Сколько уже написано о новых законодательных требованиях и нормативах, сколько копий сломано в борьбе за справедливое отношение к частному охранному и детективному бизнесу. За окном уже июль, вступили в силу требования Федерального Закона от 22 декабря 2009 года №272, существенно уточняющие статью 11.1 «Правовой статус частного охранника».

Изменения более жестко регламентируют профессиональную подготовку охранника, сдачу квалификационного экзамена и получение соответствующего удостоверения. Введена обязательная дактилоскопия лиц, претендующих на получение статуса частного охранника. Правила сдачи квалификационного экзамена и порядок выдачи удостоверения должны быть определены Правительством Российской Федерации.

Сегодня мне звонят многие коллеги, читатели журнала и задают один и тот же вопрос: «Наступило 1 июля, а постановлений Правительства нет. Неужели прекратится выдача удостоверений частным охранникам?»

Не пытаясь их успокоить, напоминаю, что и сегодня нет нормативного документа, регламентирующего выдачу удостоверений. И в таком положении охранное сообщество находится уже с 2005 года, когда была введена статья 11.1. Получается, что ничего существенно не изменилось. По этому поводу лучше всего высказался член Президиума Координационного совета при Департаменте обеспечения общественного порядка МВД России, председатель правления НП «Координационный центр руководителей охранно-сыскных структур» (КЦ РОСС) Игорь Голощапов, который заявил: «Документ-то принят будет, но мы не будем готовы. Затягивание сроков подготовки нормативных документов, похоже, становится фирменным стилем Правительства». Рассуждать о фирменных стилях не будем, обратим внимание на вялотекущий законотворческий процесс.

В прошедшем месяце в Государственную Думу России депутатом Олегом Михеевым был внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности».

Для нас это существенный прецедент, так как, с одной стороны, пересмотру подлежат нормы Федерального закона №272 еще не вступившие в действие, с другой стороны, они длительное время выдавались как достижение всех участников законотворческой деятельности по защите отечественного рынка охранных и детективных услуг.

Характерно, что разработчики данного законопроекта напоминают о том, что «согласно обязательствам Российской Федерации по услугам расследования и обеспечения безопасности, принимаемым в рамках присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО), предоставление указанных услуг зарубежными поставщиками разрешается путем учреждения коммерческого присутствия, т.е. через создание российского юридического лица. Также упомянутыми обязательствами предусмотрено обязательное условие для руководителя юридического лица являться гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации».

Позволим себе полностью процитировать аргументацию внесения данных законотворческих инициатив. «В связи с этим целесообразно изложить, что иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, юридические лица, в составе учредителей которых имеются указанные лица и граждане, могут осуществлять частную детективную и охранную деятельность только на условиях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами Российской Федерации.

Кроме этого, полагаем необходимым исключить из Закона положение о запрещении внесения иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, организациями, в составе участников и (или) учредителей которых имеются указанные лица и граждане, средств в уставный (складочный) капитал частной охранной организации, а также о запрещении отчуждения долей (вкладов) учредителем и (или) иным участником частной охранной организации, в том числе после его регистрации, повлекшее появление в уставном (складочном) капитале доли (вклада) с иностранным участием как необоснованное».

Вот так, не больше и не меньше. Мы за мир, за дружбу, за открытый рынок, за победу всех!

Не хочу предугадывать судьбу данного законопроекта, не благодарное это дело, так как все зависит от лоббистских усилий и капиталовложений. Мы знаем прецеденты, когда отдельные законопроекты становились законами в трехмесячный срок. Для нас важно другое, – появилась реальная возможность внесения изменений в те нормы, которые и сегодня представляются спорными и неоднозначно трактуемыми.

Совсем недавно на страницах нашего журнала активно обсуждалась статья профессора Валерия Шестакова «Какой вид деятельности для учредителя ЧОО должен быть основным?» http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=17559

Известный правовед на основе анализа показывает существенные различия в нормативном предписании статьи 15.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности», в соответствии с которым для учредителя (участника) частной охранной организации охранная деятельность должна быть основным видом деятельности, и ее толковании отдельными руководителями УЛРР МВД РФ. Валерий Иннокентьевич пишет: «В связи с этим возникает вопрос, как понимать данное требование законодателя. От правильного ответа на данный вопрос зависит ответ на другой жизненно важный для охранного сообщества вопрос – кто имеет право быть учредителем (участником) частной охранной организации».

Можем предположить, что неоднозначное толкование данной нормы может создать прецедент, когда с января 2010 года налоговые органы не будут регистрировать изменения в охранных организациях, где учредителями выступают физические лица.

Не менее спорными остаются вопросы передачи на баланс МВД служебного оружия, периодических проверок и многие другие.

Наши читатели справедливо пишут, что без ответа на все эти вопросы на местах возможны злоупотребления и вольная трактовка норм права.

Сегодня к вступлению в силу Закона все мы не готовы. Может быть, это лето не для всех станет порой отдыха, может быть не следует упускать шанс внести необходимые изменения для исправления отдельных норм Федерального закона №272? Не все еще потеряно.