По данным некоторых исследований сегодня  в мире насчитывается порядка 1 миллиона специалистов, которые в том или ином виде занимаются внутренним аудитом. Какие цели преследует эта деятельность на наших предприятиях? Как правильно выстроить систему внутреннего контроля, оптимизировать бизнес процессы, получить положительный результат и оценку деятельности у руководства. На эти и многие другие вопросы постараемся найти ответы в ходе нашего семинара. Необходимость внутреннего аудита вытекает из проблем, связанных с «эффектом масштаба». В экономике понятие «эффект масштаба» означает, что во-первых, по мере роста масштаба производства организация достигает снижения издержек за счет действия ряда факторов (положительный эффект масштаба); во-вторых, параллельно существует отрицательный эффект масштаба, который заключается в определенных управленческих трудностях, связанных с координированием и контролированием деятельности крупной организации. По мере роста масштаба деятельности этажи управления, разделяющие административный аппарат и уровни управления, реализующие рабочие программы, становятся все более многочисленными. Многоуровневый аппарат управления создает проблемы обмена информацией, координации решений, увеличивает вероятность принятия различными звеньями управления решений, противоречащих друг другу. Затрудняется контроль различных звеньев управления со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала. Руководство компании разрабатывает политику и процедуры работы. Однако персонал может не всегда их пони­мать или не всегда выполнять по тем или иным причи­нам. Менеджеры не имеют достаточного времени про­верить исполнение и часто не обладают специфически­ми инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения. 

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют «зоны риска» и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и «усилить» слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов). 

Особенно важен внутренний аудит в территориально распределенной компании, имеющей филиалы, подразделения, где руководство принимает самостоятельные решения. Центральному руководству необходима достоверная информация об их деятельности, осуществлять контроль и оценку принятых решений в целом. 

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних ауди­торов как дополнительными ресурсами, помога­ющими им осуществлять функции по управлению компанией. 

Предназначение, цели и задачи внутреннего аудита, в том числе,  по обеспечению экономической безопасности предприятия  

Одним из наиболее действенных инструментов выявления возможностей для повышения эффективности бизнеса и, следовательно, одним из конкурентных преимуществ компании может стать внутренний аудит.
Еще до недавних пор внутренний аудит в компании во многих случаях играл роль «золушки», которая выполняет нелегкую и не всегда чистую работу и которую, по большому счету, никто не любит. Но постепенно подобное отношение чудесным образом изменилось. Сегодня внутренний аудит — в моде, и многие руководители и собственники хотели бы внедрить его у себя в компаниях, часто не вполне осознавая огромный потенциал, которым тот обладает. Между тем перед внутренним аудитом ставятся все более масштабные задачи, повышаются требования к нему самому и, соответственно, растет нагрузка на внутренних аудиторов. В некоторых случаях к внутреннему аудиту начинают относиться как к палочке-выручалочке, которая все сможет и все исправит.
Что же такое внутренний аудит и чем он может быть полезен компании?  

Что такое внутренний аудит? 

Аудит- независимая экспертиза финансовой деятельности компании, фирмы, проводимая профессионалами (аудиторами) путем проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству, полноты и верности отражения показателей деятельности предприятий в финансовой отчетности. Аудит выполняется аудитором, назначенным руководством компании в соответствии с требованиями национального законодательства. Результаты А. служат основанием для принятия квалифицированных управленческих решений. С помощью А. клиенты компании получают подтверждение реальности опубликованных данных о деятельности компании. Различают внешний и внутренний аудит. Внешний А. осуществляют независимые специализированные аудиторские фирмы либо внешние аудиторы. Внутренний аудитор назначается обычно общим собранием акционеров или решением руководства. Аудиторы по своему усмотрению выбирают время проведения А. и распределяют по срокам его отдельные стадии. Взаимодействие сторон регламентируется и определяется договором на проведение А., который должен заключаться с аудитором, выбранным владельцами (собственниками) компании. 

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.1991 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" целью внутреннего аудита как особого вида аудиторской деятельности является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Применительно к внутреннему аудиту данную цель можно трансформировать как контроль за формированием достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Служба внутреннего аудита может быть организована с целью проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, степень управления рисками и прозрачности бизнеса. 

Представления о сущности и предмете внутреннего аудита менялись в ходе углубления знаний о финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов и по мере усложнения самой этой деятельности.  

Еще в ХVI в. в Великобритании существовал порядок проведения детальной проверки расчетов управляющих финансами крупных поместий. В летописях того времени существуют свидетельства о том, что аудитор, являясь членом так называемого Совета управляющих крупного поместья, осуществлял соответствующие проверки доходной и расходной частей управляющего финансами и затем отчитывался как перед Советом, так и перед владельцем этого поместья. Целью данного вида аудита являлась не проверка качества вышеуказанных счетов, а скорее обеспечение подотчетности должностных лиц в отношении вверенных им средств. Такой подход к аудиту просуществовал практически до XVII столетия. 

Несмотря на бурное экономическое развитие государств, сопряженное с ростом городов, фабрик и расширением торговли, лишь в конце XIX века профессия внутреннего аудитора стала считаться одной из важнейших составных частей экономики большинства стран. Это связано с возникновением и развитием страховых компаний, банков, акционерных обществ и строительством железных дорог. Именно железнодорожная отрасль стала одной из первых, которая на рубеже XIX в. впервые создала службу внутренних разъездных аудиторов. 

Внутренние аудиторы, посещая многочисленные транспортные агентства, принадлежащие железнодорожным компаниям Соединенных Штатов Америки и расположенные в различных частях государства, осуществляли оценку меры ответственности управленческого аппарата этих агентств за вверенное им имущество компаний и формируемую ими отчетность. 

Аналогичные службы в дальнейшем были созданы в странах Западной Европы и Японии. 

В это же время выходит целый ряд законодательных актов, принятых ведущими государствами мирового сообщества и повышающих значимость не только независимого внешнего, но и внутреннего аудита. Примером может служить принятое в Германии дополнение к закону об акционерных обществах, в котором Наблюдательным Советам этих обществ вменялось осуществлять проверку отчетности и докладывать о ее результатах на собраниях акционеров. 

Однако на данном этапе развития мировой экономики в целом и аудита в частности еще не существовало единых научно-обоснованных подходов как к пониманию самой сущности внутреннего аудита, так и его предметной области.  

Разразившийся мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к пересмотру отношений к аудиту. В этот период резко возросли требования к качеству его проведения. По этой причине уже начиная с 1939 г. Американский институт бухгалтеров-экспертов (в настоящее время Американский институт дипломированных присяжных бухгалтеров — American Institute of Certified Public Accountants — AICPA) стал публиковать свои научные исследования в области аудиторских процедур. 

В первом опубликованном отчете вышеуказанного института особое место занимали именно научные исследования в области внутреннего контроля, позволяющие обеспечивать достоверность регистрации, классификации и обобщения учетной информации любого экономического субъекта того времени. 

Несмотря на то что научная общественность в этот период была практически прикована к проблемам, стоящим перед внешним независимым аудитом, существовали, однако, ученые, которые занимались исследованием проблематики внутреннего аудита. 

Так, в 1941 г. в США относительно небольшой группой единомышленников, увлеченных изучением сущности внутреннего аудита, был основан Институт внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors — IIA), который к настоящему времени превратился в международную профессиональную ассоциацию внутренних аудиторов со своими отделениями и филиалами более чем в 150 странах мира, в том числе и в России. Предпосылками создания указанной организации послужила, прежде всего, осознанная необходимость объединения научной мысли и практического опыта внутренних аудиторов мирового сообщества, а также развитие профессионализма и повышение эффективности их деятельности во всем мире. 

Понимание сущности внутреннего аудита за рубежом 

Несмотря на многовековое развитие и выделение внутреннего аудита в особое направление аудиторской деятельности, до настоящего времени в экономической литературе само его понятие по-разному трактуется как зарубежными, так и российскими учеными. 

Так, например, известный английский ученый Р. Додж, представивший в России одну из первых работ, связанных с международным аудитом, дает свое понимание внутреннего аудита. По его мнению, «внутренний аудит является составной частью внутреннего контроля, осуществляется по решению органов управления фирмы для целей контроля и анализа хозяйственной деятельности». 

Уточняя свое определение в части предметной области контроля и анализа хозяйственной деятельности, автор утверждает, что в функции внутреннего аудита должны входить: наблюдение за системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля, изучение финансовой и иной оперативной информации для целей управления, проверка эффективности, результативности и прибыльности сделок, а также некоммерческих операций, знакомство с политикой экономического субъекта, планами и основными методиками анализа. 

Другой английский ученый Р. Адамс определяет внутренний аудит «как элемент системы внутреннего контроля, созданный администрацией для проверки, оценки и представления отчетности о бухгалтерском учете и других составляющих контроля хозяйственной деятельности». При этом он не считает, что для выполнения аудиторских заданий внутренний аудитор должен быть квалифицированным бухгалтером, так как, по его мнению, предметная область внутреннего аудита не охватывает аспекты подготовки финансовой отчетности и организации систем контроля. 

Р. Адамс также считает, что предметной областью внутреннего аудита является лишь проверка эффективности использования внутренних резервов экономического субъекта, проверка операций на соответствие основополагающим процедурам и нормативным актам, а также экологический аудит.  

По мнению американских ученых Э.А. Аренса и Дж.К. Лоббека, внутренний аудит — это внутрихозяйственный аудит, обеспечивающий администрацию «ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса». При этом внутрихозяйственный аудит авторы подразделяют на два типа: операционный аудит и аудит на соответствие. 

В случае проведения операционного аудита проверяют любую часть процедур и методов функционирования хозяйственной системы для оценки их производительности и эффективности. По результатам этого аудита системе управления экономического субъекта выдаются рекомендации по совершенствованию операций, подвергнутых аудиту. 

Поскольку операционная эффективность возможна в самых различных областях, то, как следствие, практически невозможно дать точную характеристику типичного для всех операционного аудита. В одном экономическом субъекте внутренний аудитор может оценивать пригодность и достаточность информации для принятия управленческого решения о приобретении новой недвижимости или иного объекта имущества, в другом — оценивать эффективность документооборота при обработке данных по товарообороту. 

В то же время Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек считают, что в операционном аудите весь объем аудиторских проверок не должен ограничиваться лишь бухгалтерским учетом. По их мнению, они также могут быть направлены на оценку организационной структуры экономического субъекта, компьютерных операций, применяемых методов производства, маркетинга и любой другой области, в которой аудитор имеет соответствующую компетентность. 

Ученые считают, что выполнение операционного аудита является весьма сложным процессом, требующим особой подготовленности и тщательности, так как объективная оценка эффективности операций гораздо сложнее, чем проверка их соответствия установленным нормативно-правовым актам. 

В том случае, если оценке подвергается информация, в каждом конкретном аудировании устанавливаются крайне субъективные критерии этой оценки, соответствующие профессиональному суждению внутреннего аудитора. В этом смысле операционный аудит больше напоминает консультирование системы управления экономического субъекта, чем то, что обычно считается аудитом. 

При проведении аудирования на соответствие внутренний аудитор должен определить, соблюдаются ли в хозяйственной системе все те специфические процедуры и правила, которые предписаны всему персоналу экономического субъекта высшим звеном его системы управления. 

Институт внутренних аудиторов, обобщив научные знания и практический опыт внутренних аудиторов мирового сообщества, сформулировал свое определение сущности внутреннего аудита. В его трактовке внутренний аудит — это деятельность по представлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности экономического субъекта. 

В качестве предметной области внутреннего аудита при предоставлении гарантий члены Института внутренних аудиторов определяют процесс, систему или иной предмет. Такой подход к пониманию сущности и предметной области внутреннего аудита не устанавливает каких-либо ограничений как относительно целевых установок, так и самого предмета аудирования.  

При консультировании, по их мнению, предметная область определяется конкретным специальным заданием, закрепленным в договоре с экономическим субъектом. При этом сама предметная область консультационных услуг внутренних аудиторов попадает в сферу внешних взаимоотношений, так как реализуется на договорной основе и, как следствие, не затрагивает процесс оперативной подготовки соответствующей информации для своевременного принятия эффективных и адаптивных управленческих решений.  

Примерно аналогичного мнения придерживается и Международный совет по стандартам в области аудиторской деятельности — International Auditing and Assurance Standards Board. В его понимании «внутренний аудит — это оценочная деятельность, осуществляемая внутри субъекта как услуга, предназначенная для субъекта. Среди прочих, в функции внутреннего аудита входит изучение, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля». 

Взгляд российских ученых на внутренний аудит 

Различные подходы к пониманию сущности и предмета внутреннего аудита зарубежными исследователями не обошли стороной и взгляды российских ученых. 

Так, например, Р.А. Алборов считает, что «внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный контроль». «Другими словами, внутренний аудит — это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью организации и ее структурных подразделений». Предметом внутреннего аудита этот же ученый, совместно с Л.И. Хоружим и С.М. Концевой, считает информацию, подлежащую «…сбору, оценке и изучению с целью раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта на стадиях расширенного воспроизводства (в производстве, распределении, обмене и потреблении)».  

По мнению В.Д. Андреева, внутренний аудит следует «…понимать достаточно широко, как функцию управления, форму внутреннего контроля…». 

В то же время В.Д. Андреев вносит уточнение, касающееся сущности и предмета внутреннего аудита. Он считает, что внутренний аудит — это не только всесторонняя проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, но и разработка предложений по оптимизации его хозяйственной деятельности, рационализации расходов и увеличению прибыли, а также оказание консультационных услуг для управления. Предмет же внутреннего аудита, по мнению В.Д. Андреева, «…выходит за рамки внешнего аудита». Иными словами, предметом внутреннего аудита следует считать «…совокупность различных объектов, явлений и фактов, происходящих в процессе управления предпринимательской деятельностью, отраженных в системе административного и бухгалтерского контроля, нефинансовых документах и системно оцениваемых с позиций соблюдения законности, экономичности и эффективности совершенных операций, производительности и результативности достижения поставленных целей».  

Вслед за зарубежными учеными Э.А. Аренсом и Дж.К. Лоббеком В.Д. Андреев использует различные подходы для определения отдельных направлений внутреннего аудита. По его мнению, внутренний аудит следует подразделять, во-первых, на операционный, которому не существует однозначного определения и который, в свою очередь, следует подразделять на три составляющих поднаправления: функциональный аудит, изучающий функции хозяйственной системы; организационный, проверяющий всю деятельность экономического субъекта или его структурных звеньев; и, наконец, специальный, проводимый по мере текущей необходимости администрации. 

Вторым, не менее важным, направлением внутреннего аудита ученый считает управленческий аудит, который, по его мнению, направлен на обслуживание потребностей системы управления экономического субъекта, а также на ее обеспечение объективной, достоверной и профессиональной информацией о «системе ситуационных условий». В.Д. Андреев считает, что данное направление внутреннего аудита позволяет дать оценку соответствия процедур и методов, применяемых системой управления, целям экономического субъекта и определить возможности их совершенствования. Кроме того, управленческий аудит позволяет выявить недостатки управленческих технологий и определить потребность в дополнительных элементах этих технологий с позиций долгосрочной эффективности функционирования аудируемого экономического субъекта. 

И, наконец, третьим направлением внутреннего аудита исследователь считает выполнение социального аудита или, иными словами, аудита персонала, направленного на диагностику «…долгосрочного повышения эффективности организации системы управления персоналом, роста эффективности формирования и использования трудового потенциала применительно к ситуационным условиям».  

С точки зрения А.М. Богомолова и Н.А. Голощапова, «внутренний аудит (внутрихозяйственный, внутрифирменный) — составная часть общего аудита, организованного на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированного внутренними документами по соблюдению установленного порядка ведения бухгалтерского учета, охраны собственности и надежности функционирования системы внутреннего контроля». При этом аудирование выполняется в момент совершения и документального оформления хозяйственных операций. Такой подход, по мнению ученых, позволяет своевременно обнаруживать недостатки в работе и, принимая соответствующие меры, предупреждать их. 

С.М. Бычкова считает, что «внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего контроля, организованный руководством предприятия в целях анализа учетных и других контрольных данных». 

По мнению В.В. Бурцева, «внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации…»

О.В. Ковалева и Ю.П. Константинов определяют внутренний аудит как неотъемлемую часть системы управленческого контроля на предприятии в целях оценки эффективности функционирования системы управления. Предметом внутреннего аудита исследователи считают бухгалтерскую отчетность, смету расходов, имущество экономического субъекта, методы организации производства и взаимодействия различных подразделений. В то же время ученые считают, что внутренний аудит является составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии и осуществляется непрерывно. В отличие от В.Д. Андреева они объединяют понятие управленческого и операционного аудита, вводя дополнительно термин «аудит результатов» и определяя его сущность как проверку «…любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки производительности и эффективности». Кроме того, ученые дают некоторую свою дальнейшую детализацию операционного аудита, выделяя в качестве отдельных направлений аудит целевых программ, аудит кризисного предприятия, аудит инвестиционных проектов и экологический аудит. 

С точки зрения Л.В. Сотниковой, «внутренний аудит является одной из составляющих частей внутреннего контроля, одним из наиболее эффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля». 

В.В. Скобара считает, что внутренний аудит — это внутренний контроль, осуществляемый «…внутренними ревизорскими службами (отделами)». 

Таким образом, разнообразие приведенных формулировок сущности и предметной области внутреннего аудита является неизбежным, так как сущность и, тем более, предмет всегда шире, чем самые подробные их определения, и ни одно из них не может быть исчерпывающим. 

Внутренний аудит развивается и эволюционирует. В настоящее время выделяется 4 роли внутреннего аудита в компаниях:  

– оценка соблюдения процедур,  

– оценка составляющих внутреннего контроля,  

– содействие менеджменту в совершенствовании и ре-инжиниринге бизнес-процессов (performance improvement),  

– в реализации принятой стратегии бизнеса. 

«Внутренний аудит помогает компании достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления». Так понимается внутренний аудит в лучшей международной практике. Именно с таким пониманием сегодня работают уже многие внутренние аудиторы, практикующие в России. 

Существует следующая классификация внутреннего аудита в зависимости от выбранных критериев (табл. 1). 

Таблица 1 

Виды внутреннего аудита 

Критерии 

Виды 

Структура аудируемых объектов 

Аудит отдельного структурного подразделения Аудит отдельного юридического лица с простой организационной структурой Аудит отдельного юридического лица со сложной организационной структурой Аудит консолидируемой группы 

Степень применения МСФО на различных стадиях формирования консолидированной финансовой отчетности 

Аудит организаций и холдингов, составляющих финансовую отчетность только по РСБУ Аудит организаций и холдингов, составляющих финансовую отчетность по МСФО способом трансформации данных Аудит организаций и холдингов, составляющих финансовую отчетность по МСФО способом конверсии данных 

Задачи 

Аудит финансовой отчетности Налоговый аудит Аудит соответствия требованиям (законодательно установленным предписаниям) и целесообразности Ценовой аудит Управленческий аудит (производственный аудит) Аудит хозяйственный деятельности Специальный аудит (экологический, операционный и др.) 

Функции 

Собственно аудит (цель - подтверждение достоверности финансовой отчетности) Оценка и контроль эффективности системы управления Консультирование участников консолидируемой группы Функции, связанные с внешним контролем и оценкой деятельности участников консолидируемой группы 

Критерии 

Виды 

Периодичность осуществления 

Первоначальный Разовый Оперативный Итоговый 

Взаимоотношения со службами внешнего аудита 

Предшествующий внешнему аудиту (связанный с внешним аудитом) Не предшествующий внешнему аудиту (не связанный с внешним аудитом) 

продолжение будет опубликовано в ближайших выпусках