В социально-политическом процессе современной России задача борьбы с терроризмом является особенно актуальной. В конце ХХ века началась борьба с незаконными вооруженными формированиями на территории ряда северокавказских республик, которая продолжается и в настоящее время. Сегодня рецидивы этой борьбы проявляются в виде террористических актов как на территории образованного Северокавказского Федерального Округа, так и в различных регионах России.  

Это в первую очередь связанно с тем, что в последней декаде прошлого столетия произошли серьезнейшие изменения в личности, вооружении и тактике действий террористов, поставивших немало новых задач перед органами власти и службами безопасности. Если в 1970-1980-е годы террористами являлись в подавляющем большинстве случаев фанатики-одиночки, нередко - с психическими отклонениями (таковыми являлись 50% захватчиков самолетов), то к началу 1990-х годов возникли целые организации, готовившиеся к ведению вооруженной, по сути дела - террористической, борьбы.  

Еще одна проблема, появившаяся после развала СССР, - межконфессиональные отношения. Россия фактически впервые открыто вошла в конфронтацию с исламским миром, где весьма сильны фундаменталистские силы, не исключающие и физической борьбы с "неверными" и имеющие мощную финансовую и организационную поддержку. Это обстоятельство стало новым долгосрочным фактором, влияющим на развитие терроризма в современной России.  

Нельзя не отметить, что не без помощи масс-медиа, СМИ и глобальной сети Интернет в сознание социума, по крайней мере, его определенных слоев, достаточно глубоко внедрилось убеждение в том, что "винтовка рождает власть". Закреплению этого мнения способствовали события в некоторых зарубежных странах. В этой связи насильственные, террористические, методы действий и достижения поставленных целей находят терпимое отношение и даже "понимание" со стороны части гражданского общества как в России, так и в других бывших союзных республиках.  

Существует реальная угроза того, что террористическая деятельность может стать одним из методов реализации стратегии "нагнетания напряженности" (или "контролируемой напряженности", известной по истории Италии 70-х годов), достижения своих целей теми или иными политическими силами.  

Следует также отметить, что в конце ХХ века, в период роста и активизации террористической деятельности в современной России, органами власти проводились иррациональные преобразования в системе правоохранительных органов и армии, что, возможно, было связано с недооценкой степени общественной опасности подобного рода явлений. В результате этого терроризм в Российской Федерации получил приоритет по сравнению с силами поддержания правопорядка: в 90-х гг. существенно сократилось число оперативных работников органов МВД и ФСБ и их "штатная" численность стала вполне сопоставимой с численностью устойчивых преступных формирований. Как следствие в результате вышесказанного в настоящее время ряд сотрудников правоохранительных органов имеет небольшой оперативный стаж и опыт работы.  

Для характеристики современного терроризма в России важно учитывать структуру преступности в стране, особенно так называемой "организованной", нередко осуществляющей действия, имеющие внешнее сходство с терроризмом, - организация взрывов, захват заложников, устрашение или физическое устранение конкурентов.  

И хотя эти действия, в силу отсутствия их "политической мотивированности", не считаются террористическими, по своей объективной стороне они, по сути дела, являются таковыми. Для их обозначения даже предложено специальное понятие "уголовного терроризма".  

Эта разновидность имеет большое криминологическое сходство с "классическим" политическим терроризмом. Остаточный же его эффект тот же - деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.  

Следует также различать, на что редко обращают внимание отечественные исследователи, терроризм направленный, т.е. нацеленный на конкретный объект, чаще всего - физическое лицо, и терроризм рассеянный, жертвами которого становятся случайные люди. Бесланская трагедия в сентябре 2004 года, взрывы в московском метро и др. являются ярким примером подобного терроризма. В этой связи можно констатировать, что к актам рассеянного терроризма относятся групповые захваты заложников, организация взрывов в общественных и многолюдных местах, случайные жертвы при нападениях на избранные объекты.  

Помимо этого различаются теракты скрытые, когда террористы стремятся не привлекать к ним внимание общественности (отравления, хищения неугодных лиц, запугивание, шантаж), и демонстративные, которым исполнители стремятся придать максимально возможный общественно-политический резонанс - взрывы, расстрелы и т.д., вплоть до "официального" принятия на себя "ответственности" за совершенные действия.  

Если физические лица, которые могут стать объектом направленного террора, - государственные служащие высшего звена, бизнес-элита, банкиры и т.д. - имеют, как правило, защиту со стороны Службы безопасности президента, Главного управления охраны, частных охранных структур и служб безопасности, то население в целом может рассчитывать на защиту лишь со стороны МВД и ФСБ.  

Факторы, влияющие на развитие терроризма в современной России  

На постсоветском пространстве для роста терроризма сложился целый комплекс предпосылок социального, национального, идеологического, психологического характера. К их числу можно отнести распад СССР, системы его правоохранительных органов, паралич власти, хозяйственно-экономический кризис, резкое падение жизненного уровня основной части населения (при одновременном появлении олигархического слоя) и угрозу безработицы, неустойчивость всей системы общественных отношений и структур, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение разнообразных - политических, социальных, национальных и религиозных - противоречий, высвобождение агрессивных потенций, общее падение нравов, торжество цинизма, нигилизма и взрыв преступности.  

Все вышеперечисленные обстоятельства влияют как на процесс формирования экстремистской идеологии и формирование субъектов террористической деятельности, так и на содержание и характер деятельности правоохранительных органов, на выработку общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом.  

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести: рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье; социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии; наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу; стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций; отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ; наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных государствах.  

К числу внутренних факторов роста терроризма относятся: наличие в стране нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения; образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны); наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода; ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов; наличие ряда экстремистских группировок, полувоенных формирований; сплоченность и иерархичность преступной среды; утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров; обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительной части гражданского общества; настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений; слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан; широкая пропаганда (масс-медиа, СМИ) культа жестокости и силы.  

Созданию условий и росту терроризма в России способствуют также следующие факторы: деятельность партий, движений, блоков и организаций, прибегающих к методам насилия; преступная деятельность криминальных сообществ, направленная на дестабилизацию общественной обстановки; не полный контроль государства над экономическими и финансовыми ресурсами страны, оборотом оружия; ослабление системы охраны военных объектов - источников оружия; обострение криминогенной обстановки и распространение правового нигилизма; появление и развитие институтов наемничества и профессиональных убийц; коррупция в органах власти и тесная взаимосвязь с криминальными структурами многих профессионалов из МО, МВД, ФСБ; проникновение в Россию и деятельность на ее территории зарубежных экстремистских террористических организаций и религиозных сект; негативное влияние средств массовой информации, создающих рекламу террористам; отсутствие контроля за распространением методов и способов террористической деятельности через информационные сети, публикация необходимых пособий.  

Система мер борьбы с терроризмом в современной России  

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию выше обозначенных факторов, либо на максимальное ослабление их криминогенной направленности.  

Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:  

·                 правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;  

·                 общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;  

·                 административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;  

·                 специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.  

·                 идеологические меры, к которым стоит отнести пропаганду идей толерантности особенно в среде молодежи.  

Таким образом, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России.  

Но наряду с государственными органами власти немаловажную роль в деле борьбы с терроризмом играет и гражданское общество, в том числе: научная и творческая интелигенция, масс-медиа и СМИ, общественно-политические партии, организации и движения, бизнес-элита, религиозные конфессии. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Представители диаспор путем "народной дипломатии" также могли бы способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.  

Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать серьезным фактором противодействия распространению терроризма в России, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.  

Об авторе Рауф Вердиев - эксперт Государственной думы РФ, кандидат политических наук