Пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления; 
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование; 
  • рост прибылей предприятия; 
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия; 
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность. 

Пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи

  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия; 
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения); 
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба; 
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции; 
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия. 

Пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о пропускном режиме, которая согласовывается с охранной организацией. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление пропускного режима возлагается на охранную организацию (через дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения пропускного режима должно проводиться служебное расследование. К виновным применяются меры дисциплинарного воздействия.

Обязанности охраны по обеспечению пропускного режима определяются в инструкции и должностных обязанностях охранников, которые являются приложениями к договору на охрану объекта.

Подготовка исходных данных

Разработка мероприятий и нормативных документов пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:

1. Организационная структура предприятия, расположение его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:  

·        выделить объекты, площадки, здания и помещения, на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;  

·        определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников и транспортных средств.  

2. Оценка "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей), проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода (проезда) на охраняемые территории.  

3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.  

 

Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:  

·        условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;  

·        предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;  

·        наличие и вид физической охраны;  

·        виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.  

В интересах службы и для единого понимания требований пропускного режима целесообразно использовать следующие термины и понятия

заявка на пропуск документ установленной формы, подписанный компетентным должностным лицо предприятия, дающий право на пересечение границы охраняемого объекта лицам, транспортным средствам и материальным ценностям; 

клиент лицо, находящееся в соответствующих правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и имеющее с ним прямые связи; 

посетительлюбое лицо, не находящееся в правоотношениях с охраняемым предприятием (объектом) и не имеющее с ним прямых связей. 

Работники органов внутренних дел, налоговой службы, следственных органов, прокуратуры, государственной безопасности, судебных органов, арбитража, административных инспекций, не могут быть отнесены к категории посетителей. Данная категория лиц на законных основаниях вправе посещать охраняемые предприятия по служебным удостоверениям, подтверждающим их правовой статус (принадлежность к государственным органам); 

документ, удостоверяющий личность гражданина документ, содержащий обязательно: фотографию, фамилию, имя, отчество, число, месяц, год и место рождения, гражданство, место жительства, дату выдачи документа, наименование государственного органа, выдавшего документ, подпись соответствующего должностного лица, заверенную гербовой печатью.  

документы, удостоверяющие представителя фирмы- (коммерческой структуры) - документ, удостоверяющий личность гражданина плюс доверенность фирмы по установленной законом форме; 

охраняемый объект - находящиеся под охраной граждане, должностные лица (руководители ,--предприятий и т. п.), здания, сооружения, коммуникации, территории, транспортные средства, информация, материальные ценности, денежные средства, драгоценности, ценные бумаги;  

закрытая территория- недоступный для посетителей участок предприятия, местности, здания сооружения, коммуникаций и т.п., который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "закрытый вход". Границы закрытой территории оформляются специальными обозначениями. 

территория ограниченного доступа - участок предприятия (местности, здания, сооружения коммуникации и т. п.), который в силу своей значимости контролируется постом охраны в режиме "вход по пропускам"; 

пропуск - документ на право пересечения границы охраняемого объекта, закрытой территории, территории ограниченного доступа; 

закрытое транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, полностью закрытое со всех сторон и имеющее преграду для проникновения во внутрь; 

материальные ценности - вещи, предметы, продукция различных производств, получившие стоимостное значение в установленном законом порядке, взятые на официальный учет, хранение и владение, пользование и распоряжение которыми осуществляется ответственными лицами в соответствии действующим законодательством; 

факты, подлежащие немедленному доклад - случаи, явления и события, могущие повлечь за собой нежелательные, опасные последствия для охраняемого объекта; 

уполномоченный по службе контрольно-пропускного режима - официальное лицо предприятия которому предоставлено право принимать решения в сфере пропускного режима; 

дежурный но контрольно-пропускному пункту - (КПП) - должностное лицо службы охраны, осуществляющее в установленном порядке пропуск лиц, транспортных средств и грузов через границу охраняемого поста