В 2009 г. каждая пятая крупная российская компания поменяла гендиректора. Средний гендиректор в России моложе, чем в Европе, он отправляется в отставку быстрее и по причинам, которые не связаны с финансовыми результатами компании.

Исследование замен гендиректоров в 100 российских компаниях в 2009 г. провело московское представительство международной консалтинговой компании Booz. Из рейтинга «Эксперт-400» исследователи взяли первые 150 компаний, распределили по 11 отраслям, а затем сократили список до 100, чтобы в каждой из отраслей осталось не более 10 компаний.

Оказалось, что по многим параметрам российские компании отличаются от других (см. рисунок). В России в 2009 г. гендиректора сменялись в 1,3 раза чаще (каждый пятый), они были на 6-7 лет моложе (46 лет) и на своем месте просидели в полтора раза меньше (4 года).

Молодость и быстрота
В кризис многим владельцам бизнеса захотелось увидеть рядом с собой новые лица: они были вынуждены заново искать ответы на вопросы, какой бизнес строят, куда движутся, какова роль топ-менеджмента, объясняет частую смену директоров Георгий Абдушелишвили, старший партнер Ward Howell. А что в России директоров меняют чаще, так это только лучше: кто не ошибается, тот и полезных уроков не извлекает, считает он.

У относительной молодости российских гендиректоров есть и плюсы, и минусы, говорит Игорь Шехтерман, управляющий партнер российской хедхантинговой компании RosExpert. У россиян больше драйва, предприимчивости, а у их западных коллег — зрелости, мудрости, умения работать с людьми. Но небольшой средний срок службы на одном месте должен, по словам Шехтермана, настораживать: крупные компании инерционны — чтобы произвести изменения и увидеть их результат, надо 3-5 лет. Гендиректор, который покидает компанию до этого срока, может и не увидеть результатов своих действий.

Карьеры гендиректоров крупных компаний находятся в прямой зависимости от общего состояния экономики, полагает Станислав Киселев, партнер Egon Zehnder. В России волатильная экономика с более короткими циклами, чаще меняются требования к профилю гендиректора, поэтому и срок службы оказывается короче. Возраст российских гендиректоров Киселева тоже не удивляет — это первое постперестроечное поколение российских управленцев, которые 20 лет назад стали заниматься бизнесом, другие поколения в своей массе до директоров пока не доросли.

Чужие и свои
В половине случаев российские компании нанимали на пост гендиректора человека со стороны. Для сравнения: в Европе внутреннему кандидату отдавали предпочтение в 61% компаний, среднемировые показатели еще выше — 78,3%. И это не только в 2009 г. За 10 лет показатель в мире — 73%, в Северной Америке — 80%, в Японии — 96%.

По данным десятилетних наблюдений Booz, внутренние кандидаты добиваются лучших результатов. Акционеры, нашедшие гендиректора в компании, заработали на 0,7 п. п. больше тех, кто предпочел внешних кандидатов (измерялся общий доход акционера: изменение курса плюс дивиденды). Средний срок службы «своих» почти на два года больше, чем «чужих» (7,9 года против 6 лет).

Внутренний кандидат лучше знает бизнес-процессы в компании, умеет пользоваться информационными потоками, ему не нужно срабатываться с коллегами, отмечает Шехтерман из RosExpert. Это так, согласен Абдушелишвили из Ward Howell, но в России мало компаний, которые научились выращивать преемников, поэтому им просто приходится нанимать людей со стороны.

В крупных международных компаниях гораздо больше кандидатов, имеющих опыт управления бизнесом на уровне страны или региона, и больше возможностей для маневра, говорит Штеффен Ляйстнер, глава московского офиса Booz. Например, менеджеру, хорошо проявившему себя на одном из развивающихся рынков, можно поручить больший по размеру регион. А в кадровых службах работают специальные люди, основная задача которых — подготовка кандидатов для высших управленческих позиций. В российских компаниях и возможностей для маневра меньше, и следить за карьерным ростом кандидатов зачастую некому, утверждает Ляйстнер.

За результаты увольняют редко
Если в мире основной причиной вынужденной замены гендиректора остаются неудовлетворительные финансовые результаты, то в России таких всего 3%, говорит Ляйстнер. Среди более весомых причин — влияние государства, ротация топ-менеджеров в результате реструктуризации холдингов, поиск акционерами новых управленческих навыков (ориентация не на быстрый рост бизнеса, а на контроль над издержками).

В 2009 г. больше всего замен произошло в энергетической отрасли.



Энергетика прошла через мощную реструктуризацию, напоминает Семен Бирг, гендиректор аналитического агентства «Инвесткафе». Меняется структура собственности, новые акционеры хотят видеть в руководстве лояльных людей. Из 10 энергетических компаний, попавших в список Booz, замены гендиректоров произошли в шести. Среди них были как плановые, так и неплановые, считает Дмитрий Скрябин из «ВТБ капитала». После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС новым гендиректором «Русгидро» был назначен бывший глава «Интер РАО ЕЭС» Евгений Дод, а на его место назначили Бориса Ковальчука. В октябре 2009 г. совет директоров МОЭСК досрочно прекратил полномочия бывшего гендиректора Юрия Трофимова, сообщала компания. Причины отставки не указывались. Остальные замены Скрябин относит к числу ожидаемых: происходит постепенная замена топ-менеджеров, которые входили в команду Анатолия Чубайса.

Смена руководства «Связьинвеста» объясняется изменением государственной политики. Евгений Юрченко возглавил госхолдинг «Связьинвест» в феврале 2009 г. Поиск кандидата на эту должность начался вскоре после смены руководства Минкомсвязи: в мае 2008 г. прежний министр Леонид Рейман ушел в отставку, а его место занял Игорь Щеголев. До Юрченко «Связьинвест» возглавлял Александр Киселев, считавшийся креатурой Реймана (в середине 2000-х гг. он даже работал сначала заместителем, а затем помощником министра связи). Новый министр счел деятельность «Связьинвеста» под руководством Киселева неэффективной. Вскоре стало известно о его готовящейся отставке и о новых взглядах Минкомсвязи на «Связьинвест»: прежние разговоры о приватизации холдинга сменились задачей создать эффективную госкомпанию. Кандидатов на должность гендиректора рассматривалось много, но Юрченко оказался наиболее подходящим: он уже успел поработать в «Связьинвесте» при прежней команде (заместителем гендиректора в 2002-2005 гг.), а кроме того, хорошо разбирался в финансах (предпоследнее место работы Юрченко — управляющий отделением Центрально-Черноземного банка Сбербанка).

Крупнейшая в России сеть магазинов бытовой техники и электроники «Эльдорадо» сменила гендиректора после изменений в составе акционеров. Осенью 2008 г. из-за финансовых проблем основатель компании Игорь Яковлев был вынужден поделиться бизнесом «Эльдорадо» с чешской PPF. Группа дала ритейлеру кредит в $500 млн под залог 51% кипрской компании Fasipero, управляющей торговой сетью. На место бывшего гендиректора Игоря Немченко с 1 сентября 2009 г. пришел Каха Кобахидзе, ранее занимавший руководящие позиции в итальянской компании Indesit. Новому гендиректору поручено в ближайшие два года увеличить долю рынка сети с сегодняшних 22 до 30% — так сформулировал задачи Кобахидзе Игорь Яковлев. Также Кобахидзе курирует сервис и качество продаж, программы лояльности, проекты «Эльдорадо» HiTouch и Hitechnic. По его словам, с Яковлевым его связывает давняя дружба. В начале 2010 г. «Эльдорадо» перешла под контроль группы PPF.

Источник: Ведомости http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/05/18/234542