Алексей Судаев родился 23 августа 1912 года в городе Алатырь Симбирской губернии (в настоящее время республика Чувашия). Его отец Иван Нилович Судаев, телеграфный механик почтово-телеграфного округа в Казани умер в 1924 году, оставив на иждивении матери 12 летнего Алексея и двух его сестёр. Мать была домохозяйкой. В 1929 году Судаев закончил профтехшколу и поступил на работу слесарем. Затем был послан на учебу в железнодорожный техникум. 

Работая техником участка “Союзтрансстроя” в Уральской области, Судаев впервые опробовал свои силы в качестве изобретателя. Он предложил Красной Армии проекты “Автоматическая стрельба из пулемета посредством действия инфракрасных лучей” и “Бензиномер”. Тогда же молодой изобретатель получил первое авторское свидетельство № 42576 на пневматический опрокидыватель для саморазгружающихся платформ.  

В конце 1934 года Судаева призвали на службу в железнодорожные войска. В армии талантливый конструктор получил второе авторское свидетельство № 35862 на изобретение противоугона. Тогда же несколько его рационализаторских предложений внедрили в производство. Уволившись в запас, Судаев поступил в Горьковский индустриальный институт. Но все свое свободное время студент отдавал изучению стрелкового оружия 

Тем временем в Артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского создается школа оружейников. Набирались в нее студенты из различных вузов, имевшие склонность к изобретательству и конструированию. Молодой студент из Горького получил приглашение. Судаева зачислили на третий курс Артиллерийской академии им.Ф.Э.Дзержинского на факультет вооружения. 

В академии он сразу же погружается в конструкторскую деятельность.  Не прошло и года, как командование академии отметило в служебной аттестации незаурядные конструкторские способности Судаева, его склонность к научно-изобретательской деятельности. В ноябре 1939-го ему присвоили первое офицерское звание — младшего воентехника, а ровно через год — лейтенанта.  

Академию Алексей Иванович закончил перед самой войной. Первое практическое задание: разработка упрощенной конструкции зенитной установки, производство которой было налажено на одном из московских предприятий. 

В академии Судаев более трех лет работал над созданием автоматического пистолета. Именно этот пистолет стал темой дипломного проекта, который Алексей Иванович успешно защитил весной 1941 года. Один из основоположников советской оружейной школы руководитель факультета вооружения артакадемии генерал-лейтенант А.Благонравов так отзывался о своем воспитаннике: “Еще в бытность свою слушателем артиллерийской академии А.И.Судаев привлекал к себе внимание своими незаурядными конструкторскими способностями. Его дипломный проект выделялся из ряда проектов оригинальностью отдельных механизмов”. Окончив академию и получив звание военинженера 3-го ранга, Судаев был направлен в Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения (НИПСВО).  

В  начале Великой Отечественной войны  руководство НИПСВО перенацелило молодого конструктора на создание такого нового и перспективного автоматического стрелкового оружия Красной Армии, как пистолеты-пулеметы.  

Вне всякого сомнения, Судаев был талантливым человеком. Он хорошо усвоил заповеди старых оружейников и сделал первый образец своего автомата вручную. 

Опытный образец пистолета-пулемета был изготовлен в самые сжатые сроки, и 4 апреля 1942 года пистолет-пулемет в первый раз отстрелял инженер-испытатель НИПСВО Б.Канель. По результатам заводских испытаний комиссия полигона пришла к заключению: “Пистолет-пулемет заслуживает внимания в отношении маневренности (легкий) и простоты устройства (не сложный в производстве), поэтому таковой необходимо доработать в отношении безотказности работы автоматики и питания”.  

На полигоне Алексей Иванович преображался. Вокруг него сплотился целый коллектив молодых оружейников. По его советам они изучали, анализировали современное оружие, придумывали методы тактических испытаний. Это было новым в оружейном деле. 

Весной-летом 1942 года прошла серия испытаний, в которых участвовали опытные образцы пистолетов-пулеметов нескольких конструкторов, в том числе и Судаева. В акте сравнительных испытаний комиссия сделала заключение: “Пистолет-пулемет Судаева конкурсные испытания по специальной программе выдержал, других равноценных конкурентов не имеет. По техническим и боевым качествам значительно превосходит штатный образец ППШ-41. Необходимо пистолет-пулемет Судаева поставить срочно на серийное производство для отработки технического процесса, чертежей и ТУ лит. “А” и проведения последующих войсковых испытаний непосредственно в частях действующей Красной Армии”. К середине июля Г.С.Шпагин доработал свой пистолет-пулемет ППШ-2, поэтому ГАУ решило провести сравнительные испытания ППШ-2 и ППС. После их завершения комиссия ГАУ и Генштаба установила, что “пистолет-пулемет конструкции А.И.Судаева по безотказности работы автоматики в условиях сильного загрязнения, кучности боя, удобству при стрельбе, носке, действию в траншеях, блиндажах, при переползании на поле боя и другим боевым характеристикам превосходит пистолет-пулемет конструкции Г.С. Шпагина (ППШ-2)”.  

Автомат Судаева оказался наиболее близким к требованиям конкурса. Конструктору определили срок доработки образца — 1 июня, а уже через неделю, на третьем этапе испытаний, комиссия заключила: «ППС конкурсные испытания выдержал, других равноценных конкурентов не имеет. По техническим и боевым качествам значительно превосходит образец ППШ-41. Необходимо ППС срочно поставить на серийное производство для отработки технологического процесса». 

Ежедневно комиссией подводились итоги испытаний, при этом было замечено, что по всем показателям выделяется автомат Судаева. Обратила на себя внимание в этой системе более рациональная, чем у других образцов, схема размещения подвижного узла в ствольной коробке. Затворная рама в этой сисчтеме как бы лежит сверху на коробке, а снизу к ней подвешен затвор, свободно перемещающийся по внутренним направляющим коробки. Такое размещение подвижного узла автоматики уменьшало ее чувствительность к различным загрязнением, скапливающимся во внутренней полости коробки. Соединение рамы со ствольной коробкой, закрываемой сверху крышкой, осуществлено короткими направляющими с большими зазорами в сочленении деталей и малыми поверхностями трения.
На эти конструктивные особенности автомата Судаева не мог не обратить своего внимания и В.А. Дегтярев. По разрешению председателя комиссии он познакомился с этим образцом, но своего мнения о нем и, тем более, критических замечаний не высказывал.
Проявил интерес к этому образцу и конструктор С.Г. Симонов, пришедший с 'четвертого направления', где испытывается его карабин. Здесь же испытываются его ручные пулеметы. Симонов остановился недалеко от стеллажа и со стороны наблюдает за чисткой судаевского автомата, который только что прошел испытания в условиях запыления. Подошедший к нему Дегтярев, бросив взгляд в сторону лежащего на стеллаже разобранного автомата, заметил:
- Умная система, Сергей Гаврилович, ничего не скажешь. Хорошая смена к нам с тобой подходит.
- Вполне согласен с Вами, Василий Алексеевич. Сейчас, говорят, эта система прошла запыление без единой задержки.
- А ты обрати внимание на затворную раму, какая она угловатая и неотесанная. Ты думаешь, ее нельзя было изготовить более аккуратно, сделать более обтекаемой и изящной? Но это же убавило бы ее вес, а вес - это энергия движущихся частей.
- Эта система и работает лучше, чем наши, но дело, наверное, не только в раме, - заметил Симонов.
- Да, есть у нее то, чего нет у наших образцов.
- Ты гляди, затворная рама у него где находится?
- В самом верху, почти вся над ствольной коробкой, и никакие загрязнения, которые собираются внутри оружия, не влияют на его работу. 

Оценки воинов-фронтовиков: 

Как личное оружие бойца и офицера в стрелковом подразделении автомат ППС оправдал себя в боевых условиях. Достаточная дальность, кучность стрельбы, удобство в эксплуатации, облегчение веса, по сравнению с существующими, дают право считать его хорошим автоматическим оружием». 

«...Данный автомат прост в устройстве, разборке, сборке и освоении, магазин легко снаряжаем, надежен и безотказен в работе, всегда готов к немедленному действию. Единственный недостаток — нет переключения на одиночную стрельбу, но данный недостаток устраним при хорошей натрени­рованности. Коротким нажатием на спуско­вой крючок можно достичь одиночных выстрелов».

 

А о том, каков ППС в бою, написал конструктору Герой Советского Союза автоматчик Хаджимурза Мильдзихов: 

«...Немцы наступали на меня с флангов. Если бы я зазевался хоть на одну секунду, был бы убит. Пули вражеского пулемета поднимали рядом пыль. Я быстро переползал на другое место и снова начинал стрелять. Патронов у меня было много. Автомат стал горячим, жег руки, но не отказывал в работе. Как я благодарил в ту минуту наших людей, которые делают это замечательное оружие!» 

  

Замечательный автомат ППС достойно оценен воинами и правительством — изобретение А. И. Судаева отмечено Государственной премией, а изобретатель награжден орденом Ленина. 

По оценкам мировых специалистов-оружейников, автомат ППС был признан лучшим автоматом второй мировой войны. 

В Советских Вооруженных силах ППС прослужил вплоть до середины пятидесятых годов прошлого века, как в войсках специального назначения — ВДВ и морской пехоте, так и в качестве штатного оружия экипажей бронетехники. На базе ППС-43 Судаевым было создано 9 различных вариантов опытных пистолетов-пулеметов, в том числе с постоянным деревянным прикладом, со складным клинковым штыком, без дульного тормоза-компенсатора, с измененной конструкцией подвижной системы автоматики, с подвижным стволом.  

В конструкции ППС-43 достигнуто то, чего не удалось достичь ни в выверенных и отработанных образцах довоенной поры, ни в суррогатных, пугающих внешней грубостью форм и отделки, изделиях военного времени. Это высокая меткость огня, легкость и компактность, простота устройства и обслуживания. И непревзойденная безотказность и надежность, свойственная, пожалуй, только отечественным образцам оружия. 

Вот как вспоминает о нем конструктор-оружейник Михаил Тимофеевич Калашников: 

«Одержимость — это качество я отметил бы еще в характере Судаева. Он ставил перед собой цель и непреклонно шел к ней. Алексей Иванович буквально загорался работой, не любил приблизительности, неопределенности, разбросанности. Будучи от природы очень одаренным человеком и уже умудренным опытом конструирования, Судаев щедро делился со мною своими знаниями. Как сейчас помню его слова: «Делай все проще, не гонись за ненужной оригинальностью». 

Жаль, что нашей творческой дружбе вскоре пришел конец: тяжело заболевшего Судаева увезли в одну из московских больниц, где он через несколько месяцев скончался в расцвете творческих сил». 

Алексей Иванович Судаев скончался 17 августа 1946 года. Было ему всего 34 года... 

Использованные источники:  Сергей МОНЕТЧИКОВ, журнал "Братишка", октябрь 2002 года 

Сайты:                                                                     www.army.lv
 www.shooter.com.ua
 

СПУТНИК СОЛДАТА 

Русский Инженерный портал 

www.orxeologia.ucoz.ru 

www.topguns.ru