспорт, а в случае нападения отдают контейнер грабителям. "Еще не было ни одного случая, чтобы эти деньги удалось достать невредимыми из контейнера",— отметил господин Лунтовский.
ЦБ в случае успеха эксперимента планирует распространить этот опыт и на "Росинкас" — государственную службу, являющуюся структурным подразделением ЦБ и занимающуюся транспортировкой ценностей и наличных денег.

На данном этапе завершается проведение подготовительных мероприятий по внедрению спецконтейнеров, оснащенных устройствами по приведению банкнот в неплатежеспособное состояние при несанкционированном проникновении или вскрытии",— пояснили "Ъ" в пресс-службе Сбербанка. Внедрение спецконтейнеров будет осуществляться поэтапно на федеральном уровне по всей системе Сбербанка в рамках утвержденной концепции развития службы инкассации Сбербанка на 2010-2014 годы. Как уточнили в Сбербанке, основной целью внедрения спецконтейнеров является минимизация рисков утраты или хищения денежной наличности при перевозке, сокращение затрат на содержание бригад инкассаторов и оптимизация их подразделений.

Большинство российских банков сейчас не содержат собственные службы инкассации, поскольку объем издержек на предоставление услуг инкассации превышает объем выручки, и предпочитают привлекать на аутсорсинге специализированные организации, предоставляющие услуги по инкассации, поясняет зампред правления НКО "Бринкс" (является российским подразделением компании Brink`s, обслуживающей в том числе Федеральную резервную систему, Лондонскую ассоциацию рынка драгоценных металлов) Александр Тягай. "Собственная служба инкассации и даже собственное оружие есть только у Сбербанка и "Росинкаса" — кроме них, ни у кого больше на рынке таких привилегий нет",— говорит господин Тягай.

В Сбербанке не раскрывают объемы, которые ежемесячно проходят через инкассаторов. Но известны данные о самом масштабном ограблении банка при инкассации: год назад инкассатор Сбербанка Александр Шурман украл 250 млн руб. По оценке главы департамента банковского аудита компании ФБК Алексея Терехова, масштабы перевозимых инкассаторами сумм можно представить по кассовым оборотам из оборотной ведомости Сбербанка (101-я форма банковской отчетности). У Сбербанка в апреле обороты по этому счету составляли 2,3 трлн руб.—"оценивая грубо, треть из этой суммы, то есть около 750 млрд руб., может составлять инкассация", прикидывает господин Терехов.

В Сбербанке не раскрывают свои затраты на содержание службы инкассаторов. Однако, по словам господина Тягая, главная статья в расходах на содержание не оружие, а специально оборудованный автотранспорт и фонд оплаты труда. "Одна машина, с учетом бронирования, GPS-оборудования, обходится от 2 млн руб., притом что через два-три года она амортизируется,— прикидывает он.— Экипаж состоит минимум из трех человек — это от 150 тыс. руб. затраты на их зарплаты ежемесячно". Именно поэтому банки предпочитают использовать инкассаторские службы на аутсорсинге: комиссия этих служб составляет сотые доли процентов от объема перевозимых ценностей и наличных денег. Так, у "Росинкаса", занимающего около 60% рынка перевозки наличных денег и ценностей, комиссия составляет от 0,05%. В среднем стоимость одной поездки броневика с вооруженным сопровождением по Москве обходится в $100-150, а в день таких поездок совершается несколько десятков, говорит начальник департамента финансовых рынков МДМ банка Сергей Тураев.

О внедрении подобной технологии думает и ВТБ 24, который сейчас привлекает сторонние инкассаторские службы. "Нам эти технологии интересны, и мы ведем переговоры с нашими партнерами об их использовании в наших перевозках",— подтверждает начальник управления кассовых операций операционного департамента ВТБ 24 Алла Скрылева. В ВТБ 24 в скором времени планируют запустить пилотный проект, а если опыт окажется успешным, то до конца года на контейнеры перейдут во всем банке. "Для нас главная цель — это повышение безопасности наших перевозок,— говорит госпожа Скрылева.— Однако это также позволит и сократить издержки на услуги инкассаторов, которые сейчас составляют значительную часть операционных расходов банка". "Если внедрить эту технологию, это позволит сразу сократить количество охранников, потому что вместо трех достаточно будет одного инкассатора с таким контейнером",— отмечает госпожа Скрылева.

Впрочем, целесообразность перехода на специальные контейнеры надо еще доказать, оговариваются эксперты. "Сама технология может быть дороже, чем наем вооруженной охраны: стоит это кейс недешево — от $3 тыс. за штуку,— подсчитывает господин Тягай.— При этом у него небольшая вместимость". Экономия будет зависеть и от технологических решений: например, если заводить такой кейс на каждую точку, то по затратам это будет "все равно что заводить свой банкомат в каждом магазине", размышляет господин Тягай.
 

Опубликовано Газета «Коммерсантъ» № 105 (4405) от 16.06.2010