Можно ли перевозить деньги на простых автомобилях? Большинство должностных лиц, не знакомых с проблемой вплотную, отвечают: нельзя, для этого есть бронеавтомобили и различные службы, которые специализируются на перевозках.

С высоты 10 лет работы на рынке ответим, что 90% всех перевозок денег и ценностей осуществляют не банки и специальные подразделения с их штатом бронеавтомобилей, а рядовые охранники, которых еще называют «инкассаторами», что, конечно, неправильно. Стоит какой-нибудь сети магазинов или фронт-офисов фирмы заключить договор с банком на оперативную перевозку, как оказывается, что на практике бронеавтомобиль не может прибыть «по звонку», задерживается, вовсе не приходит или кассир остается просиживать после смены битых два часа в его ожидании, нарастает обоюдное недовольство, и через несколько недель договор расторгается.

Да и суммы выплат за обслуживание «точек » с их малым оборотом превышают мыслимые потери для предпринимателя. Поэтому в крупных охранных объединениях существует служба, осуществляемую функцию которой можно назвать «скрытая перевозка ». При известном риске она дает значительную экономию средств заказчика и на порядок оперативнее действует на маршруте, чем «бронедивизион». С другой стороны, бронеавтомобиль не является 100%-ным гарантом от спланированного бандитского нападения и даже в ряде случаев является маяком для преступников, дающим возможность точно установить, когда повезут деньги. Еще одной отрицательной стороной использования броневиков для среднего предпринимателя является огромная цена машин иностранного производства и низкое качество, слабое состояние ходовой части отечественных марок.

Частые поломки на маршруте ставят в тупик и банк, и заказчика, и службу безопасности и, повторяясь, все равно заставляют искать другие пути.

Преимущество «скрытой перевозки » перед «броневой » состоит в том, что к объекту может подъехать любая автомашина или не подъезжать вообще. Заранее пешком, причем с любой стороны, может войти один охранник, используя средства маскировки, например коробку из-под торта, куда и помещается мешок, букет цветов или спортивную сумку, из которой будет торчать мяч или теннисная ракетка. Машина же может «подхватить» его сразу же у двери при выходе «с ходу». Поэтому, строго говоря, трудно сказать, при использовании каких приемов перевозок больше соблюдаются принципы безопасности: при открытой «броневой» перевозке или при «скрытой». Эти способы диктует обстановка и, конечно же, выбор заказчика. Еще раз повторимся, что речь идет об интересах среднего предпринимателя, который всегда экономит в первую очередь на безопасности и ищет пути, как ее удешевить.

Большинство крупных охранных подразделений прошло этим путем и перестало использовать броневики из-за отказа предпринимателей или пользователя. Постепенно в 1995-1996 гг. начали складываться группы «скрытой инкассации», которые объединялись в фельдъегерские отделения. Группы почти всегда состоят из двух человек - не только опытных, но и надежных, проверенных охранников.

По принципу взаимозаменяемости они, чередуясь за рулем, объезжают один или два раза в день сложившийся маршрут, забирают выручку и отвозят в банк. Иногда с ними работает девушка-кассир, которая, собственно, и забирает выручку.

Чаще они оформлены у заказчика на какие-то должности в бухгалтерском подразделении, и им выдается доверенность. Сбор и передача денег осуществляются вполне пристойно: специальные мешки для каждой точки пломбируются печатью точки, распечатываются должностным лицом заказчика комиссионно с изучением отчета, который вкладывается в мешок вместе с деньгами. Предусматриваются случаи, когда группа не успевает доставить собранную выручку в банк. Тогда в офисе заказчика их дожидается бухгалтер, который и принимает мешки, оставляя их в кассовой комнате до утра под общей охраной. В исключительных случаях выручку до утра может оставить у себя и ЧОП при условии ее хранения не в оружейной комнате, а в специально отведенном охраняемом месте с отдельным сейфом.

В фельдъегерском отделении, естественно, работает не одна такая группа. Группы меняют друг друга на маршрутах, всегда все успевают. Для координации их действий необходим не только оперативный дежурный, но и руководитель, находящийся всегда при дежурной части и готовый усилить собой и своей автомашиной ту группу, которой нужна поддержка.

О вооружении и снаряжении

Мобильный телефон - лучший способ связи с группой, причем такие аппараты (желательно разных систем связи) должны быть у каждого члена группы. Нужно настаивать, чтобы под гражданскую одежду охранники надевали бронежилеты. Одеваться они должны в гражданскую одежду не броско, по сезону, чтобы не выделяться. Всегда при себе иметь индивидуально закрепленный пистолет ИЖ-71 или револьвер «РСА». Перевозку денег можно теоретически отнести к сопровождению ценных грузов, поэтому, если охранников три, одного можно вооружить помповым ружьем, если два - лучше обоих пистолетами.

Автотранспорт

Из российских автомобилей это всегда ВАЗ 2109 или «Нива». Из иномарок предпочтительнее «Чероки-спорт ». В идеале в обоих этих автомобилях в багажном отделении можно установить, а при известной конструкторской сноровке приварить или иным техническим способом закрепить достаточно вместительный сейф, снабженный двумя замками - механическими, ключи от которого уносит с собой охранник-инкассатор, и электрическими, открываемыми с помощью «брелка» водителем.

Таким образом, шансы быстро открыть сейф при убийстве одного из охранников сводятся к минимуму. При наличии крупных «заказных» перевозок лучше взять второй экипаж для подстраховки и контрнаблюдения. К тому же есть огромное количество объектов, которым перевозки требуются один раз в неделю или даже в месяц «по вызову», и при этом данные услуги заказчик не хочет оплачивать отдельно, а просит осуществить как любезность, как «приз» в общем договоре на охрану. Упорствуя и желая урвать эту небольшую сумму, можно потерять объект. Броневик же такой предприниматель никогда не станет заказывать. Таким образом, рынок, то есть спрос, определяет, какие именно средства и способы можно использовать при охране перевозок денег и какие - нет. Все перемещения группы охранников с оружием, естественно, должны сопровождаться необходимыми документами. В первую очередь охранники имеют при себе заверенную копию договора с заказчиком только на перевозки или общую охрану с указанием частоты и сроков перевозок.

Кроме того, им выдается маршрутная инструкция с подробным перечислением их обязанностей и порядка посещения мест, меняющаяся каждый день, с адресами всех посещаемых точек и банка.

На практике нередко встречаются случаи, когда возле пунктов обмена валюты, возле банковских касс дежурят автопатрули милиции. Они останавливают автомобили, совершающие скрытые перевозки и, угрожая «разоблачением» перевозчикам «черного нала», требуют «отступные». Нужно предъявить старшему наряда всю имеющуюся документацию, а также предложить зайти в банк, где в присутствии его работников вскрыть мешки и проверить накладные с составлением акта. Это предложение «приземляет» блюстителей закона. В крайнем случае ответственный дежурный по охранной структуре обращается в отдел милиции, и вопрос утрясается как совершенно законный. Опасаться и держать оружие готовым надо не для этих работников ППС, а на случай неожиданного появления автомобилей, которые резко возникают по ходу движения, перегораживают дорогу; для подобных случаев патрон инкассатора всегда находится в патроннике, а рука - на крышке кобуры.

Суммы денег с «малых точек» совсем невелики, а иногда вовсе мизерны, но итоговая может быть значительной. Поэтому порох держим сухим.

Редакция может не разделять отдельные высказывания автора, но призывает профессиональное сообщество высказаться по данной проблеме.