Интервью эксперта медиапортала «Хранитель» В.Прасолова с председателем Совета директоров ГК «Силтэк», членом Экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, кандидатом юридических наук, автором сигнально-индикаторного метода Е.Меланич

- Добрый день, Елена! Сегодня существенно меняются риски в бизнесе, и мы больше внимания обращаем на риски внутренние. Да и безопасность выходит на новый уровень. Как вы представляете изменения самой системы безопасности бизнеса в нашей стране сегодня?

- Действительно, уже невозможно представить себе современное предприятие без новых подходов, в первую очередь связанных с логистикой. Сегодня логистика – это не просто доставка материальных ценностей, передвижение товаров, их транспортировка – это процесс, построенный на новых информационных технологиях, позволяющих осуществлять планирование и мониторинг грузов в автоматизированном режиме.

Во всем мире происходит переход на так называемые проактивные методы управления безопасностью, которые стали экономически оправданными. Мы специализируемся на обеспечении безопасности цепей поставок (а любое предприятие является частью цепи поставки), и наша забота – обеспечивать, чтобы предприятие вписалось в общую систему работы, чтобы иметь возможность эффективно контролировать соблюдение правил и процедур обращения с товарно-материальными ценностями.

Как-то при встрече с американскими партнерами мы говорили о риск-менеджменте, вернее, о том, что они вкладывают в это понятие. Поскольку моими собеседниками были адвокаты, работающие в части обеспечения безопасности, то для них 3 главные составляющие - это, во-первых, собственно секьюрити (security), то есть защита от криминального поведения персонала компании, а также от третьих лиц. Вторая составляющая - это сейфти (safety), то есть все, что непосредственно связано с безопасностью самого человека на работе (соблюдение обязательных правил техники безопасности, наличие водительских прав нужной категории и пр.). И третья - это работа по претензиям (claims), т.е. практика разбирательств случаев неправомерных действий с товарами и грузами, приведших к потерям.

Понятно, что это узкое определение риск-менеджмента; в более широком смысле риск-менеджмент - категория финансового рынка, позволяющая выявить и оценить риски, исходящие не только от персонала, но и от других элементов системы, а также выбрать методы и инструменты для управления рисками и их минимизации.
Таким образом, новая безопасность – это глубокое понимание изменяющихся современных форм организации дела плюс проактивность в большей степени, чем реактивность.

- Давайте поговорим о безопасности логистических цепей. Ведь безопасность во время доставки груза очень важна. При этом значение имеет не только полная и качественная доставка груза, но и определение тех мест, где груз был утрачен, когда утрачен и как можно минимизировать потери при перевозках.

- Это, наверно, самый актуальный вопрос сегодня. При выстраивании логистических цепей очень важно уже на ранних стадиях определить, какие угрозы при этом могут возникнуть. Бывает сложно охватить такую систему. Особенно если она нестабильна и в ней работает сегодня один поставщик, а завтра другой. Но по возможности надо стараться создавать процессы, как сейчас принято говорить, максимально прозрачные. Хотелось бы, чтобы и в законах, и во внутренних процедурах организаций регламентировалось применение так называемых технологии «трэк энд трейсинга» («track-and-tracing)», позволяющих не только отслеживать движение объектов, но и контролировать ответственность участников процессов, а главное, выявлять правонарушения.

- Скажите, а такие технологии сегодня уже есть и используются ли они в нашей стране или только за рубежом?

- Такие технологии существуют, и построены они могут быть на разных элементных базах. Например, нами разработана система, основанная на сигнальных устройствах и индикаторах; есть системы, созданные на электронных устройствах, GPRS, можно построить такую систему на видеонаблюдении и т.д. Вопрос в том, сколько будет стоить такая система. Она должна быть максимально эффективной, и, понятно, риск потерь не должен быть меньше, чем те средства, которые будут вложены в построение системы защиты от этих потерь.

- А как приживаются эти технологии у нас в стране? Давайте возьмем сигнально-индикаторный метод и посмотрим, насколько он востребован бизнесом сегодня.

- Сигнально-индикаторный метод предотвращения потерь, положенный в основу обеспечения безопасности и сохранности грузов в логистических цепях, мы начали разрабатывать более 10 лет назад. Сегодня при внедрении этого метода мы используем последние научные достижения в области криминалистики и судебной экспертизы. Он основан на анализе криминалистически значимой информации, получаемой от сигнальных устройств и индикаторов внешних воздействий на груз (изменение температуры, механические повреждения, удары, несанкционированное изменение положения и т.п.). Эти устройства не должны быть просто «пугалками», они должны помочь нам доказать, в каком конкретном месте произошло правонарушение и кто за это ответственен.

Такие устройства должны отвечать определенным критериям, причем как минимум семи. И если устройство им отвечает, правильно применено, тогда можно будет доказать несанкционированное действие. А автоматизация этого процесса с помощью специализированного программного обеспечения позволит в режиме онлайн получить информацию и принять меры.

Конечно, в каждом проекте есть свои нюансы, трудности, которые возникают в основном вследствие непонимания пользователями сути метода. Иногда при виде вроде знакомых устройств им кажется, что ничего нового нет. Мы организуем пилотные проекты, чтобы на практике уже вместе с заказчиком увидеть колоссальный эффект применения сигнальных устройств.

- А вы можете показать это устройство и рассказать о его достоинствах?

- Сегодня довольно большое количество производителей выпускают более 5 тысяч видов различных современных опечатывающих устройств. Есть среди них и простые механические устройства, есть и сложные электронные. Кстати, многие спрашивают об RFID. RFID сегодня в основном выполняет функцию подтверждения подлинности устройства, т.е. уникального номера. Главное при выборе устройств, помнить об их главной функции – информационной, которая обеспечивается соответствием специальным критериям. Тогда и выбор будет сделать легче.

- Каждый номер уникален?

- Да, каждый номер уникален, более того, этот номер должен быть юридически подтвержден, что он уникальный. Для этого на производстве должны быть специальные технологии, которые позволяют доказать в суде (если это будет необходимо), что устройство с этим номером было изготовлено в единственном экземпляре.

- Это заложено в технологию?

- Конечно. Принципы проведения судебной экспертизы сигнальных устройств, практика работы и понимание закономерностей появления следовой картины требуют наличия уникального номера сигнального устройства и, следовательно, определенной технологии изготовления таких устройств.

- А если злоумышленник подменил устройство, изготовил высококачественную копию, то вы это можем проверить?

- Да, изъяв устройство, мы можем точно установить, являемся ли мы изготовителем этого устройства или это подделка. Это хорошо и давно отработанная в криминалистике задача. Сигнальное устройство надо сохранять как вещественное доказательство. Очень важно, что сигнально-индикаторный метод имеет свои хитрости, например исполнители никогда не знают, в каком месте какое устройство будет заменено или добавлено.

Вообще обеспечение безопасности – это, образно говоря, борьба снаряда и брони…

Был случай, когда страховая компания, анализируя устройство, утверждала, что оно не вскрывалось, экспертиза это удостоверила, соответственно страховую премию выплачивать отказались, а груза-то не хватало на крупную сумму. Мы сделали повторный тест, выяснили, что, действительно, устройство не вскрывалось, но оно не подлинное, а подделка. Страховая премия была выплачена в полном объеме, что, конечно, очень обрадовало клиента.

Это только на первый взгляд сигнальные устройства выглядят такими простыми. Технология их изготовления позволяет предусмотреть получение следовоспринимающих поверхностей при всех видах криминальных манипуляций, на этих принципах построены последующие экспертизы.

- Скажите, все устройства выглядят по-разному: одни имеют идентификационный номер, другие штрих-код, третьи - фирменное наименование…

- Да, задача этих устройств – не только подтверждение целостности, но и подлинности. Поэтому происходит их кодировка при помощи цвета, соответствующей маркировки, нанесения фирменного стиля, торговых марок организаций и т.д. Собственно, наличие этого сигнального устройства в первую очередь говорит о том, что в этой коробке упаковано все, что и должно быть, оно отличного качества, и ответственность фирмы закреплена этим устройством, и по нему можно проследить ответственность всех участников логистической цепочки.

- Вы работаете с крупными государственными компаниями и крупнейшими бизнес-структурами. Скажите, пожалуйста, как часто возникают претензии?

- Случается. Но претензии могут быть различного характера, бывает, присылают не наше изделие или выставляют претензии в связи с неправильным применением и т.д. Я являюсь судебным экспертом и выполняю экспертизы по запросу в основном следователей еще на этапе расследования. Часто консультирую руководителей служб безопасности или собственников при проведении внутренних расследований. Бывает, что приходится самим направлять или вести расследование. И поскольку мы четко знаем, на что обратить внимание, мы очень быстро выходим на круг подозреваемых лиц, из которых оперативными методами можно определить точно, кто виноват. Иногда приходится иметь дело с организациями, которые не знали методики или не разобрались в ней и не наладили четкой системы применения сигнальных устройств, упустив важные организационные или технические моменты, из-за чего потом возникают сложности по определению виновных лиц.

- В последнее время участились случаи нападения на перевозчиков денежных средств. Вы были участницей международной конференции в Амстердаме по этой проблематике. Скажите, насколько мы отстаем в технологиях и почему у нас до сих пор перевозка денежных средств является наиболее опасной и наиболее уязвимой?

- Я бы сказала, что такого рода инциденты происходят не только в нашей стране, но и везде в мире. Вспомните, в Швеции недавно произошло довольно серьезное ограбление, в Англии, в Голландии, в Германии… Многие организации в разных странах занимаются обеспечением сохранности наличности при перевозках. Самые передовые методы логистики используются сегодня именно в этих направлениях, так как они являются самыми рискованными. И весь мир думает об автоматизации этих процессов, как снизить привлекательность нападений, но не усилением брони на машинах и вооружением охраны, а путем внедрения интеллектуальных систем безопасности, чтобы лишить смысла нападения на перевозчиков.

Применение самых современных методов обеспечения безопасности при перевозке денежных средств, например система окрашивания денег, уже признается центральными банками многих стран. И страховые фирмы в этом случае выплачивают полную страховку. Интересно, однако, сколько в наших условиях попыток должны сделать злоумышленники, чтобы понять, что такая система действует и нападения на перевозчиков не имеют практического смысла? Видимо, надо будет широко освещать применение таких систем в средствах массовой информации.

Но это только одна сторона, ведь в подготовке денег к перевозке задействовано много людей, которые знают процесс изнутри и которые, бывает, связаны со злоумышленниками. Не думаю, что можно создать систему, гарантирующую стопроцентную защиту. Но уверена, что можно подготовить гибкую, комплексную и интеллектуальную комбинацию, при которой привлекательность нападения будет стремиться к нулю.

- В любой системе безопасности человек является слабым звеном. И обладая знаниями техники и технологий, он усиливает риски во много раз.

- Я думаю, что любое явление имеет положительные и отрицательные стороны. Человеческий фактор также является и самым позитивным, потому что только люди меняют системы, они делают организацию более сильной, более продуманной, более конкурентоспособной. Я бы сказала, что руководители должны правильно с этим чувствительным ресурсом обращаться. Понимать, каких людей подбирать, каким образом их готовить, каким образом их мотивировать, как обеспечить управление людьми, как строить эрготехнические системы и т.д.

- Что является главным для руководителя?

- Умение доверять. Я доверяю своим сотрудникам и коллегам, потому что уверена: каждый из них занимает свое место достойно. Я согласна и с одним из моих знакомых, который на такой же вопрос ответил: «Лидерство», т.е. руководитель должен обладать мощной харизмой, быть увлечен своей идеей так, чтобы все хотели идти за ним. Энергия притягивает энергию, она зажигает, дает веру в то, что дело того стоит. Кроме того, руководитель должен уметь предвидеть изменения, особенно сейчас, в период кризиса, предсказывать и понимать, как можно трансформировать свою организацию, держать ее в устойчивом состоянии. Наверное, это основные качества.

- Спасибо большое за интервью, надеюсь, что это не последняя наша встреча.