Мы уже писали о нападениях на инкассаторов, но об одном из них, резко отличающемся высокой квалификацией исполнителей и безукоризненным качеством подготовки, хотелось бы рассказать более подробно в надежде, что чоповцы, занятые на безопасности перевозок денежных средств, извлекут из разбора ситуации немало полезного…

…Тот, кто плохо знает крайний запад столицы, пусть отыщет на карте длинную улицу, берущую начало от МКАД и вливающуюся в Можайское шоссе. Рябиновая была задумана планировщиками как некая разгрузочная дорога для тяжелого транспорта, следующего по назначению в огромную промзону. Из наиболее значимых отметим вечно шумящий как в дни кризиса, так и в застойные советские годы Очаковский пивзавод и обширные владения бывшей Кунцевской плодоовощной базы. Сохранилось небольшое, но весьма престижное Кунцевское кладбище, которое к нашему рассказу отношения не имеет.

Давно прошли те времена, когда в хозблоках, плодовых цехах и овощехранилищах размещались в подклетях запасаемые на зимне-весенние сезоны картофель, капуста, яблоки, апельсины и другие доступные москвичам овощи и фрукты. От прежних цехов сохранились стены и номера на них.

Сегодня базу заселили десятки, если не сотни всевозможных юридических лиц с приносящими прибыль офисами и складами. В их числе крупнейший оптовый поставщик алкогольной продукции ООО «Лудинг». Где-то в бывшем плодоовощном цеху №8 находилась железная дверь ООО «Штоф», который в числе других фирм занимал несколько помещений двухэтажного особняка.

Договор на охрану денежных средств при их транспортировке с ЧОПом «Секьюрити-Эгида» фирма заключила с апреля. Для того чтобы подъехать к штофовским дверям на автомобиле, нужно было миновать два КПП и 200м открытой дороги. Охранник-мужчина на первом КПП, как и охранница на втором, исправно поднимал шлагбаум, ни у кого ничего не проверяя. Пропуска на проезд не выписывались. Разрешения от арендаторов не требовалось. Пропускной режим был «так называемым». Вроде бы он есть, но никому и никогда никаких неудобств не доставлял. Незваные и безымянные посетители были даже желательны, т.к. за въезд каждой машины на втором шлагбауме взимали по 50 рублей.

В охране работа инкассаторов и телохранителей наиболее сходна с оперативной, поэтому и инкассаторам, и телохранителям следует избегать стереотипов. Использование постоянных наработанных схем, в которых месяцами ничего не меняется, дисциплинированное прибытие автомобиля в одно и то же время в обозначенное место. Использование одной и той же машины, внешний вид которой позволяет понять, что она имеет скрытое бронирование, и т.д. и т.п. Действуя по стереотипам, мы создаем преимущество нападающим, позволяя им планировать свои действия.

Даже в том случае, если внутри офиса или среди сотен покупателей-оптовиков нет «крота», наше постоянство облегчает грабителям задачу. А операции по захвату перевозок такого масштаба, как правило, начинаются с информации, поставленной «кротом». На основе его данных планируется операция, просчитывается стереотип, идет подготовительная работа.

Многие наши коллеги применяют скрытую инкассацию, считая, что так безопасней при сборе денежной выручки и ее перевозках. Генеральный директор ЧОП «Секьюрити-Эгида» был воспитанником одной из оперативных служб бывшего КГБ СССР. Он начинал путь в частной охране в должности старшего группы инкассации, обеспечивающей перевозки для крупного банка КБ «Восток-Запад» в 1994 году, так что новичком в охране перевозок денег Игорь не являлся.

Тем не менее в одно и то же время - с 18.40 до 19.40 - автомобиль скрытого бронирования, принадлежащий «Секьюрити-Эгида», подъезжал к штофовской двухэтажке. В состав экипажа всегда входили три вооруженных охранника. Водитель Сорокин согласно инструкции из автомобиля не выходил. Инструкции все охранники знали очень хорошо, но… не очень четко соблюдали…

«Скрытая» – это не «черный» нал!

Вы не задумывались, почему такое количество практиков отдает предпочтение скрытой инкассации? В Москве ежедневно выезжают на маршрут тысячи(!) «Шевроле», 21-х ВАЗов разной модификации, «Кадди» и других машин, причем определить, бронированы они или нет, могут только специалисты.

Главная причина востребованности скрытых перевозок, на наш взгляд, в отсутствии у ЧОПов равноценных государственным средств защиты от бандитских нападений и нездоровое внимание ППС. При ограничениях охранных предприятий в выборе средств связи, вооружения, спецсигналов и при возможностях бандитов использовать любые средства нападения и поражения мимикрия под обычную гражданскую машинешку является более надежным способом профилактики, нежели расписная броня.

Был в нашей российской истории поучительный пример скрытой перевозки ценностей. Вот так его описывают в книге «Московский уголовный розыск. История в лицах»: «Г.П.Никулин выполняет, пожалуй, самое ответственное и необычное в своей жизни поручение: один и без какой-либо охраны (не выделенной в целях конспирации) он доставляет в Настасьинский переулок, где в то время находилось одно из банковских хранилищ, в помещениях которого с 3 февраля 1920 года стал располагаться Гохран РСФСР, бриллианты царской семьи (общим весом 6000 карат!). Их он перевозит туда в обычном холщовом мешочке, лежащем на дне ничем не приметной заплечной котомки».

Первая из известных в истории России, успешная скрытая перевозка ценностей в банковское учреждение. Видимо, позволительно считать приведенный исторический пример официальным мнением МВД России, одобряющим возможность существования и профессиональное место скрытой инкассации в арсенале разрешенных законом методов охраны.

Впрочем, наверняка ничего не зная о «никулинской» операции, директор «Эгиды» (как и многие другие директора) приобрел для работы автомобиль скрытого бронирования, набрал сотрудников, объяснил им задачу и проверил знание инструкции.

В свою очередь охранники «Секьюрити-Эгиды», тщательно выполняя букву инструкции, приезжали на одном и том же автомобиле в одно и то же место. Использование инкассаторских сумок с металлическими замками при соблюдении остальных элементов скрытой инкассации, несомненно, привлекло внимание более-менее наблюдательного человека и обесценило проводимую охранниками работу по конспирации вывоза. Системная ошибка предопределила неизбежную расшифровку операции.

Никаких специальных (а тем более писаных) правил у скрытой инкассации нет. Есть неписаные. На ее проведение распространяются те же лицензионные требования и условия, что и на любую другую охраняемую транспортировку груза. Сложившаяся обезличка денежных перевозок лишает многих ее участников необходимых гарантий. Но только не в этом случае.

Бронированный кокон, бронестекла по 3-му классу, три вооруженных служебным оружием охранника, каждый имеет солидный опыт. Бронежилеты (в грузовом отсеке, за что руководителя упрекнуть проблематично), инструкция. Все как полагается.

Итак, из-за массового посещения арендаторов-юрлиц, сотнями въезжающих за 50 рублей оптовых покупателей никакой пропускной режим на «плодовоовощной» территории не осуществлялся и числился досадной условностью. Охранники базы приводили в действие шлагбаум, собирали деньги за въезд. Лиц, заинтересованных в более тщательных проверках въезда и выезда, не было. Вот так все и шли, а вернее, ехали.

Как в «алкогольную» часть овощной территории попала черная «Хонда-цивик» и сколько на ней было пассажиров, «сидельцы» на шлагбаумах сказать не могли. Может быть, автомобиль уже с утра стоял на обширной стоянке в круговерти десятков жаждущих оптового пива. А может быть, он приехал незадолго до часа «Х».

По мнению автора, исполнители по сигналу наблюдателя заняли места на позиции уже после того, как инкассаторы зашли внутрь «штофовского» особняка. Они выбрали максимально удобную дистанцию для кинжального огня из салона, т.к. налетчики все-таки рассчитывали на должное исполнение всеми охранниками своих обязанностей… Бандиты боялись долго занимать максимально удобную позицию вблизи предполагаемой стоянки инкассаторской машины, чтобы не попасть в поле зрения бдительных стражей.

А плести кружева конспирации было из-за чего. Дневная выручка «Штофа» составила 26 мая с.г. 4360000 рублей, уместившихся в трех значительных по весу мешках. В этот день как по заказу охрана делала одну ошибку за другой.

Водитель Сорокин подал автомобиль к двери не боком под углом 45 градусов и даже не задним ходом, а передом. Впоследствии, оправдываясь, он ссылался на перегруженность стоянки и отсутствие возможности для маневра. Автомобиль уже не прикрывал своим надежным бронированным корпусом выходящих с мешками экипажников, наоборот, распахивающиеся двери оказывались открытыми в сторону стрелков.

Сам Сорокин распахнул свою водительскую дверь и уселся спиной ко двору, и не контролировал сектор обзора; его главная и определяющая роль при приеме груза свелась к нулю, а неправильные действия не позволили организовать оборону.

Старший экипажа в такой ситуации не остался снаружи для оценки обстановки, а вместе с охранником нырнул за железную дверь таскать мешки, чего не должен был делать ни в коем случае!

Охранник круглосуточного стационарного (офисного) поста обязан был еще до подъезда автомобиля переместиться на улицу и принять меры к расчистке той части стоянки, куда должна была припарковаться бронемашина. Он этого не сделал!

В распоряжении охранника в офисе должны были находиться мобильные предупредительно-заградительные столбики. Ими загодя (или раз и навсегда) ограждается стоянка. Столбики отодвигаются в самый момент появления инкассаторской автомашины. Подобная спецпарковка заказчиком услуги не была предусмотрена. Директор ЧОПа не обратился к «штофовцам» с категорическим требованием об ее обустройстве. Охранника стационарного поста, как оказалось, не обучали профессиональным действиям в связи с прибытием специальной автомашины. Или он не исполнял инструкции, хотя можно сделать скидку на то, что договор на охрану денежных средств при их транспортировке заключен был только с апреля и не все вопросы еще были отлажены…

Три увесистых инкассаторских сумки должна была выносить девушка-кассир (даже если пришлось бы сходить с грузом трижды). Охранники, положив свободные руки на рукоятки пистолетов, укрываясь за броней правильно поставленной автомашины, вели бы наблюдение за обстановкой, надежно оберегая и девушку-кассира, и мешки. Девушка-кассир не вышла. В четырех руках охранники вынесли (за нее) три тяжелых мешка. На оружие рук уже не хватило...

Водитель Сорокин ничего подозрительного не заметил (потому что не мог заметить), пока не услышал приглушенные одиночные хлопки и не увидел, как стали падать подбитые охранники. Бронежилетов, «естественно», никто не надевал. Выставленную из салона ногу водителя в ту же секунду раздробили автоматные пули. Он повалился в салон от пронзительной боли. И не мог послать машину ни на таран, ни на преследование: тяжелое ранение ноги, простреленные колеса броневика, да и поставлена она была так, что вывести ее задним ходом и здоровому было проблематично. Небрежность в работе породила системную ошибку и переросла в большую беду.

Раненые секьюрити лежали на асфальте, обливаясь кровью, когда один из бандитов (как уверяют, без оружия) подбежал к месту нападения, подхватил все три мешка и унес их к «Хонде»…

Длительное время спустя работники уголовного розыска установили, что «Хонда» покинула территорию по хитросплетению «плодоовощных» переулков через КПП, расположенный в полукилометре от места нападения. На пустыре возле дома 46 по Очаковскому шоссе через час обнаружили догорающий остов автомобиля. Номера агрегатов машины оказались (по понятным причинам) забиты. Недалеко от этого места находится второстепенный выезд за МКАД, где редко стоит постовой ГИБДД. За Кольцевой «Перехват» не действует, поскольку Московская область – другой субъект Федерации, и это бандиты тоже предусмотрели. Впрочем, план «Перехват» давно превратился в фикцию.

4.08.2009г. По сообщению РИА «Новости»:

«Бывший начальник ГИБДД России Владимир Федоров, сейчас являющийся членом Совета Федерации, во вторник, 4 августа, заявил о том, что находит использующиеся методы регулирования порядка на дорогах устаревшими. В частности, как сообщает РИА «Новости», Федоров назвал план «Перехват» (вводится при угоне автотранспорта) неэффективным и не отвечающим современным реалиям. «План «Перехват» уже лет 20 как устарел. Просто закрыть все дырки даже в Москве невозможно. Каждый год МКАД облетают на вертолете и ищут, сколько новых выездов появилось из города», - заявил сенатор. Однако никаких конкретных мер и решений им предложено не было.

Кроме того, Федоров предложил ликвидировать посты ДПС, «выгнать ГАИ на дороги и заставить заниматься своим делом». «У нас почти половина личного состава работает на постах. Из-за этого ДПС (Дорожно-патрульная служба. - Лента.Ру) уже иногда расшифровывают как «дорожно-постовая служба», что по сути становится верно», - заявил он.

Ранее министр внутренних дел Рашид Нургалиев также высказывался за ликвидацию планов «Перехват» и «Вулкан-5» (вводится при убийствах и ограблениях) и за их подмену более совершенными способами поддержания порядка».

После того как вызванные пожарные залили огонь пеной, в салоне нашли автомат АКМ-74 с тремя рожками, пистолет ПМ с одним магазином, глушители к обоим обнаруженным стволам, три замка от полностью сгоревших инкассаторских сумок и спекшиеся фрагменты купюр.

Большая часть стреляных автоматных гильз валялась на полу салона. Лишь две директор ЧОПа заметил на асфальте, установив, где стояла в момент ведения огня машина. Около десятка гильз калибра 9 мм лежали чуть в стороне.

Работники милиции считают, что бандитов было трое. В основе их версии – факты, а не расчеты. Но кто-то вел и страхующую автомашину. Расстояние от стволов до цели было около 15м. Оптимально и для ПМ, и для АКМ.

Ни один из охранников не успел не то чтобы выстрелить - не сумел даже дотянуться до оружия.

Деньги исчезли вместе с преступниками. Охранник Сергей Макаров скончался на 59-м году жизни в больнице после операции по удалению разбитой почки. Вечная память о нашем коллеге! Соболезнования его родным, близким и товарищам по ЧОПу.

Над раскрытием неординарного и на высоком уровне спланированного преступления работают несколько оперативных служб, в том числе и 2-й отдел МУРа.

Руководители предприятия, снабжающего алкогольными напитками уголок самой пьющей в Европе страны, сделали выводы, воплотившиеся в незначительной модернизации. Для владельцев базы это – не их проблемы!

Хотя поводов для оптимизма автор не видит, но есть факты, которые следовало бы отметить.

Заявленные качество и прочность автомобиля «Шевроле-Нива» были подтверждены в боевой обстановке. Стоило Сорокину проявить терпение и старание, поставить машину правильно и не пытаться «подышать воздухом», распахивая дверь, - и шансы бандитов стали бы минимальны. Лобовое стекло выдержало удар пули 7,62 мм и отрикошетило заряд, оставив только скол. Пули ударяли в боковые стекла и дверцы, но ни одна не проникла внутрь.

Машины скрытого бронирования принимают в Москве ежедневно десятки тысяч порций «малого груза». Выручку по 100, 50 и даже по 10 тысяч рублей. Готовить площадку требуется там, где счет идет на миллионы.

Удачи вам, коллеги!

С этой и многими другими статьями данного автора можно познакомиться на страницах журнала "Охранная деятельность"

Об авторе - Николай СТЕПАНОВ, член экспертного Совета ДООП МВД России