Невооруженным взглядом видно, что кадровая безопасность занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности компании, так как она «работает» с персоналом, кадрами.
Интересно, что в кадровой безопасности первична все-таки служба персонала (назовем это подразделение так); она является более важным субъектом в работе с кадрами, чем служба безопасности. Тем не менее служба персонала и служба безопасности должны работать в этом направлении в тесном взаимодействии.
Вся деятельность служб персонала может быть распределена на этапы (поиск, отбор, прием, адаптация и т.д. вплоть до увольнения и далее), и на каждом этапе необходимо решать множество вопросов безопасности. Любое действие менеджера по персоналу на любом этапе - это либо усиление, либо ослабление безопасности компании по главной ее составляющей - по кадрам.
А теперь немного статистики: около 80% ущерба материальным активам компаний наносится их собственным персоналом. Только 20% попыток взлома сетей и получения несанкционированного доступа к компьютерной информации приходит извне. Остальные 80% случаев спровоцированы с участием персонала компаний.
Такие цифры должны настраивать руководителя только на то, что кадровой безопасностью нужно заниматься, и заниматься серьезно.
Будучи обеспокоенными этим положением, хозяева бизнеса, руководители, специалисты кадровых служб, специалисты служб безопасности имеют возможность почти на 60% снизить убытки компании, связанные с персоналом и трудовыми отношениями в целом.
В определении кадровой безопасности мы отметили, что это процесс предотвращения угроз. О каких угрозах идет речь? Угрозы - это негативные воздействия, отрицательно влияющие на состояние кадровой функциональной составляющей экономической безопасности предприятия. Проще говоря, безопасность - это предотвращение убытков. Для этого необходимо проводить постоянную работу, направленную на предотвращение угроз, вызывающих эти убытки.
Следует различать внешние и внутренние угрозы. Внешние негативные воздействия - это действия, явления или процессы, не зависящие от воли и сознания сотрудников предприятия и опосредованно влекущие нанесение ущерба. В свою очередь к внутренним негативным воздействиям относятся действия (умышленные или неосторожные) сотрудников предприятия, также приводящие к ущербу.
Обратив внимание на небольшой список профильных угроз, мы еще раз убедимся в том, что обеспечение кадровой безопасности является важнейшей составляющей работы именно менеджера по персоналу. Что, например, мы можем отнести к внутренним опасностям?
- Несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям (это ли не опасность, ведущая к убыткам?).
- Недостаточная квалификация сотрудников (это ли не проблема, решить которую обязаны кадровики?).
- Слабая организация системы управления персоналом.
- Слабая организация системы обучения.
- Неэффективная система мотивации (это ли не разрушение лояльности и, следовательно, увеличение ущерба от бездействия, саботажа и т.п.?).
- Ошибки в планировании ресурсов персонала.
- Снижение количества рационализаторских предложений и инициатив.
- Уход квалифицированных сотрудников.
- Сотрудники ориентированы на решение внутренних тактических задач.
- Сотрудники ориентированы на соблюдение интересов подразделения.
- Отсутствие или «слабая» корпоративная политика.
- Некачественные проверки кандидатов при приеме на работу.
Без сомнения, менеджеры по персоналу могут продолжить этот список, что и надо сделать, проанализировав состояние кадровой работы с точки зрения безопасности для понимания безубыточности трудовых отношений на предприятии.
Добавим примеры внешних опасностей.
- Условия мотивации у конкурентов лучше (нетрудно при таком раскладе спрогнозировать уход специалистов к конкурентам - это ли не угроза, повлиять на которую может HR-менеджер?).
- Установка конкурентов на переманивание.
- Давление на сотрудников извне.
- Попадание сотрудников в различные виды зависимости.
- Инфляционные процессы (их следует непременно учитывать при расчете заработной платы и прогнозировании ее динамики).
Бесспорно, все эти негативные воздействия внешней среды оказывают влияние на процессы внутри предприятия в целом, на безопасность его кадровой составляющей.
Разобравшись в том, что такое кадровая безопасность и для чего она нужна, попробуем ответить на вопрос: а от чего, от каких основных факторов зависит эта самая кадровая безопасность любой компании?
Она зависит от трех основных факторов.
- Найм. За этим кратким словом скрывается целый комплекс мер безопасности при приеме на работу и прогнозировании благонадежности будущих сотрудников. Здесь работает незатейливая формула: «как примете на работу, такие люди у вас и будут работать» или «скажите мне, как вы принимаете на работу, и я скажу, какие у вас проблемы». Это действительно так! В условное наименование первого фактора «найм» входит рассмотрение вопросов безопасности компании на таких этапах в работе менеджера по персоналу, как поиск кандидатов, процедуры отбора, проверка, документальное и юридическое обеспечение приема на работу, испытательный срок и даже адаптация. Добавим также процедуры безопасности в деятельности кадровиков при подготовке аттестации, планировании обучения.
- Лояльность. Это комплекс мер по установлению позитивных отношений работников к вам, работодателям. Зависит ли от этого глубина ваших проблем? Конечно! От того, кем ощущает себя сотрудник предприятия - мусором или частью общего дела, заменимым «винтиком» или уважаемым передовиком производства, - действительно зависят и проблемы предприятия. В эту составляющую работы по предотвращению угроз безопасности традиционно вкладывается мало средств. Однако, экономя на этом, предприятие вынуждено будет затратить еще больше ресурсов на мероприятия следующего, третьего блока.
- Контроль. Он представляет собой комплекс мер из установленных для персонала, в том числе для администрации, регламентов, ограничений, режимов, технологических процессов, оценочных, контрольных и других операций, процедур безопасности. Этот комплекс уже непосредственно нацелен на ликвидацию возможностей причинения ущерба и отрабатывается, как правило, службой безопасности или другими подразделениями, но в меньшей степени службой персонала.
При этом надо отметить, что здесь работает принцип «компенсации недостаточности внимания» к отдельным факторам. Не сделали прием на работу частью системы безопасности, не заботитесь об укреплении лояльности персонала - серьезные ресурсы потратите на контроль, выявление и расследование убытков.
Таким образом, кадровая безопасность, являясь элементом комплексной системы безопасности компании, нацелена на такую работу с персоналом, на установление таких трудовых и этических отношений, которые можно было бы определить как «безубыточные». Вся эта деятельность не является отдельным направлением в функционале менеджера по персоналу, а лишь органично вписывается в него. И здесь практически не привлекаются какие-либо дополнительные ресурсы, но при условии, что в компании присутствуют все этапы организации и управления персоналом.
С точки зрения безопасности в подходе к трудовому взаимодействию присутствует одна деталь - каждый кандидат на вакансию, каждый работник предприятия должен рассматриваться в том числе и как источник риска, источник потенциальной угрозы. И не только в части умышленного нанесения ущерба, но и в отношении опасности причинения убытков, связанных с низкой квалификацией, с невозможностью применить высокий профессионализм; с недовольством своей работой и условиями труда; с отсутствием четко и однозначно закрепленных юридических правоотношений; с неадекватной оценкой результатов труда; со слабым прогнозированием и контролем благонадежности и т.д. В этих вопросах мы практически всегда имеем убытки, если служба по работе с персоналом по части кадровой безопасности работает непрофессионально.
Служба безопасности компании, работая в плотном взаимодействии со службой персонала, должна в свою очередь использовать свои оперативные методы и средства в работе по части предварительной и попутной проверки кандидатов и сотрудников на предмет выявления личностных и деловых качеств, так или иначе влияющих на производственный процесс. Эта работа должна носить системный характер, схема взаимодействия в этом направлении должна быть прописана в определенный регламент. Надо отметить, что роль службы безопасности проявляется на всех этапах работы с сотрудником, пока он находится в компании вплоть до увольнения. Сотрудники безопасности непосредственно участвуют в контроле повседневной рабочей деятельности (особенно когда имеются угрожающие безопасности сигналы). Служба безопасности является конечной станцией увольняющегося сотрудника, где проводится его «финишная профилактика», о которой говорилось в разделе «Защита коммерческой тайны».
Торгашов Андрей Юрьевич, заместитель генерального директора по безопасности инвестиционного холдинга ФИНАМ, председатель Совета Клуба безопасности «ЗАЩИТА» http://www.ruszashita.ru/