Отрасль вступила в период активного действия проведенных МВД поправок к Закону «Об охранной и детективной деятельности в РФ». Давайте на примере московского охранного сообщества посмотрим, с чем подошли коллеги к часу «Ч». Де-факто работа большого количества сторожей и консьержей, исполнение ими соответствующих обязанностей признается охранной(!) деятельностью, что само по себе – нонсенс. Кто в наступивших экономических условиях выигрывает в соревнованиях по охране множества новых объектов?

Часть 1. Москва. Мы внимательно наблюдали за изменениями на рынке охранных услуг.

С апреля 2007 года количество столичных охранников неуклонно сокращается. Если это происходит постоянно уже более двух лет, мы можем говорить о стабильности этого процесса. «Падение», как вы помните, началось со 191 тысячи. На 1.07.2009 года охранников в Москве насчитывается 156 480, т.е. их стало меньше почти на 35 тысяч. И не кризис является причиной такого сокращения. Посмотрите: за время кризиса число взятых под охрану объектов выросло и достигло 42 263. Одновременно увеличилось и количество охранных предприятий: их стало 5058, да еще «остаются» и продолжают свою работу 210 служб безопасности.

В ЧОПах работают сейчас 150 072 охранника, в СБ - 6408.

39 748 человек используют в своей деятельности служебное оружие. Получается, что в среднем на объекте находится 3,67 охранника. Помните мультфильм «В стране невыученных уроков»? Там одну траншею копали полтора землекопа.

Что еще поменялось? В помесячных отчетах в ОЛРР появилась графа «О наличии нападений, совершенных на объекты, охраняемые консьержами и сторожами». Стало быть, де-факто работа большого количества сторожей и консьержей, исполнение ими соответствующих обязанностей признается охранной(!) деятельностью, что само по себе – нонсенс. Но как не заметить этот нонсенс, если сторожей в столице уже десятки тысяч и их число растет! До какого уровня будет падать число охранников в Москве, не может сказать никто, поскольку новый Закон не полностью еще вступил в силу, не до конца его тиски сжали рыночную составляющую отрасли. Все впереди.

В чем особенность охранной отрасли в России? Вы можете проследить две основные составляющие отрасли: быстрому развитию частной охраны способствовало ее позиционирование как конечного продукта народной самообороны, возникшего при неполной дееспособности органов, ответственных за охрану порядка. С другой стороны, мы наблюдаем стремление государства единолично контролировать охрану порядка и выстроить все присутствующие в данном процессе компоненты по собственной схеме взаимодействия. Происходит втягивание отрасли в общегосударственные процессы, где бизнес – второстепенен. Раз уж государство решительно высказалось за единую государственную систему безопасности, в которой МВД и ЧОПы – партнеры, то так называемой негосударственной системе места не остается. Поэтому я и не разделяю взгляды многих уважаемых мною коллег на отрасль как на сферу обычного бизнеса, которому все равно, чем заниматься: охранять или печь пирожки.

Управлением по лицензионно-разрешительной работе ГУВД по г.Москве отмечено, что в течение года не вели никакой деятельности 1115 охранных предприятий(!). И еще 1401 ЧОП имеет в штате менее 10 человек. Всего у этой группы ЧОПов набирается на круг аж 5818 охранников. Не получается у нас говорить о массовом открытии новых предприятий «в связи с бурным развитием отрасли, несмотря на экономический кризис». Работники лицензионной службы объясняют создание и наличие такого количества сверхмалых «чопиков» желанием определенной категории наших сограждан охранять самих себя и самовооружиться, что не имеет никакого отношения к бизнесу.

У автора другая, «рыночная», версия событий. Кто в наступивших экономических условиях выигрывает в соревнованиях по охране множества новых объектов? Кто заполняет дыру в статистике, возникающую в ходе отторжения такого же количества «отохранявшихся» и отдавших предпочтение услугам контролеров, консьержей и швейцаров? Это новые ЧОПы, открывающиеся без торговой марки, без технологий, без офисов и без оружия. И отнюдь не ветеранами-силовиками. Работу свою они строят на двадцатисуточной беспросыпной вахте, а в расходы не входит уплата хотя бы части налогов. Им не важны качество работы и имидж фирмы.

Но это не демпинг*, который является уделом сильных компаний. Это грязный способ нецивилизованного захвата рынка с дискредитацией отрасли чужеродными ей элементами (не «молодыми ли волками»?). Оттого и живут такие ЧОПы год, и меняют их на захваченных объектах такие же «нулёвые» и «сверхмалые» из внушительной группы в две с половиной тысячи, отраженной в милицейской статистике,  ожидают своей очереди «сказать веское слово в охранном бизнесе».

Вот и сообрази, для чего собирались конференции, на которых делались заявления «разобраться с этим вопросом», повторяемые потом на различных «круглых столах», семинарах и т.п. в течение многих лет? Для чего съезжались руководители и рассылались пафосные декларации?

Но есть способ отделить «карманные» ЧОПы, созданные предположительно для «самовооружения», от «очередников». Нужно получить ответ на вопрос: сколько ЧОПов, имеющих численность до 10 человек, получили РХИ? Остальных можно смело относить к категории «очередников-чернушников».

Руководству МВД, которое желает лишить отрасль права собственности на служебное оружие, удобно объяснение про массовое создание ЧОПов с утверждением, что четверть всех ЧОПов создается для охраны криминальных авторитетов. А в результате - полное отсутствие работы по проверке размножившихся до внушительной цифры в две с половиной тысячи «чернушников».

Никто не в состоянии заставить МВД проделать эту работу, поскольку положение и тактика «чернушника» выходят за рамки лицензионных требований и условий, и поправки, внесенные 272-м Федеральным законом, этого не предусмотрели. Насильственное закрытие четверти ЧОПов, принадлежащих «самовооруженцам», также не предусмотрено. Считается, что они исчезнут сами при перерегистрации, как троцкисты при обмене партдокументов. Мы взрослые люди и понимаем, что ни один не исчезнет. И не станет «белым и пушистым». Они не умеют, не хотят и не станут работать по-другому.

А что же охранное сообщество? У тех, кто не находится в тесном взаимодействии с МВД в составе координационных советов и их комиссий, кратковременная прошлогодняя активность плавно перетекла в легкое летнее забытье. Налицо депрессивное состояние от ощущения навалившейся силы, переломившей волю к «бунтарским выступлениям». Верхи молчат. Что же касается низов (рядовых охранников), то московская перебежка 35 тысяч в консьержи и сторожа – разве это не наглядная реакция на неотвратимую необходимость исполнять поправки?

Таковы тенденции жизни московского охранного сообщества в июле 2009г. И постановление Правительства РФ, один из разделов которого предусматривает новый порядок и новую форму выдачи удостоверений, все еще «на выходе». Может, и правда, цыплят по осени считают?

*Демпинг – продажа услуг по бросовым ценам, когда убытки компенсируются за счет высокой капитализации, из внутренних ресурсов (опр. автора).

Об авторе; Николай Степанов – эксперт КС ДООП МВД России

(Полностью прочитать статью вы можете в журнале «Охранная деятельность» №8 за 2009г.)