Этап первый «Замысел»

На этом этапе, в результате «крутых» действий нашего подопечного, конкурентам, а часто и нашим партнерам, приходит в голову мысль о том, что надо бы сделать с нашим боссом что-то такое, чтобы его деятельность им не мешала.

Кстати эта же мысль может посетить и рядового сотрудника вашей фирмы, который в силу тех, или иных причин счел себя обиженным и оскорбленным. Скажем, в результате увольнения или по другой причине. Что мы не видим, как ведут себя некоторые наши охраняемые? Точно. Достаточно часто бывает, что хамят, унижают, то есть раздают обиды щедро. При этом, раз уж Остапа понесло, частенько и не взирая на положения и ранги. В общем, сеют ветер, не думая о предстоящей буре.

А вот мы о ней думать должны постоянно, собственно для этого нас и наняли на работу.

Раз так, то наш главный козырь на этом этапе - анализ событий и профилактика.

Козырять, правда, будут не телохранители. Это не их задача. Заниматься решением таких вопросов будут оперативные подразделения - детективное агентство, служба безопасности или служба с иным названием. В разных конторах они носят различные названия. Суть же их от этого не меняется.

Но вернемся к работе.

Яркий пример в этом плане - СССР. В те времена терактов практически не было. От силы 2-3 и то незначительных, можно даже сказать случайных. А почему? Да потому что была четко развита система превентивных мероприятий, которая естественно опиралась на громаднейшую сеть осведомителей. В некотором смысле каждый второй, если не каждый советский гражданин в итоге работал на госбезопасность. Другой вопрос, что агентов и доверенных лиц было не так уж и много. Но тех, кого они использовали в качестве источника информации, было громадное количество. Были здесь, конечно, и «инициативники». Причем, в немалом количестве. Но большинство «источников» часто даже представить себе не могли, что фактически трудятся на органы. Использование «вслепую» никто ведь не отменял.

Зато был результат. Стоило только кому-нибудь заикнуться о теракте. И тут же рядом с потенциальным террористом появлялся сотрудник безопасности. В зависимости от опасности фигуранта он действовал либо открыто, либо тайно. В первом случае с человеком проводили профилактическую беседу. После которой у него обычно коленки тряслись от страха. Во втором - сотрудник, используя ту или иную «легенду», входил в доверие к обиженному Советской властью и принимал необходимые меры. Какие? Это другой вопрос. Мог, просто отговорить его от сомнительной затеи. А мог, тут же упечь горе-террориста туда, где даже летом холодно в пальто. В итоге теракт расстраивался на стадии задумки.

А сейчас? Да что спрашивать-то. И так видите, что вокруг происходит. ФСБ, безусловно, делает все возможное. Но это рушить легко, а вот восстанавливать всегда непросто. Так что же мы сейчас хотим от ведомства, которое сначала обвинили во всех мыслимых и не мыслимых грехах. Потом развалили. А дальше еще и реформировали по три-четыре раза за год. Мы же теперь, когда жареный петух клюнул, требуем от них эффективной работы. Интересно, откуда бы ей взяться?

Да нашему народу радоваться надо, что служба до сих пор просто существует и работает.

Ну да ладно. Мы сегодня не об этом. Пусть простит меня читатель за легкую ностальгию.

В своей нынешней работе нам необходимо опираться именно на те старые принципы и ту организацию работы. Тем более, что мы теперь уже знаем - они ведут к успеху. А подразделение безопасности как раз и существует для того, чтобы опасности не было вообще.

Вот, исходя из этого, и строим свою деятельность. Поэтому на первом этапе силы противодействия - это агентура и осведомители, которые трудятся у конкурентов, партнеров и среди своих служащих. Их задача сбор информации и по возможности оказание влияния на принятие решений противоборствующей стороны. Короче говоря, все, о чем мы говорили выше.

И как бы это не называлось - промышленный шпионаж, или конкурентная разведка. Факт остается фактом - на этапе замысла у нас нет иного инструмента противодействия. Не придумали пока еще ничего лучше и надежней.

 

Об авторе; Сергей Николаевич КОЗЛОВ – офицер КГБ-ФСБ, ветеран «Альфы», занимался обеспечением безопасности первых лиц государства, сейчас – руководитель центра подготовки частных охранников.