Системный кризис застал врасплох как российский бизнес, так и экономику страны, находящуюся в расслабленном состоянии от захватывающих темпов роста, вызванных исключительно внешней средой.

Кризисные процессы, происходящие сегодня в России, выявляют новые угрозы, о которых мы практически забыли за последние 5-6 лет: это угрозы увольнения и задержек выплаты зарплаты. Для 13% россиян это уже не угроза, а реальность - у них на предприятиях такие задержки уже происходят, 8% заявляют, что это произойдет в ближайшее время, остальные в процессе ожидания. Снижение зарплаты или как минимум темпов ее роста уже стало реальностью. По данным AVANTA Personnel, в декабре 2008 года в Петербурге около 10% компаний уменьшили оклады, предлагаемые кандидатам при приеме на работу, а 18% работодателей сократили размер вознаграждения уже работающих сотрудников. Средний размер понижения зарплат составляет 16−19%. Повсеместной вскоре станет корректировка мотивационных программ – либо они будут более дешевыми, либо из них исключат часть бонусов типа оплаты мобильного телефона, транспорта и членства в спортклубе. Повальное сокращение рабочих мест в связи с закрытием предприятий, сокращение рабочей недели до 3 дней, неоплачиваемые отпуска - все это характеризует современное состояние бизнеса. По данным опроса компании AVANTA Personnel, в Москве и Петербурге 25 и 28% компаний соответственно проводят сокращение персонала, а в ближайшее время их доля может возрасти до 35−40%. В среднем предприятия сокращают 12−15% от общей численности работающих. В регионах обстановка еще более напряженная, там сокращения приобрели массовый характер.

По оценке ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова, в 2009 году стоит ожидать сокращения до 25% «белых воротничков» в крупнейших городах в результате снижения издержек финансовыми компаниями и предприятиями сферы интеллектуальных услуг, частичного высвобождения до 80% «синих воротничков» на крупных предприятиях, резко сокративших портфель заказов, увольнения до 25% «черных воротничков», прежде всего в строительном секторе. Как не раз отмечалось, больше всего пострадают специалисты банков, страховых компаний, кадровых агентств. Одной из первых на кризис среагирует сфера услуг, в том числе интеллектуальных – аудит, маркетинг, консалтинг, безопасность.

Потеря работы привела к мощному всплеску мошенничества и воровства, по оценкам независимых экспертов, в торговле рост этих преступлений за последние месяцы перешагнул 3-кратную черту.

 

В этих условиях возникла острая необходимость определиться с понятием корпоративных злоупотреблений и факторами, способствующими развитию данных негативных процессов. В словаре-справочнике М.И.Королева «Экономика. Риски. Защита» (самое полное справочное издание по вопросам экономической безопасности, управлению рисками и защите бизнеса) мы не найдем понятия «корпоративные злоупотребления». Это справедливо, так как само слово «корпоративный» означает узкогрупповое объединение людей, отличающихся прежде всего преданностью ценностной идеи, на которой формируется корпоративное ядро организации. В этом понимании ни о каком злоупотреблении, воровстве и иных негативных проявлениях речи быть не может. Но жизнь всегда намного разнообразнее научных терминологий, и мы сегодня можем говорить о корпоративных злоупотреблениях, понимая под ними ущерб, наносимый организации ее персоналом (сотрудниками).

В ХХI веке основной угрозой для бизнеса стали наемные работники – от уборщицы до генерального директора. По оценкам экспертов, убытки компаний от собственных сотрудников порой достигают 90% от общего ущерба (никакие конкуренты, как правило, с этим злом не могут сравниться). Согласно данным Association of Certified Fraud Examiners (международная организация, которая занимается борьбой с мошенничеством и преступлениями «белых воротничков»), западные компании из-за мошенничества сотрудников теряют около 6% своего оборота (напомню, на Западе на деловую разведку рекомендуется тратить от 0,5 до 1,0% от оборота). Результаты исследований, проведенных в российских фирмах, дают примерно такие же если не еще более худшие результаты. Это неудивительно, так как на свою безопасность отечественные фирмы затрачивают мене 0,1% от оборота.

 

Дело в том, что воровство, мошенничество – это неотъемлемые составляющие любого бизнеса – от аптечного пункта на автобусной остановке до крупнейших международных корпораций. Значительная часть нынешних бизнесменов вышли из спекулятивного бизнеса - сегодня купил, завтра продал. Их менталитет формировался последние пятнадцать лет. Этим людям сейчас за 40. Когда такому предпринимателю кто-то предлагает «быстрый заработок», то в первую очередь срабатывает его многолетний инстинкт спекулянта. Есть мало аргументов, которые могли бы остановить этого бизнесмена в предвкушении скорой выгоды.

В России в экономических преступлениях в большей степени повинно само руководство компаний. Так, если в мире финансовые правонарушения совершает средний менеджерский состав и линейный персонал (в 77% случаев), то в России это является прерогативой топ-менеджмента (50%). Причем в России наиболее часто встречающийся тип экономических правонарушений (62%) - это использование служебного положения в личных целях.

Рассматривая корпоративные злоупотребления, хотелось бы разделить их на две группы. В первую включить традиционное воровство и иные умышленные действия, направленные в ущерб корпорации, во вторую - урон, нанесенный по недомыслию или, если хотите, профессиональной непригодности работников. Именно этой составляющей бизнес-рисков уделялось и уделяется мало внимания. Наиболее ярким примером являются «дутые зарплаты». Нет особого смысла приводить множественную статистику соотношения производительности труда по России в целом или отдельным отраслям (отставание от высокоразвитых стран - в среднем в четыре-пять раз). Но на одном аспекте, который является результатом не долговременного исторического тренда, а событий самых последних лет, остановиться следует. Если в развитых странах прирост производительности труда незначительно, но устойчиво опережает прирост оплаты труда, если у самых крупных из быстроразвивающихся стран — Китая и Индии — прирост производительности труда в два раза выше прироста зарплаты, то в России ситуация обратная: у нас прирост оплаты труда в последние годы в два раза опережает прирост производительности труда. Только с октября 2005г. по октябрь 2008г. средняя зарплата выросла с 305 до 687 долларов в месяц, тогда как производительность труда за тот же период увеличилась всего на 21% (оценка руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича). Представляется, что наши управленцы прекрасно понимали, к чему могут привести «дутые зарплаты», но они сами стояли в первых рядах получающих «завышенный бонус», повышая зарплату сотрудникам на 10%, а рост собственной практически не ограничивая. Как результат - низкая себестоимость, финансовые трудности из-за невозможности перекредитования и перспективы банкротства для некоторых предприятий. Только среди ритейла за последнее время прекратили свое существование такие торговые марки, как «Незабудка», «Гроссмарт», «Арбат Престиж», «Смак», «Мосмартик», «Модный сезон», Desam, несколько региональных франчайзи «Пятерочки», сети «Мой город» (Таганрог), «Яблочко» и Smartkauff (Саратов), сеть интерьерных магазинов Nesto (Санкт-Петербург), закрываются магазины одежды Diese, обувные магазины «Маттино», закрыт проект «Оливье» и ряд других. Продолжается серия технических и фактических дефолтов по облигационным займам: «АЛИИ», «Самохвал», «Банана-Мама», «Виват», «Матрица», «Неоторг», и этот список стремительно растет. При этом лидеры рынка продемонстрировали невероятные результаты по итогам 2008 года: рост выручки составил от 35 до 100%, рост чистой прибыли - от 90 до 300%. Такие компании, как Х5 Retail Group, «Магнит», «Вестер» «Дикси», «Лента», Metro, Cash & Carry, Aushan, OBI, «Техносила» существенно улучшили свои финансовые показатели и эффективность по отношению к 2007 году. В чем причины успеха одних и провала конкурентов? Если коротко, в ошибках стратегического планирования в результате неэффективности топ-менеджмента. Компании бросали все свои ресурсы на развитие и стремительный рост, не обращая внимания на эффективность, доходность и ликвидность бизнеса, его конкурентную способность и долговые нагрузки. Необеспеченное региональное развитие, отсутствие собственной производственной и логистической баз привели к убыточности, невозможности оплаты кредитов и банкротству многих из перечисленных компаний. Кризис развеял мифы о преобладании показателя доли рынка над показателями эффективности: банкротятся не только крупные российские игроки, но и крупнейшие западные ритейлеры со 100-летней историей ведения бизнеса.

Стратегии настоящих лидеров рынка должны быть направлены на создание устойчивых конкурентных преимуществ: дифференциацию бренда розничной торговли, максимально эффективное удовлетворение меняющихся запросов потребителей, создание добавленной стоимости для акционеров, сохранение высокой доходности и инвестиционной привлекательности бизнеса, то есть развития целого ряда корневых компетенций внутри компаний: управленческих, маркетинговых, технологических, финансовых, логистических и т.п. Именно эффективность является основой лидерства, и только эффективный бизнес способен стремительно развиваться, удовлетворяя интересы ключевых стейк-холдеров - покупателей, акционеров и менеджеров компаний. Таким образом, доля рынка приобретает смысл только для эффективных компаний. Открытие большого числа неэффективных магазинов - это стратегия «самоубийц».

Еще одна проблема, которая остро встает в кризисный период. Что для нас сегодня важнее -стимулировать выпуск устаревшей продукции или вести поиск инновационных подходов в развитии бизнеса? Подавляющее большинство экономистов говорят о том, что в условиях кризиса любые революционные преобразования губительны.

Каждая уже внедренная технология имеет предел своего потенциала производительности. Принципиальные прорывы возможны только через новый бизнес. Практически у всех предприятий, внесенных правительством в известный список, технологическая основа создана еще в советский период. Сможем ли мы остаться конкурентоспособными, сохранив только эту системообразующую основу, или начнем фундаментально поддерживать процесс превращения современного малого бизнеса в средний и более крупный? Или же будем отсиживаться в ожидании новой волны роста цен на сырье?

На Западе компании, стремительно развивавшиеся во время экономического бума, сегодня вынуждены сокращать расходы и распродавать свои активы с той же скоростью, с какой они их приобретали. В такие периоды резко возрастают потери компаний от мошенничества персонала.

Во время ликвидации одного из промышленных предприятий в штате Огайо обнаружилось, что работники успели растащить оборудования на сумму $100 000. Один из предприимчивых сотрудников компании Motorola после увольнения сохранил пропуск. Прежде чем его схватили за руку, он успел наворовать с родного предприятия в городе Оук-Хиллз, штат Техас, компьютерного оборудования на сумму $445 549. Не лучше статистика и в России. Анекдотично выглядит пример, когда за две недели после отзыва лицензии у одного из банков в санузлах исчезли все смесители и унитазы. К сожалению, такие примеры мы можем назвать и по ряду других предприятий.

В ситуации экономической нестабильности люди чувствуют себя менее защищенными и начинают растаскивать родную компанию в бессознательной уверенности, что воровство - вполне дозволенный способ компенсировать ущерб. Скажем, хищение денежных средств из касс отдельных аптек становиться все более массовым явлением.

За последние два года ущерб от корпоративных преступлений вырос в России в четыре раза, говорится во Всемирном обзоре экономических преступлений известной консалтинговой фирмы PricewaterhouseCoopers. Ущерб от одного корпоративного преступления в России в пять раз выше среднемирового: 12,8 млн. долларов против 2,4 млн. долларов. Доля страдающих от внутреннего воровства в России тоже больше мировой - 59% против 43% (в Центральной и Восточной Европе - 50%). Опрошено было свыше 5400 фирм, в том числе 125 крупных предприятий из России. Как отмечают специалисты PricewaterhouseCoopers, российские бизнесмены оптимистичнее зарубежных. Так, если средний показатель по миру – 33%, то в России – 43% опрошенных компаний считают, что в будущем проблема корпоративного мошенничества их не коснется. Видимо, из-за того, что не обращают внимания на «мелкие» злоупотребления, которые в большинстве российских компаний не учитываются. По мнению Р.Ромачева, генерального директора фирмы «Р-Техно», в соответствии с российским менталитетом руководитель часто считает, что пусть воруют, но не выше какой-то определенной планки. Поскольку полностью избежать мошенничества сотрудников практически невозможно, то многие предприниматели с этим смирились и рассматривают разворовывание 10-15% от оборота как постоянные издержки бизнеса.

 

Продолжение следует