- Добрый день, Николай Геннадьевич. Сегодня речь пойдет о Школах по подготовке охранников. По-моему, в нашей отрасли насчитывается более 300 негосударственных образовательных учреждений. И уже давно количество школ не увеличивается. В некоторых регионах нет ни одного негосударственного образовательного учреждения или есть одно. Мы знаем, что основное количество школ расположено в Москве и в Питере. Скажите, Николай Геннадьевич, эти цифры можно расценивать как показатель недостатка развития нашей профессиональной школы?

- Это один из показателей. Но давайте попробуем найти первый. Первый – с чего все начинается.

- Назовем его основным.

- Хорошо, но, на мой взгляд, первый. Это все-таки спрос, что бы мы с вами ни говорили. Мы не будем брать во внимание другие критерии, например административные решения… Итак, речь идет о спросе. Если есть запрос на тот или иной товар/услугу, то всегда найдется какой-нибудь неспокойный человек, который попытается этот запрос удовлетворить. Несмотря на то, что во многих регионах, как вы сказали, есть НОУ, мы – и я, и некоторые наши коллеги – периодически летаем в другие регионы, где проводим занятия (это не реклама, это спрос).

Когда есть реальный запрос на реальные знания, а не формальный запрос на формальную корочку, тогда и выясняется, сколько школ необходимо. А то количество, которое есть сегодня, частично объясняется обычным административным рычагом – сидит большой начальник и решает: в этом районе, регионе мы уже школу имеем, больше никому не позволим открыть.

- Да, такой подход к открытию школы не редкость.

- И мы с этим уже неоднократно сталкивались сами, когда нас приглашают провести семинар для руководителей ЧОПа, но предупреждают: «Дело в том, что у нас нет лицензии, но мы готовы набрать людей». – «А почему вы не хотите получить лицензию?» – «А нам конкуренты не дают такой возможности. Вы приезжайте, мы людей соберем».

Мы приезжаем в один из регионов, читаем лекции, выдаем наши внутренние свидетельства. Вот это как раз тот самый запрос на те самые знания. Но если объективно, то запрос на знания в нашей отрасли совсем невелик. Следовательно, и тех, кто этот запрос может удовлетворить, немного.

Триста – это много или мало? С одной стороны, вроде как много. Куда столько? Явно много, они все не выживут и не должны были выжить. А с другой стороны, вроде для такой страны, как наша, мало. А как определить, что много, а что мало? В нашей отрасли у руководителей и владельцев пока нет выраженной потребности развиваться, что является следствием отсутствия конкуренции на рынке.

- Я с вами согласен полностью, но потребность в знаниях формируется только в том случае, если человек хочет учиться. Не входя в воду, очень трудно научиться плавать. На форуме «Хранителя» я читал такие высказывания: «…Я руководил Управлением общественной безопасности УВД, у меня в подчинении были вневедомственная охрана, лицензионно-разрешительная служба, а сегодня я руковожу частным охранным предприятием, и меня заставляют учиться». Как это так? Я такой великий, а тут вдруг какая-то школа, какие-то знания? И чему они меня научат, если я все уже знаю, все уже давно постиг, я пять лет руковожу этим охранным предприятием?!

- Подготовленный руководитель – не тот, о котором вы сейчас сказали. Оказавшийся в очень непростых условиях конкуренции, руководитель может пойти двумя путями. Может пойти за знаниями и продолжить развивать свое дело, а может остановиться и сказать: «Хватит, есть у меня три объекта, я получаю свою пару тысяч долларов и плюс пенсия военная». Так вот, уже около 500 руководителей охранных предприятий получили дополнительные знания на наших семинарах, а некоторые прослушали все предлагаемые темы. Пусть только 500 из 26 тысяч, но вот их можно назвать настоящими профессионалами.

Что такое профессионал? В моем представлении профессионал – это человек, который обладает комплексом специальных знаний, опытом и стажем работы. И если чего-то из перечисленного не хватает, то вряд ли человек может называть себя современным руководителем.

- Вы поддерживаете те направления, которые заложены в новом, 272-м законе? Который обязал всех не только учиться, но и повышать каждые пять лет свою профессиональную подготовку, а руководителей обязал получать специальные знания по той специальности, которую они выбрали, несмотря на их предыдущий опыт и стаж работы.

- Если вы сделали такой вывод, то я ошарашен. Я законченный либерал и противник любых «указивок» и «обязаловок». До того, когда повышение квалификации было добровольным, оно мне нравилось, а когда в законе это было прописано как обязательное условие, оно перестало мне нравиться. Я переживаю за то, что теперь обязательность этого положения может отвернуть народ от желания учиться. Хотя те, кто приехал, писали и такие отзывы: «Я думал, что я профи. Но когда я это все послушал, то понял, что мне нужно еще учиться, учиться и учиться этому бизнесу».

И здесь возникает парадоксальная ситуация: ведь если бы этого руководителя не загнали на эти занятия, он бы не приехал учиться, и не смог бы понять истину! И как быть? Благодарить закон или спорить с ним? Как либерал, я не люблю, когда государство вмешивается в бизнес, но на практике мы видим, что иногда это может принести пользу. Как тот самый нож.., которым можно и хлеб резать, и преступление совершить.

- Теперь школа должна воспользоваться той благоприятной средой, которая возникла?

- Обязательно. У школ сейчас может появиться не просто второе дыхание, а, я бы сказал, вторая жизнь. Те руководители школ, которые настроены не столько «поторговать ксивами», но которые будут заинтересованы в том, чтобы дать хоть какое-то более или менее интересное, творческое знание, могут на этой волне привлечь людей и на будущее. И на пути высокого профессионализма может появиться намного больше ищущих людей.

- Сейчас мы подошли к следующему вопросу. О программах. Сегодня МВД взяло на себя обязанность и, по-моему, совершенно ему несвойственную функцию - описать все программы обучения всех категорий; подготовки, переподготовки, повышения квалификации и т.д. и т.п. Не формализует ли это процесс обучения?

- Повторюсь, когда государство пытается своим перстом указать бизнесу, как нужно действовать, то это никогда ни к чему хорошему не приводит. Многолетний опыт работы с теми программами, которые на сегодняшний день существуют, показывает, что реально во всех школах была одна программа подготовки и переподготовки охранников на 240 часов.

На самом деле, как только будет предложена формальная программа, то у большинства руководителей школ появится искушение взять эту формальную программу и по ней преподавать, оправдывая свое бездействие и отсутствие творческого начала. Именно это обстоятельство и подвигает некоторых конструктивных критиков на портале говорить правильные вещи, задавая вопрос: а где нормальные программы? К примеру, сегодня появились разные квалификации охранников. И теперь это некоторых руководителей подтолкнет к тому, что они хотя бы обратят внимание, что это – разные модули обучения. Вскоре от них услышим: мы разработали программу для пультовой охраны, для групп быстрого реагирования, для водителей-охранников и так далее, и так далее. Мы это уже сделали самостоятельно. Кто-то еще сделал.

Теперь государство заставит всех посмотреть на это и хоть как-то определить разные квалификации, отделить обычного сторожа от более-менее нормально подготовленного и профессионального охранника. Но если бы государство только задало эти ориентиры, но не стало бы вмешиваться и прописывать количество часов, и, я думаю, от этого все бы только выиграли. А так сейчас все схватятся за эти утвержденные часы и будут только по ним и лепить.

- Я всегда полагал и полагаю, что категорию специалисту должен давать работодатель, в зависимости от его отношения к делу, знаний, навыков, умений и еще целого ряда его личностных качеств, которые невозможно прописать ни в одном дипломе, ни в одном свидетельстве или удостоверении о повышении квалификации. То есть сам работодатель определяет, на какой пост поставить данного человека, какой уровень ему безопасности доверить и что с него можно, в конце концов, спросить и получить. На сегодняшний день у нас такая ситуация: человек получает удостоверение о высшем шестом разряде, приходит к работодателю и говорит: «А теперь я хочу с автоматом охранять денежное хранилище в самом крупном банке нашей страны». Это нонсенс.

- Сложившаяся в стране система образования готовит и инженеров, и техников, и рабочих, для чего созданы институты, техникумы, ПТУ. Так и в нашем случае, уровни подготовки охранников должны быть разными. Нет нужды директору ЧОПа у себя в ЧОПе иметь всех охранников шестой категории, которые будут работать с оружием. У вас есть под охраной косметический салон, в котором должна находиться женщина-охранник, осуществлять контрольно-пропускной режим, а в большей степени – фейс-контроль. А есть то самое банковское хранилище, где нужно поставить охранника с оружием. В каждом более-менее приличном ЧОПе эти квалификации уже существуют. Но это не давало школам повода иметь разные программы подготовки. Программа была одна. Сегодня есть возможность сделать в школах модульные программы.

Хорошо, что когда охранников поделили на категории (хорошо, что только по отношению к тому, с каким оружием и на каком уровне он будет работать), они не стали писать, какой охранник каким видом деятельности может заниматься. В этом вопросе государство должно устанавливать правила работы с оружием.

Но я хочу вернуться к вашему вопросу, Валерий Иванович. Мне нравится думать, что сложившаяся ситуация может дать нашим школам новый толчок для того, чтобы пересмотреть свой взгляд на подготовку охранников по модульным принципам, что, на мой взгляд, намного интереснее.

И еще, 199-й приказ Минздравсоцразвития, в котором дается полное описание профессии, а затем буквально тремя штрихами дается категорирование, меня обрадовал. И вот здесь государство пошло бы дальше и, наверное, поступило бы мудрее, если бы дало некие стандарты подготовки, причем не программы, не курсы, а именно стандарты.

- А Школа в рамках этого стандарта, будь добра, подготовь свою программу, выбери преподавательский состав, сформируй группы – и вот здесь мы могли бы уже судить о качестве.

- Я согласен с тем, как вы это сформулировали.

- Теперь следующий вопрос, который вы уже затрагивали: какие критерии качества должны быть в профессиональной школе, в профессиональном учебном заведении? И нужно ли школе гордиться своими выпускниками и профессорско-преподавательским составом? Ведь выпускники, превращая свои знания в конкретный труд, услуги и т.п., показывая профессиональную работу, невольно рекламируют школу, следовательно, она начинает быть востребованной на рынке. Сегодня, обсуждая одну из статей, я столкнулся с тем, что под профессиональной школой у нас понимают все – и клуб по интересам, и профессиональную подготовку внутри компании, и непосредственно образовательное учреждение. Что для вас профессиональная школа с точки зрения образовательного процесса? Кого мы должны отнести к этой категории?

- Вы совершенно правы: давайте посмотрим на образовательную тему на рынке охранных услуг немножко со стороны и сравним школу охраны с любой другой школой в гражданском образовательном процессе. Любая гражданская школа гордится, когда кто-либо из ее выпускников поступает в МГУ или другие престижные вузы. Это ведь является одним из критериев качества обучения? Хорошо, когда школа гордится своими выпускниками-министрами, говорит о своих выпускниках-губернаторах, если там проходят встречи одноклассников и т.д.

А на нашем профессиональном образовательном поле сегодня нет выстроенной системы обучения. Есть парочка, а может, даже три учебных заведения, которые готовят специалистов с высшим образованием по безопасности. А о других (вроде техникумов и ПТУ) я и не слышал. Школа «Баярд» выбрала для себя первую ступеньку, когда мы всем людям, которые к нам приходят, даем начальную подготовку и тот самый толчок к дальнейшему образованию. И люди, походив в поисках других ступенек, к нам и возвращаются, чтобы получить дополнительные знания на семинарах.

Ну а если уж вырабатывать критерии, то первый из них – наличие лицензии на образовательную деятельность. За одним столом могут спорить только те, у кого есть лицензия, те, кто защитили свою программу перед теми госструктурами, которые эту лицензию выдают. Мы же недовольны, когда охранные предприятия сравнивают с неорганизованными бандитскими структурами? Так и здесь. Итак, во-первых, покажи лицензию; во-вторых, покажи, кто у тебя преподает; в-третьих, покажи учебные пособия, разработанные под твои программы. Ведь самоподготовку никто не отменял, да!

В-четвертых, кто твои выпускники и в каких компаниях они работают; в-пятых, насколько школа экономически самостоятельная; в-шестых, сколько лет она работает и т.д. и т.п. И тогда мы четко будем понимать, что на этом рынке есть профессиональные образовательные учреждения, а есть и не очень образовательные учреждения.

- Которые можно назвать клубами по интересам…

- Да, но они тоже имеют право на существование.

- Я с этим не спорю. Скажите, почему наши негосударственные образовательные учреждения не сделали шаг вперед, не получили государственной аккредитации? Не стали преподавать на уровне средней специальной и высшей ступеней подготовки? Наши школы длительное время не развивались, я уже не говорю о научном осмыслении накопленного опыта. Школы только пользовались наработанными практическими знаниями, вот почему мы допустили этот провал, и сегодня мы не можем подготовить ни управленца среднего звена, ни управленца высшего звена. С.Козлов в обсуждении сказал, что школа должна иметь высший статус, давать высшее образование, и, если ученик закончил там первую ступень, он становится охранником, закончил вторую ступень – он получает среднее специальное образование и может быть старшим объекта, начальником охраны, а закончил третью ступень – может быть руководителем, топ-менеджером и кем угодно уже на уровне высшего звена. Но мы за 17 лет не прошли этого пути. Тысячи ПТУ стали академиями и университетами, а вот наша профессиональная школа как-то застряла в прошлом веке…

- В чем причина? Давайте вместе определим, в каком сегменте больше спрос. 740 тысяч охранников, так или иначе, проходят какое-то первичное обучение, и это поле, где можно заработать деньги! Оттого на этом поле все и толкаются. А вот 26 тысяч руководителей – это почти в 30 раз меньше, да и устойчивый спрос на знания до последнего времени отсутствовал. Менеджеры среднего звена вообще не просматриваются на горизонте! И мы с вами придем к выводу, что у отдельного специального высшего учебного заведения на нашем рынке перспективы существования очень зыбкие, призрачные. Как, например, ошибкой будет создать отдельную биржу труда охранников. Она прогорит. А вот если у тебя есть универсальное бюро по трудоустройству, то там вполне возможно развить направление подбора охранников, но как дополнительное, не забывая и про бухгалтеров, и про юристов, и про всех остальных.

Чем уже сегмент, тем труднее на рынке выживать. Обратите внимание на название: Академия гостиничного хозяйства и, внимание, туризма. Несмотря на то, что в гостиничном хозяйстве работает людей в несколько раз больше, чем в охране, организаторы еще добавили «и туризма». А если посмотреть программы, то выяснится, что там готовят и юристов, и экономистов, и специалистов еще по многим направлениям.

Так что перспективы создания уникального учебного заведения на рынке безопасности, которое бы готовило специалистов разного уровня, на мой взгляд, нуждаются в отдельном обсуждении. Я бы сказал так: мы обязательно примем в нем участие, и если появится группа людей, которая готова была бы этим заниматься, то мы от себя человека делегируем.

Такое универсальное учебное заведение должно обучать основам предпринимательства и права на рынке безопасности и тогда еще, может быть, у него появятся перспективы. Охраннику оно должно дать знания, умения и навыки первичной работы. Менеджеру – умение управлять людьми в виде специального модульного курса по управлению персоналом. Что оно может дать генеральному директору ЧОПа? Умение организовывать работу команды и правильно заниматься экономикой. А владельцам охранного предприятия? Курс по управлению финансами на предприятии, выстраиванию стратегии, правилам конкурентной борьбы и т.п.

Если в одном заведении вот это все собрать, то, может быть, оно еще и выживет, но для этого нужно, чтобы появилось на рынке достаточное количество заинтересованных людей и, что немаловажно, денег.

- Сегодня мы получаем жесткие программы, под жесткие программы ищем преподавателей и в результате лишаем человека самого элементарного – права выбора. Вот если бы человек мог заниматься: а) модульно, б) дистанционно, с) в свободном графике и режиме, мы бы, наверное, смогли создать эту школу - высшую, среднюю, специальную, любую.

- На рынке не сложилась такая ситуация. Но на рынке остались школы, которые будут подготавливать модули, приглашать руководителей. И за счет хорошего качества обучения набирать следующие группы. А люди, поучившись, сами будут стремиться получать дополнительные знания, а может быть, у себя в компаниях будут организовывать спецкурсы или семинары.

Мы же проводим закрытые семинары для компаний. Чаще это как раз те, которые сначала побывали на открытом семинаре, а потом говорят: «А теперь подготовь только для моей фирмы». Это простой охранник получает общие знания, и дальше почти все на самоподготовке, плюс внутрифирменное обучение. Но если решил серьезно заниматься бизнесом и предпринимательством, то, наверное, было бы неплохо пойти и получить образование в этой области. Годичные предпринимательские курсы, повышения квалификации или что-то другое, но после этого ты можешь спокойно приехать к нам и на двухдневном семинаре понять, чем маркетинг охранных услуг специфичен по отношению к маркетингу вообще. Вот такая красивая картинка, вы правы, она законом…

- Она законом уничтожена. Боюсь, что мы не ответим на все вопросы.

- Да, тема обширная, но вы меня натолкнули на некоторые мысли, которые мы в обычной жизни уже давно не обсуждали.

- Итак, школа безопасности будущего…

- Пока нет запроса у самих руководителей, следовательно, и движения никакого не будет. Рынок расширяется до сих пор, но настоящая конкуренция на рынке отсутствует. Есть конкуренция административная, лоббистская, какая угодно, но чтобы услугу продать дороже, чем твой коллега, потому что у тебя бренд – это почти невозможно. Мне кажется, что реально может быть новый виток развития. Я сейчас пишу статью под условным названием «Охранный рынок – кладбище надежд». Есть в экономике такое понятие: «рынок – кладбище». Это когда с этого рынка никто уйти не может и туда никто прийти не хочет. Новый 272-й закон сейчас создал именно такую ситуацию, Уйти никто не может. Попробуй продай сегодня свое предприятие. Никто его не купит. А прийти уже вряд ли кто-то захочет, я имею в виду инвесторов, которые могли бы сюда прийти и оживить рынок. Вот и получается, что охранный рынок – это реальное кладбище.

И все равно остается вопрос, а есть ли реальная возможность рвануть дальше, если государство на этом остановится? Или же, как я слышал, это еще не все из придуманных ими ограничений? Но на один вопрос ответ уже есть: государство реально не хочет на этом рынке никаких неконтролируемых процессов, - это совершенно ясно. Нам прямо уже сказали: «Мы вам программу подготовим да еще и экзамен придем у вас принимать».

- Да, экзамен – это еще одна степень несвободы. Но об этом мы поговорим в следующий раз. Спасибо большое за интервью.

- Буду рад с вами увидеться. Спасибо.