Зачем, собственно, бухучет нужен? Именно с этого вопроса начал свое выступление Александр Бакаев,начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина . И тут же продолжил: главная функция системы бухгалтерского учета и отчетности - обеспечить внешних (официальных) пользователей информацией о деятельности хозяйствующих субъектов. К ним относятся собственники, инвесторы, кредиторы, органы государственной власти, ну и, конечно, налоговики. Информация нужна и управленческому персоналу самих компаний. Но, как сказал выступающий, Минфин постоянно сталкивается с тем, что для принятия решений в масштабе страны информации не хватает, ее качество низкое и "верить отчетным данным нельзя".
Конечно, многое зависит и от уровня квалификации людей, занимающихся бухучетом. Уровень их профессиональной подготовки нужно постоянно повышать. Поэтому в проекте нового закона о бухучете квалификационные требования к главному бухгалтеру сформулированы достаточно жестко:
- наличие высшего образования;
- стаж бухгалтерской работы - три года из последних пяти лет;
- отсутствие судимости;
- членство в профессиональной бухгалтерской организации.
По мнению Бакаева, менять нужно и психологию. Этому как раз поспособствует "членство" в профессиональных саморегулируемых организациях, кастовость, что развито во всем мире, но не в России. Наши бухгалтеры, посетовал чиновник, до сих пор предпочитают "подметать" за своими руководителями, читать кем-то подготовленные комментарии к нормативным документам, но не лично участвовать в работе над их проектами. В результате - они же сами сталкиваются со множеством вопросов по применению новых положений, но уже после их выхода, когда обсуждать поздно, а нужно исполнять то, что принято.
Вообще, многие связывают процесс по совершенствованию системы бухучета с упрощением формирования отчетности, что вполне естественно. Однако, по словам представителя Минфина, на самом деле происходит усложнение, и это тоже логично. Ведь усложняется рынок, условия производства, появляются новые отрасли, а об ухудшении ситуации в экономике и говорить не приходится. Поэтому у нас и появляются принципиально новые ПБУ, которые отвечают требованиям времени, да еще и с международным размахом.

"Форменное" обновление
Как сообщил Бакаев, сейчас Минфин работает над новыми формами бухгалтерской отчетности, а именно: над поправками в приказ от 22 июля 2003 г. N 67н. Сначала, по словам лектора, формы отчетности менять не хотели - у нас есть ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" (приказ Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н). В нем прописаны все требования к бухгалтерской отчетности. Но потом решили, что этого все-таки недостаточно.
Итак, в скором времени бухгалтерам придется осваивать обновленные формы отчетности. Лектор отметил, что в бухгалтерском балансе нужно будет отражать информацию об остатках по статьям "На начало периода", "На конец периода" не только за отчетный период, но и за предшествующий. Это введено, чтобы выполнить требование сопоставимости данных бухгалтерской отчетности.
Кроме того, слева, против каждой статьи активов и пассивов, появится дополнительная графа: "Номер примечания". В ней нужно будет отражать значения пояснений и расшифровок по отдельным явлениям хозяйственной деятельности. Например, примечание 1 относится к принятым организацией особенностям учетной политики, которые прописываются в пояснительной записке. Примечание 2 - к нематериальным активам. Его источник - форма N 5, пояснительная записка. И так далее.
Дополнительные графы появятся во всех формах: и во второй, и в третьей, и в четвертой. Но больше остальных будет раздута, как выразился лектор, форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". Ведь все расшифровки данных баланса, приводящиеся в ней, должны быть за два отчетных года!

По справедливости
Совместно с Минсельхозом Минфин активно работает над проектом положения по бухгалтерскому учету биологических активов. В большей степени оно будет рассчитано на сельскохозяйственных производителей, но будет обязательно для любых организаций, которые имеют такие активы или же занимаются их оборотом. Все, что есть в сельском хозяйстве, будет оцениваться по "справедливой стоимости". Механизм ее определения связан с наличием активного рынка. Где этот рынок в России? Как он может влиять на оценку биологических активов?
Лектор привел пример. Возьмем Нижегородскую область. Она исторически делится на северную и южную части. В северной - лес, глинистая почва. Развит рынок продукции деревообработки, народных промыслов. В южной - чернозем. Развито производство зерновых. Рынки в целом разные. Но в обоих есть такие биологические активы, как сено. В северной части области трава растет, а в южной выгорает. Вот в такой ситуации и понадобится применять оценку активов по справедливой стоимости. Остается только определить, каким образом.

Доходная часть
Готовятся поправки и в действующие ПБУ. Так, ПБУ 9/99 "Доходы организации" (приказ Минфина от 6 мая 1999 г. N 32н) претерпит не много изменений ? всего два, но существенные. Первое ? будет исключено понятие "предмет деятельности".
Пока для учета доходов организации используют либо счет 90 "Выручка", либо 91 "Прочие доходы". Скоро такого разделения не будет. Все, что связано с доходами, независимо от суммы (даже один полученный рубль!) будет учитываться только на счете 90, включая роялти, поступления от аренды, финансовых сделок. Не будет никаких процентов и критериев отнесения к доходам, связанным с "предметом деятельности" или с "основной" и "не основной" деятельностью предприятия.
Второе планируемое изменение в ПБУ 9/99 касается признания выручки в бухучете (раздел IV). Условия для свершения подобной операции, перечисленные в ныне действующем ПБУ, вполне понятны. Также ясно и то, что если хотя бы одно из них не выполнено, то речь идет вовсе не о выручке, а о кредиторской задолженности. Исключением являются лишь доходы от предоставления за плату во временное пользование своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности и от участия в уставных капиталах других организаций.
Проблемным оказался подпункт "г" пункта 12 ПБУ 9/99. В нем закреплено, что выручку можно признать в бухучете, если "право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана)". Представителей Минфина смутило понятие "переход права собственности". Бакаев отметил, что оно применяется при расчете налога на имущество, а в "доходной части" вроде как оно не очень уместно. Именно поэтому было принято решение заменить данное условие для признания выручки. Оптимальным для чиновников видится "переход контроля, с учетом фактора получения экономической выгоды".
В завершение своего выступления представитель Минфина отметил, что в планах ведомства стоит и усовершенствование ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н). Главным недостатком данного положения Бакаев назвал отсутствие порядка учета операций с лизинговым имуществом. Именно этот пробел и собираются ликвидировать чиновники, а заодно привести положение в соответствие с международными стандартами. Кстати говоря, в мировой практике предмет лизинга учитывает на балансе тот, кто получает экономическую выгоду от его использования.

Материал предоставлен "Федеральным агентством по финансовой информации"