Сегодня страна готовится торжественно отметить 65 годовщину Великой Победы советского народа в самой продолжительной и кровопролитной войне 20 столетия. На Красной площади столицы состоится ставший традиционным парад войск. По брусчатке пройдут внуки и правнуки тех, кто отстоял мир в далеком 45. Точно в таких же одеждах с такими же образцами оружия отцы, деды и прадеды нынешних участников парада дошли до Берлина. Как гласит сценарий парада - это историко-представительская часть. Пешие колонны солдат, одетых в форму Великой Отечественной, знаменная группа проносит знамя Победы и штандарты фронтов. Откроет парад вынос Знамени Победы.

«Неумолимое и безжалостное время предает забвению многое из того, что должно непременно стать достоянием потомков, что не может ни в коем случае стереться и затуманится», писал Евгений Долматовский.

Но безжалостно не только время и людская память, безжалостными нередко выступают и сами люди, пытающиеся под тем или иным предлогом переписать факты истории, изложить их в новом, более удобном для правящей элиты контексте.  У нас нет необходимости вступать в споры и бесконечные дискуссии на темы; «Стоило или не стоило штурмовать Берлин», «Победили мы или проиграли», «Числом или умением воевали советские маршалы». У истории нет сослагательного наклонения, поэтому все; если бы, да кабы мы оставляем за скобками и обращаемся только к фактам и документам.

Знамя Победы — штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водружённый 1 мая 1945 года над зданием рейхстага в городе Берлине советскими воинами Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. Знамя Победы является официальным символом победы советского народа и его Вооруженных Сил над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов, государственной реликвией России, такое определение дают сегодня практически все современные энциклопедии. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D1%8F_%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B )

Традиция водружать самодельные штурмовые флаги на стенах поверженных крепостей родилась очень давно, и своими корнями восходит к традиции укрепления щита на здании, захваченном воином во время штурма города. Она существовала и в годы Великой Отечественной войны, когда не только при взятии  городов, населенных пунктов, но и важных господствующих над местностью высот водружались красные флаги – символы одержанной над врагом победы.

  

Знамя Победы Сталинграда. http://www.journal-autovipclub.ru/users/baytman/page/13  

http://www.newsland.ru/News/Detail/cat/37/id/336884/img/7/vtype/all/  

Так было и при штурме Берлина. В ходе ожесточенных уличных боев, по мере продвижения к центру города стяги водружались советскими воинами на высоких зданиях, на видных местах. История боев за Берлин сохранила для нас и наших потомков имена солдат и офицеров, водрузивших красные флаги на здании городской ратуши, над рейхсканцелярией Гитлера, Бранденбургскими воротами и другими важными объектами столицы Германии. И каждый из этих стягов при определенных условиях мог стать символом Великой Победы.

Задача водрузить Знамя Победы над Берлином была поставлена Верховным Главнокомандующим И.В. Сталиным в докладе в Большом зале Кремлевского дворца на торжественном заседании Моссовета и представителей партийных и общественных организаций и Советской Армии, посвященном 27-годовщкне Октябрьской революции 6 ноября 1944 года. Заканчивая свое выступление Сталин сказал; «Советский народ и Красная Армия успешно осуществляют задачи, вставшие пере ними в ходе Отечественной войны… Красной Армии остается ее последняя заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».  

Накануне Берлинской операции вопрос о Знамени Победы приобрел практический характер, требовал конкретизации: каким оно должно быть и где место водружения? Решать вставшие вопросы пришлось командованию 1-го Белорусского фронта, войска которого были нацелены на Берлин. 9апреля 1945 года в районе г. Ландсберг состоялось совещание начальников политотделов армий фронта. На совещании член Военного совета фронта генерал-лейтенант Телегин К.Ф. и начальник политуправления фронта генерал-лейтенант Галаджев С.С. обратились по оперативной связи в Москву с вопросом: какой объект в Берлине считать главным, на котором необходимо водрузить Знамя Победы?

Москва ответила – ждите! Через некоторое время был получен ответ, этим объектом является здание немецкого парламента – РЕЙХСТАГ!.

Шили флаги из простого красного материала (сатина) женщины сотрудницы армейского дома. Художник В.Бунтов рисовал эмблемы (пятиконечная звезда, серп и молот) в левом верхнем углу полотнища с двух сторон, на оборотной стороне полотнища, на нижней кромке, недалеко от древка ставил номера с 1 по 9, по количеству дивизий армии, рвущихся к рейхстагу.

Киномеханик А.Габов изготавливал древка, и крепил к ним гвоздями полотнища, которые венчали металлические наконечники от оконных гардин.

В ночь на 22 апреля эти флаги от имени Военного совета армии были вручены представителям стрелковых дивизий. При этом было указано, что Знаменем Победы будет тот флаг, который будет водружен над зданием рейхстага.

Флаг №5 был вручен представителю 150-й стрелковой дивизии (командир генерал-майор В.М.Шатилов). Этот флаг 26 апреля был передан командиру 756-го стрелкового полка полковнику Ф.М.Зинченко. Знамена не хранили в укромных местах “до случая”. Они находились в боевых порядках и появлялись на стратегически важных зданиях, которые брались нашими войсками. Враг мог видеть, как красные полотнища все ближе и ближе перемещаются к сердцу Берлина. Позже пленные рассказывали, что это была самая сильная психологическая атака, которую им пришлось испытать.

В своих военных мемуарах Герой Советского Союза Ф.М. Зинченко вспоминает; «Бойцы подразделений, залегшие перед рейхстагом, несколько раз поднимались в атаку, пробивались вперед в одиночку и группами, вокруг все ревело и грохотала. Кому-то из командиров и могло показаться, что его бойцы уже достигли заветной цели…Вот и полетели по команде донесения. Всем так хотелось быть первыми.» 

И тогда командование 150-й стрелковой дивизии доложило о том, что воины ворвались в рейхстаг, и в 14.25 водрузили на нем красный флаг. Этот преждевременный доклад «молнией» долетел до Москвы.

Командующим 1-м Белорусским фронтом Маршалом Советского Союза Г.К.Жуковым издается приказ, в котором бойцам и командирам – участникам штурма рейхстага которые «сломили сопротивление врага, заняли главное здание рейхстага, и сегодня 30 апреля 1945 года в 14.25 подняли на нем наш Советский флаг» объявляется благодарность. По всесоюзному радио было передано сообщение о водружении над рейхстагом Знамени Победы.

Именно этот приказ послужил главным архивным первоисточником для последующих фальсификаций в воспоминаниях участников тех событий, документальных произведениях, военно-исторических монографиях.

На самом деле, 30 апреля в 14.25 советских воинов в здании рейхстага еще не было, они были прижаты плотным огнем противника на Королевской площади в двухстах метрах от здания.

Последовавшие одна за другой безуспешные атаки бойцов батальонов С.А.Неустроева и К.К.Самсонова. Площадь пересекал канал, за ним - дзоты, траншеи, зенитки прямой наводки. Под прицелом - все пространство площади. Взять рейхстаг оказалось совсем не просто. Отчаянные одиночки-добровольцы, сделав самодельные флажки из красного тика немецких  перин, ринулись к рейхстагу, чтобы закрепить флажки хоть на колонне, хоть в окне здания. Но все попытки были отбиты обороняющимися в здании немцами. В атакующих цепях были сформированы две штурмовые группы из воинов-добровольцев. Одну из групп возглавил офицер штаба корпуса капитан В.Н.Маков, другую – адъютант командира корпуса майор М.М.Бондарь. Задача этих групп состояла в том, чтобы первыми ворваться в рейхстаг и водрузить победный красный флаг.

В начале одиннадцатого ночи группа капитана Макова вместе с воинами батальонов Неустроева и Давыдова достигла главного парадного входа на западной стороне рейхстага. Массивная двухстворчатая дверь оказалась запертой. Простым натиском большого количества людей дверь не открылась, принесли бревно. Лес рук подхватил его. Несколько мощных ударов – дверь выбита. Противник, загнанный в подвалы артобстрелом не успел среагировать, бойцы красной армии ворвались в рейхстаг. Внутри завязались отдельные огневые контакты. По приказу капитана В. Макова часть штурмовой группы в составе старших сержантов Г. Загитова, А.Лесеменко, А.Боброва и сержанта М.Минина бросилась наверх в целью водрузить красный флаг на крыше здания. В 22 часа 40 минут сержант Михаил Минин прикрепил к скульптурной композиции на крыше красный флаг. Через некоторое время на этой же скульптуре укрепили свой флаг воины группы майора М. Бондаря.

В ночь на 1 мая 1945 года успел подняться на рейхстаг с флагом и лейтенант Сорокин. Он закрепил его тоже наверху на западной стороне.  

Полковые разведчики сержант М.Егоров и младший сержант М.Кантария, которым было поручено водрузить красный флаг Военного совета под номером пять, находились на наблюдательном пункте 756-го стрелкового полка и ждали приказа. Около 12 часов ночи прибыл командир полка Зинченко и, заслушав доклад начальника штаба об обстановке, поинтересовался, где водрузили флаг Военного совета армии. Узнав что флаг еще не водрузили приказал «Немедленно на крышу рейхстага!» 

Разведчики отправились выполнять приказ, но через некоторое время вернулись. В темноте они не могли найти выход на крышу здания. Тогда было приказано замполиту батальона лейтенанту А.Бересту сопроводить разведчиков и обеспечить установку красного флага.  Примерно около трех часов на восточной стороне здания группа Береста установила красный флаг Военного совета армии. 

 

Знамя победы над Рейхстагом. Фото Е.Халдея. http://forum.for-ua.com/read.php?1,625306,page=2  

Так что знамя, принесенное Берестом, Егоровым и Кантария, оказалось по счету четвертым, но единственным выжившим после ночного дальнобойного вражеского артобстрела крыши рейхстага, в результате которого был разрушен стеклянный купол и уничтожены три первых победных флага.  

Знамя, ставшее Знаменем Победы, Берест, Егоров и Кантария закрепили на восточной части крыши над дипломатическим подъездом. Немецкие артиллеристы-дальнобойщики его там не могли увидеть.

Утром 1 мая 1945 года фашисты вырвались из подвалов здания, и бой в рейхстаге возобновился с новой силой. Вновь был направлен парламентером лейтенант А.Берест, для ведения переговоров о сдаче гарнизона Рейхстага. И только часов в 7 утра 2 мая 1945 года наступила непривычная тишина: немцы сдались.

Командование многих частей участвовавших в штурме рейхстага представило к званию Героя Советского Союза около 20 воинов, и во всех представлениях было указано, что они были первыми. Тогда маршал Г.К.Жуков принял решение не награждать никого, пока не разберуться кто за этот подвиг имеет право на столь высокое звание.

В радостях победных майских дней о Знамени Победы как будто забыли. В приказе Верховного Главнокомандующего о взятии нашими войсками Берлина и последующих его приказах о нем не упоминается.

В связи с передислокацией соединений 3-й ударной армии на новое место расквартирования командир 79 –го стрелкового корпуса генерал-майор Переверткин приказал снять с купола Знамя Победы и заменить его на больший алый стяг. Приказ выполнили разведчики Егоров и Кантария.

19 июня 1945 года в Берлин поступило распоряжение о доставке Знамени в Москву для участия в параде Победы. Отправкой непосредственно занимались начальник политотдела 3-й ударной армии Ф. Лисицын и начальник политотдела 150-й стрелковой дивизии полковник  А.Артюхов.

В воспоминаниях начальника Генерального штаба генерала Сергея Матвеевича Штеменко “Генеральный штаб в годы войны”есть строки, которые рассказывают о том, как готовился сценарий Парада Победы, который было задумано провести в Москве: “Знамя Победы, реявшее на куполе рейхстага в Берлине, по нашим соображениям, следовало поставить во главе парадного шествия, и чтобы несли и сопровождали его те, чьими руками оно было водружено над столицей гитлеровской Германии.

Знамя Победы приказали доставить в Москву с особыми воинскими почестями. Утром 19 июня начальник политотдела 3-й Ударной армии полковник Ф. Я. Лисицын на аэродроме в Берлине торжественно вручил его младшему сержанту Кантария, сержанту Егорову, старшему сержанту Сьянову, капитанам Самсонову и Неустроеву”.

В свое время фотокорреспондент “Комсомольской правды” Илья Гричер разыскал летчика самолета Ли-2, на котором Знамя Победы летело в Москву. Павел Яковлевич Югертан рассказывал: “Рано утром 19 июня меня срочно вызвали на командный пункт и сообщили, чтобы я подобрал экипаж для полета в Москву.

   

Знамя Победы перед отправкой в Москву. Фото с сайта warlib.ru.  

http://revisor.od.ua/news/Eduard_Matvijchuk_flag_Pobedy_dolgen_byt_podnyat-012590/  

 В 8.00 состоялся короткий митинг прямо у самолета. Привезли Знамя Победы, вручили его солдатам. Тогда я впервые увидел тех, кто водружал это знамя на рейхстаге.

Мы благополучно взлетели и взяли курс на Москву. Помнится, над Польшей попали в грозовой фронт. Полыхнула молния, и я чудом удержался, чтобы не сказать, что подходим к линии фронта. Война-то уж давно кончилась...

Мы старались вести самолет ровнее - пассажиры хоть и герои, но пехотинцы, и к воздушным ямам люди непривычные. До Москвы долетели спокойно, и вновь митинг, тоже у самолета. Знамя передали представителям Московского гарнизона”.Командовал подразделением майор Валентин Варенников (генерал армии В.Варенников недавно умер).

 

Знамя победы, прибытие в Москву на аэродром.  

http://revisor.od.ua/news/Eduard_Matvijchuk_flag_Pobedy_dolgen_byt_podnyat-012590/  

Знамя принял Герой Советского Союза Федор Александрович Шкирев. После войны он жил в небольшой деревеньке в Нижегородской области. При нашей встрече он рассказал, как все происходило. “Мы приехали в Москву за несколько дней до Парада Победы. Нас разместили в казарме, где стояли койки. Первая мысль была — вот посплю, но ничего не получилось. Я лежал на панцирной сетке, как подвешенный, и только начинал засыпать, тут же вздрагивал - казалось, что падаю. Так и ходили мы всю ночь по казарме, как призраки. А утром началась шагистика. Мы бывалые солдаты, а строевой подготовкой редко кому удавалось заниматься. Смешно было, а чтоб кто недоволен был — нет, такого не было. За пять дней до парада нас, трех Героев Советского Союза — меня, артиллериста старшину И. Панышева и кавалериста сержанта П. Маштакова, — вызвали в штаб и сказали, что это мы должны принять Знамя Победы. Для его встречи выделялась рота почетного караула.

Что же было дальше? А дальше случилось непонятное. Знамя Победы участие в открытии парада не приняло. Есть несколько версий данного факта, но нет документальных подтверждений ни одной из них.

А воины, печатая шаг, прошли по мокрой брусчатке со своими знаменами. У каждого из них было свое победное знамя. Может быть, в этом и есть суровая правда истории Великой войны.

    

Сегодня Знамя Победы хранится в Центральном музее Вооруженных Сил России

 

http://www.museum.ru/alb/image.asp?22161