Топ-менеджмент наносит самый большой ущерб компании, так как имеет полный доступ и к финансовым, и к информационным активам. Кроме того, многие из руководителей имеют многолетний стаж работы в фирме и прекрасно знают все ее наиболее уязвимые места и слабо контролируемые направления деятельности, пользуются доверием и располагают большими полномочиями. Служебное положение высокопоставленного махинатора дает ему возможность закамуфлировать свои преступные действий и нанесенный ущерб интересам собственника. Классикой стал пример, когда в 2007 году «Юниаструмбанк» объявил о выявлении в Нижегородском филиале группы мошенников, в которую входил весь топ-менеджмент отделения, включая С.Саласова, руководителя филиала. Преступная схема заключалась в том, что банкиры, заключив негласное соглашение с руководством нижегородского филиала одной из страховых компаний, занимались аферами в сфере страхования автокредитов. По предварительным оценкам, сумма ущерба, нанесенного банку, доходит до 100 млн. рублей.

Следует отметить, что на Западе уже не первое десятилетие внедряются различные долгосрочные программы мотивации топ-менеджеров, которые должны обеспечить их лояльность интересам собственников (акционеров). Однако универсальной и надежной схемы, особенно обеспечивающей лояльность заместителей генерального директора и директоров департаментов, пока так и не существует.

В России выделяют три вида внутреннего мошенничества, которые характеризуются такими признаками, как незаконное присвоение активов, коррупция и мошенническое манипулирование (использование служебного положения). Незаконное присвоение активов, по оценке И.Нежданова, ведущего эксперта по деловой разведке и безопасности бизнеса группы компаний «Р-Техно», является основной формой корпоративного мошенничества, составляя более четырех пятых известных нарушений, причем махинации с наличными средствами и чековыми расчетами компаний равны общей доле всех других активов. Этим занимаются как сотрудники, так и люди извне при помощи недобросовестных работников.

Коррупция внутри предприятия заключается в том, что должностное лицо, менеджер или сотрудник фирмы вступает в сговор с теми, кто в данной организации не работает. Известны несколько основных типов внутренней коррупции, которые ведут к ущербу для компании:

- взяточничество;

- запрещенные денежные вознаграждения;

- «откат» при расчетах;

- специальное завышение или занижение цены по договоренности и пр.

Настоящим бичом для российских компаний является использование сотрудниками служебного положения в личных целях. В исследовании PricewaterhouseCoopers, упоминаемого нами ранее, 62% опрошенных руководителей заявили, что наибольший ущерб наносят «откаты», получаемые сотрудниками от подрядчиков, точнее, обусловленные «откатами» завышенные цены или некачественные услуги. Эта российская специфика привела к тому, что появились предприниматели, весь бизнес которых построен на той или иной форме взяток сотрудникам компаний-заказчиков.

Вторым по распространенности (но не по возможному ущербу для фирмы) типом воровства является отпуск товаров с отсрочкой платежа заведомо ненадежным покупателям. Товар отпускается фирме-однодневке либо реальной фирме, которая сознательно задерживает платеж и таким образом «кредитуется» за счет поставщика. Во времена кризиса второй вариант по своим последствиям для пострадавшей стороны был равнозначен первому – можно представить, что значит оплатить товар через полгода, если инфляция достигала 10% в месяц! В любом случае «в доле» должен быть сотрудник отдела сбыта поставщика.

Есть еще одна весьма распространенная разновидность прямого воровства персонала. Речь идет о пресловутых «несунах». «Что такое невыносимый день? Это день, когда ничего нельзя вынести». Статистика утверждает, что потери от «несунов» составляют лишь 5% от всего ущерба, наносимого воровством. Хотя, конечно, могут быть значительные отклонения от этой цифры в конкретных случаях.

Для огромного количества работников возможность делать свой «маленький гешефт» – зарабатывать себе дополнительные деньги, используя ресурсы фирмы, – является одним из преимуществ конкретной работы. Это особенно распространено среди технического персонала: менеджеров по установке и обслуживанию ПО, мастеров по ремонту бытовой, компьютерной, автомобильной техники и т.п. Впрочем, даже кондукторы в «маршрутках» не упускают возможности прокатить кого-нибудь за счет фирмы, но на пользу своему карману.

По некоторым оценкам, до 70% персонала в нашей стране замешано в так называемом компенсационном воровстве. Это означает, что большинство работников уверены, что «стоят» больших денег, чем получают, и считают допустимым добрать недостающее тем или иным образом.

К этой же категории относится и сакральное «они делают вид, что мне платят, а я делаю вид, что работаю», то есть безделье или халтура на работе. И понятно: если работник уверен, что ему значительно недоплачивают, он вряд ли будет испытывать страх перед возможным увольнением.

Проблема такого воровства в большинстве случаев заключается в самом руководителе. Стремления сэкономить на зарплате достаточно, чтобы любые меры борьбы с воровством оказались неэффективными.

Российский корпоративный вор - это в 89% случаев молодой мужчина, бывают и исключения для отдельных профильных компаний, скажем аптечные сети; как правило, он с высшим или средним специальным образованием. «Высокая квалификация расхитителей и недостаточный уровень прозрачности компаний - вот причины того, что ущерб от мошенников в России выше, чем в мире», - полагает большинство отечественных экспертов. Не меньше «внутренних грабителей» интересует информация и все, что с ней связано. Предприимчивые сотрудники снимают с корпоративных серверов процессоры, копируют базы данных со списками клиентуры, снабжают конкурентов информацией из отдела разработок, поставок и т.п., не говоря уже о таком незатейливом мошенничестве, как перевод денег компании на собственные счета.

Согласно проведенного исследования потери, вызываемые мужчинами, в четыре раза больше потерь, вызываемых женщинами. Средний ущерб, нанесенный мошенниками с высшим образованием, более чем в пять раз превышает ущерб от махинаторов со средним. Родственники совершают самое большое количество мошенничеств и злоупотреблений, нанося самый высокий ущерб – в 72% случаях (данные Европейского союза). Так, на линейный персонал приходится лишь 23% случаев воровства в российских фирмах (речь идет о различных отраслях экономики), на менеджеров среднего звена – уже 27% , а на топ-менеджеров – 50% случаев.
Крупнейшая аудиторская компания KPMG, входящая в «большую четверку», провела специальное исследование 360 реальных случаев корпоративного мошенничества в Европе, Африке и на Ближнем Востоке и составила портрет среднестатистического «оборотня в галстуке» - это мужчина в возрасте от 36 до 55 лет, работающий в компании как минимум шесть лет. Если он не генеральный директор, то, скорее всего, трудится в финансовом департаменте. По данным аудитора, руководители компаний – главные корпоративные мошенники (руководители и сотрудники российских СБ постоянно ощущают сильнейшее противодействие со стороны, как правило, заместителей генерального директора компании). На их долю приходится почти три четверти всех случаев незаконного присвоения активов и средств фирмы (российские топ-менеджеры более «стыдливые» - только 50%). При этом каждый десятый вор является членом совета директоров.

По мнению Е.Рогачевой, заместителя генерального директора по информационному обеспечению компании «Р-Техно», «в европейских компаниях, как показали исследования, 80% сотрудников склонны к воровству при благоприятном стечении обстоятельств, 10% воруют постоянно и лишь оставшиеся 10% действительно радеют за общее дело. Две трети сотрудников готовы если не украсть, то хотя бы навредить, треть делают это пусть незаметно, но регулярно. Уверена, что в России дела обстоят не лучше». Известный российский специалист по безопасности бизнеса У.Сулейманов оценивает сегодняшнюю ситуацию в России следующим образом: 25% - воры, 10% - абсолютно честные и 65% - относительно честные сотрудники, которые обычно не воруют, но могут поддаться искушению при наличии возможности и уверенности в безнаказанности.

При рассмотрении причин воровства менеджеров решающими оказываются личностные и, как модно теперь говорить, психологические качества. «Я никогда не сталкивался с ситуацией, когда человек пытался бы воровать для того, чтобы выжить, - делится своим опытом адвокат Добровинский. - Он всегда делает это, чтобы жить лучше». Подобное наблюдение подтверждают исследования психолога Марины Мелии: «Если человек ориентирован в основном на материальный достаток и ему присущи прагматизм и высокая степень гедонизма, то нужно сразу же насторожиться».

Вряд ли человек пойдет на воровство, зная, что наказание неотвратимо. И здесь многое зависит от владельца компании - насколько серьезно он относится к подбору кадров и контролю за их деятельностью. Марина Мелия рассказывает, как однажды на основании результатов психологического анализа она предупредила владельца компании о том, что он может взять на работу человека, склонного воровать. На что владелец отшутился: «Что ж, придется стоять около него с автоматом». «Но когда в конечном счете этот человек попался на финансовых махинациях, - говорит Мелия, - мой клиент грустно сказал: «Пока я перезаряжал, он и своровал». Отсюда мораль: какие бы преграды ни выстраивала служба безопасности, управление кадрами или внутренний аудит, склонный к воровству человек всегда будет искать возможность поживиться. Поэтому, чтобы не искушать сотрудников, лучше позаботиться о корпоративном контроле.

В борьбе за чистоту рядов первыми бой принимают кадровики - так называемые сотрудники дирекций по работе с персоналом. От 25% до 30% всех резюме, попадающих в компанию, содержат, так сказать, неточные данные. Многие компании не дают себе труда проверять информацию, которая в них содержится. Тем не менее деньги, потраченные на проверку данных, указанных в резюме претендентов на руководящие должности, не тратятся впустую. Особенно сейчас, когда экономическая обстановка неблагоприятна, отмечает руководитель департамента по работе с персоналом нашей аптечной сети, компании должны проявлять максимум осторожности. Единственное, что эффективно работает в вопросах кадровой проверки, - это подробное изучение прошлой трудовой деятельности. Этим у нас обычно занимаются совместно дирекция по работе с персоналом и служба внутренней безопасности. Причем для выводов необходимо иметь информацию из четырех-пяти источников. Дополнительный вариант - это подразделение, которое может заниматься психологическим тестированием кандидата, в том числе и с использованием детектора лжи. Но это возможно только с согласия человека. В противном случае использование этой технологии незаконно. Дальнейшая профессиональная деятельность сотрудников находится под неусыпным контролем еще нескольких подразделений. В компании работает внутренняя служба аудита. В других компаниях это подразделение может называться департаментом корпоративного контроля или контрольно-ревизионным управлением. В его задачи входят постоянное отслеживание платежей, первичной документации, взаимодействие с поставщиками и клиентами и др. Так как сотрудники этого подразделения являются специалистами в области финансов и предметной (контролируемой) отрасли, то они хорошо разбираются, какие схемы можно «запустить» для воровства. Вторая контролирующая служба - финансовая служба компании, которая время от времени проводит сверки финансовой и бухгалтерской документации. Третья структура - служба внутренней экономической безопасности, где сотрудники занимаются экономической и информационной безопасностью. Совместная деятельность указанных подразделений обеспечивает высокую вероятность отсутствия воровства или хотя бы его минимизации.

Немного статистики: 51% корпоративных мошенников совершает более 20 преступлений, прежде чем быть пойманными, а еще треть - более 50; вывести на чистую воду их удается (если удается) спустя три года, а в 22% случаев воровство продолжается больше десяти лет. За это время на счета среднестатистического корпоративного вора утекает около 1 млн. евро. Поскольку больше половины преступлений касается компаний с годовым оборотом меньше 50 млн. евро, ущерб весьма ощутим.

Думаю, для начала есть смысл присмотреться к возможным ответам хотя бы на два вопроса: почему в России так широко распространено мошенничество? И что делать руководителю, если он точно (на все 100%) хочет обеспечить отсутствие этого у своих подчиненных?

Что такое мошенничество?

«Мошенничество, т.е. хищение чужого имущества или приобретение прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием…» (ст.159 УК РФ).

Юридическое понятие, предполагающее сознательные действия с намерением ввести в заблуждение. Данное понятие включает преднамеренный обман, злоупотребление активами предприятия, манипулирование финансовыми данными с целью извлечения выгоды совершающим эти действия лицом. Таким образом, мошенничество как системное хищение и воровство - это одного поля ягоды. Воровство - вид преступной деятельности, заключающийся в совершении краж. В этом, криминологическом, смысле термин «воровство» употребляется в научной литературе и отдельных нормативных актах. Хищение - в уголовном праве совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества (ст.158 УК РФ). В этой связи возникает вопрос доказанности принадлежности чего-либо кому-либо.

Вот, например, «откат». Деньги принадлежали поставщику, он мне их передал в благодарность за заказ. И теперь они принадлежат мне. Претензии у моей компании? Какие, интересно? Эти деньги ей не принадлежали. Свои деньги за выполнение заказа компания получила. Какие претензии? Неисполнение служебных обязанностей – выбрал не лучшего поставщика? Это спорно. И не воровство вроде бы…

На первый взгляд сотрудник, получающий откат не ворует из кассы предприятия. Правда, в глубине души почему-то все равно «откатчику» неспокойно… Это беспокойство вызвано пониманием противоправности своих действий. Но его вина есть результат недостатков управления в компании, и прежде всего сформированной корпоративной культурой.

Далеко не все акционеры компании, в которой вывели на чистую воду проворовавшегося «топа», решаются доводить дело до суда. Принято считать, что подобные инциденты вредят имиджу компании. Дескать, не нужно выносить сор из избы... Хотя такое бездействие можно интерпретировать иначе.

Реальная действительность такова, что собственники, руководители компаний крайне редко и неохотно обращаются за помощью в правоохранительные органы для выявления мошенников и привлечения их к уголовной ответственности, поскольку возможная огласка может серьезно сказаться на деловой репутации фирмы, а проводимые оперативные мероприятия могут не в лучшую сторону повлиять на бизнес-процессы.

Внутрикорпоративный мошенник зачастую заранее готовится к дню разоблачения, поэтому собирает компромат как по негативам в бизнесе, так и на все руководство компании. В результате, как показывает практика и статистика, мы имеем в случае выявления факта внутрикорпоративного мошенничества следующие действия:

- перевод на другое место работы внутри компании - 80% (в мире - только 4%);

- уголовное преследование - 35% (мировая практика - 50%);

- увольнение - 25% (40%) (данные Pricewa-terhouse Coopers: Global Economic Crime Survey 2007).

Какую инструкцию «по выживанию» можно предложить владельцам бизнеса, акционерам?

Первый шаг в этом направлении - разработать соответствующую корпоративную политику и довести ее до сведения сотрудников. Твердое намерение увольнять нарушителей или сообщать об этих случаях в милицию заставит потенциальных мошенников подумать дважды, прежде чем решиться на проступок.

Во-вторых, сотрудники должны иметь возможность напрямую сообщать о случаях мошенничества высшему руководству. Причем наиболее эффективно этот способ действует при условии, что информатор имеет право сохранить анонимность.

В-третьих, компании сами могут принять дополнительные меры безопасности - например, сократить количество счетов, на которых достаточно одной подписи, или ввести обязательный скрининг всех сотрудников высшего звена. Аудит и внешний контроль также являются эффективными инструментами на пути корпоративного мошенника.

Таким образом, представляется, что, во-первых, как в России, так и за рубежом корпоративные злоупотребления являются серьезной проблемой, требующей пристального внимания со стороны общества и государства, так как наносят непоправимый урон всей экономике, тормозят развитие, усугубляют социальную обстановку; во-вторых, необходимо создание эффективной системы экономической безопасности бизнеса, законодательно определенной на федеральном уровне. Только тогда у нас появятся аудиторские и консалтинговые компании, способные не только оказывать консультационные услуги, но и проводить мониторинг целых отраслей и сегментов экономики.  Российское бизнес сообщество предпочитает закрытость любой информации об корпоративном злоупотреблении.В-третьих, российский бизнес должен стать прозрачным как для государства, так и для самих владельцев и акционеров. Дальнейшие «гадания на кофейной гуще» способствует только росту корпоративного мошенничества.