У каждого найдется «веревочка»,

за которую можно дергать.

 

Илья Шевелев

Сегодня, уважаемый читатель, мне хотелось поговорить о том, как выстроить систему эффективных форм управления и обеспечения своевременной инкассации дебиторской задолженности.

В бытность своей работы в одном из российских информационных агентств мне пришлось возглавлять комиссию по дебиторской задолженности. Своими практическими навыками хотелось поделиться с заинтересованными лицами для внедрения в повседневную работу негосударственных предприятий безопасности.

Современный период рыночных отношений в России характеризуется кризисными явлениями в виде дефицита денежных средств и неплатежеспособностьбью хозяйствующих субъектов, что вызывает рост дебиторской задолженности предприятий. Поэтому вопросы эффективного управления дебиторской задолженностью встают перед руководителями НПБ достаточно остро. Для решения этих вопросов необходимо провести ряд мероприятий. Какие из них первоочередные?

1.     Проведение внутреннего аудита дебиторской задолженности

Целью проведения внутреннего аудита будет являться установление соответствия применяемой на предприятии (в соответствии с учетной политикой) методики учета операций по расчетам и обязательствам.

Перед сотрудниками, проводящими аудит, необходимо поставить следующие задачи:

·        проверка соблюдения законодательства по операциям дебиторской задолженности,

·        проверка соответствия документального оформления операций по расчетам,

·        оценка состояния синтетического и аналитического учета расчетов,

·        оценка полноты и соответствия отражения расчетов с дебиторами в учетных регистрах и бухгалтерской отчетности.

В процессе проверки источниками информации служат:

* учетная политика предприятия,

* счета бухгалтерского учета,

-         счет 62 «Расчеты с покупателями и подрядчиками»,

-         счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

-         счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.,

* унифицированные формы учетной первичной документации,

* хозяйственные договоры,

* учетные регистры,

* ведомости аналитического учета,

* формы бухгалтерской отчетности.

В процессе проверки необходимо обратить внимание на:

·        причины возникновения дебиторской задолженности,

·        характер нарушений,

·        движение расчетов за отчетный период,

·        эффективность мероприятий по погашению дебиторской задолженности,

·        объем просроченной задолженности,

·        объем безнадежной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности,

·        отражение остатков задолженности по статьям баланса,

·        соответствие остатков по каждому виду расчетов на начало проверяемого периода с остатками по соответствующим статьям баланса,

·        не перекрывается ли в бухгалтерских балансах дебиторская задолженность кредиторской путем свернутого сальдо,

·        условия оплаты и расчетов по заключенным договорам,

·        обоснованность претензий, штрафов, пеней по заключенным договорам,

·        задолженность сотрудников предприятия за пользование основными средствами и инвентарем, несданную при увольнении спецодежду и др.,

·        правильность и своевременность списания дебиторской задолженности на финансовые результаты.

В процессе проверки необходимо установить:

·        причины и виновников образования дебиторской задолженности,

·        срок возникновения дебиторской задолженности,

·        срок исковой давности дебиторской задолженности,

·        применяемые меры для погашения дебиторской задолженности,

·        реальностьполучения дебиторской задолженности,

·        проводилисьли встречные проверки,

·        составлялись ли акты выверки взаиморасчетов,

·        наличие графиков погашения дебиторской задолженности,

·        наличие писем контрагенту по факту, объему, срокам и подтверждению дебиторской задолженности,

·        велась ли претензионно-исковая работа,

·        проводился ли контроль исполнения договорных обязательств.

После проведенного внутреннего аудита и полученных ответов на поставленные вопросы на стол руководителю ложится заключение по проверке, которое является историей жизни предприятия. Но это еще начало пути профессионального управления дебиторской задолженностью.

2.     Управление дебиторской задолженностью

Основной задачей коммерческого предприятия является получение прибыли, поэтому перед финансовыми подразделениями (бухгалтерией) и руководством НПБ остро встает вопрос снижения дебиторской задолженности, высокий уровень которой снижает финансовую устойчивость предприятия. Вопросы ликвидности дебиторской задолженности становятся ключевым фактором любого хозяйствующего субъекта.

Справочно. Ликвидность – способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене.

Практика показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут в короткие сроки принести положительный результат, пополнить дефицит оборотных средств.

В основе управления дебиторской задолженностью предприятия лежит принятие финансовых решений по следующим сегментам:

а) учет дебиторской задолженности на отчетную дату;

б) анализ состояния и причин, в силу которых у предприятия сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности;

в) разработка (доработка) адекватной политики и внедрение в жизнь предприятия современных методов управления дебиторской задолженностью;

г) контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.

Более подробно рассмотрим каждый сегмент.

Учет дебиторской задолженности на отчетную дату

К непосредственным задачам учета дебиторской задолженности относятся:

·        точный, полный и своевременный учет движения денежных средств и операций по их движению,

·        контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины,

·        определение структуры дебиторской задолженности по:

-         срокам погашения,

-         виду задолженности,

-         степени обоснованности задолженности,

·        определение состава и структуры просроченной дебиторской задолженности, ее доли в общем объеме дебиторской задолженности,

·        выявление объемов и структуры дебиторской задолженности,

·        ранжирование дебиторской задолженности по срокам возникновения,

·        составление реестра «старения» дебиторской задолженности,

·        прогнозирование безнадежной дебиторской задолженности,

·        проведение инвентаризации дебиторской задолженности.

Инвентаризация, как правило, проводится на конец планового периода и позволяет выявить остатки дебиторской задолженности, получить информацию для принятия решений управленческого характера.

В типовой конфигурации «Бухгалтерский учет» для программы «1С: Предприятия 7.7» предназначен отчет «Инвентаризация расчетов с контрагентами».

Анализ состояния и причин, в силу которых у предприятия сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности

Данный анализ проводится для определения ликвидности, оценки объема, оборачиваемости и качества дебиторской задолженности.

Анализ дебиторской задолженности проводят по следующим факторам:

-         предварительная оценка финансового состояния предприятия,

-         определение объема дебиторской задолженности и его динамики в предыдущий период,

-         определение срока оплаты счетов дебиторов,

-         взвешенное «старение» счетов дебиторов,

-         оценка реального состояния дебиторской задолженности.

Предварительная оценка финансового состояния предприятия обеспечивает раннее обнаружение признаков кризисного развития рассматриваемого предприятия. В процессе предварительной оценки финансового состояния предприятия обычно используют такие методы, как:

- прогнозную модель Таффлера,

- метод Альтмана.

Британский ученый У.Таффлер (Taffler) предложил в 1997 году четырехфакторную прогнозную модель. Используя статистический метод, известный как анализ многомерного дискриминанта, можно построить модель платежеспособности. Такой выборочный подсчет соотношений является типичным для определения некоторых ключевых измерений деятельности предприятия, таких как:

·        прибыльность,

·        соответствие оборотного капитала,

·        финансовый риск,

·        ликвидность.

Объединяя эти показатели и сводя их соответствующим образом воедино, модель платежеспособности отражает точную картину финансового состояния предприятия.

 

Метод Альтмана предложен в 1968 году известным западным экономистом Альтманом (Edward I. Altman). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminantanalysis – MDA). Таким образом, индекс Альтмана представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период.

 

(Продолжение следует.)