Надо помнить, что речь должна

соответствовать пониманию тех,

для кого она предназначена.

 

С.И.Поварнин

 

Итак, уважаемый читатель, мы продолжаем цикл статей о МСФО. В предыдущей статье мы уже говорили о международных стандартах финансовой отчетности, но рассматривали работу по ним в Европе. Сегодня мы будем говорить о МСФО в России.

За последние полтора десятка лет Россия прошла нелегкий путь становления экономических отношений, и, как следствие, бухгалтерский учет и финансовая отчетность претерпели значительные изменения. Сегодня для полного и четкого понимания финансового состояния предприятия (компании), по правилам российского учета, необходимым и достаточным объемом информации являются следующие базовые отчеты:

-         баланс;

-         отчет о прибылях и убытках;

-         отчет о движении денежных средств;

-         отчет о движении капитала.

Однако для зарубежных партнеров данные отчеты не являются источником важной для инвесторов информации, необходимой для принятия деловых решений.

В последние годы все больше российских хозяйствующих субъектов, стремящихся развиваться и привлекать инвестиции, в том числе из-за рубежа, выходить на IPO, интегрироваться в международное экономическое сообщество, в дополнение к отчетности по российским стандартам формируют отчетность по МСФО. Введение МСФО в учетную практику российских хозяйствующих субъектов окажет положительное влияние и на экономику России в целом по следующим направлениям:

1)     интеграция экономики России в систему мирохозяйственных связей;

2)     приток иностранных инвестиций в российскую экономику;

3)     улучшение имиджа российского бизнеса;

4)     либерализация валютной политики;

5)     открытие российских рынков международному бизнесу;

6)     глобализация мировой экономики;

7)     либерализация привлечения финансирования;

8)     развитие российского фондового рынка;

9)     рост российской экономики;

10)повышение экономической стабильности в России;

11)демократическое налоговое законодательство;

12)оптимизация налоговых схем;

13)повышение стабильности и прозрачности работы хозяйствующих субъектов;

14)спад недружественных слияний и поглощений;

15)вступление в ВТО.

В нашей стране вопросами разработки нормативных документов, касающихся реформирования бухгалтерского учета и отчетности, занимается Министерство финансов России. Однако несовершенство нормативной базы не позволяет уже достаточно продолжительное время прийти к необходимому результату.

Наглядный тому пример - Федеральный закон №129-ФЗ от 21 ноября 1996 года «О бухгалтерском учете», в котором говорится, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, и тут же в следующем пункте этой же статьи говорится о неких органах, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, а также предоставлено право разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции, руководствуясь законодательством Российской Федерации, обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

-         планы счетов бухгалтерского учета;

-         инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета;

-         положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета хозяйственных операций, составления и предоставления отчетности;

-         другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета и т.д.

Все это подтолкнуло к необходимости решения важных вопросов:

-         разработки и обновления нормативной базы;

-         создания инфраструктуры применения МСФО в России;

-         восприятия финансистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, аудиторов как представителей серьезной и важной профессии;

-         максимального приближения российских стандартов бухгалтерского учета к МСФО;

-         поэтапного перевода российских хозяйствующих субъектов на составление консолидированной, а в последствии индивидуальной отчетности по МСФО.

На государственном уровне необходимость перехода на МСФО была сформулирована в 1997 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Далее Указом Президента №278 от 3 апреля 1997 года «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти – порядок в стране» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» Правительству РФ была поставлена задача «разработать и утвердить до 15 ноября 1997 года программу перехода с 1998 года на международные стандарты бухгалтерского учета».

Правительством РФ Программа была подготовлена и утверждена постановлением №283 от 6 марта 1998 года «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности». Целью Программы было «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и Международными стандартами финансовой отчетности».

После утверждения Программы были приведены в соответствие документы нормативного регулирования национального бухгалтерского учета в векторе сближения с МСФО, а именно: принят целый ряд новых Правил бухгалтерского учета (далее - ПБУ), кардинально переработаны действующие ПБУ, определяющие порядок ведения учета основных средств и материально-производственных запасов. В практику национального бухгалтерского учета введены такие понятия, как:

·        «события после отчетной даты»;

·        «отложенные налоговые активы и обязательства»;

·        «условные факты хозяйственной деятельности».

Формы отчетности стали рекомендательными, а требования к составлению отчетности дополнены рядом положений, соответствующих принципам МСФО.

25 декабря 2003 года Указанием Центрального банка России «О составлении и предоставлении финансовой отчетности кредитными организациями» №1363-У кредитным организациям вменялась обязанность составления и предоставления финансовой отчетности по МСФО.

1 июля 2004 года за №180 приказом Минфина России введена в действие «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (далее – Концепция).

 К Концепции мы вернемся чуть позже, а сейчас продолжим исторический экскурс документов нормативного характера по вопросам МСФО в России.

С 15 декабря 2004 года приказом Федеральной службы по финансовым рынкам «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» №04-1245/пз-н. вменялась обязанность имитента иметь годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО и подтвержденную аудиторским заключением.

В качестве «среднесрочной перспективы» Концепция (приказ Минфина России №180 от 1.07.2004г.) рассматривает период с 2004 по 2010 год. В Концепции выделены два основных этапа:

Первый этап – с 2004 по 2008 год. На первом этапе должны быть реализованы следующие положения:

-         утверждение комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;

-         обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых финансовых субъектов.

Второй этап – с 2008 по 2010 год. На второй этап запланированы:

-         обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран;

-         оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности по МСФО.

Необходимо обратить внимание, что Концепция не является нормативным документом и определяет только основные направления деятельности законодательной власти, а также органов исполнительной власти, работающих в сфере реформирования национального бухгалтерского учета и отчетности.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности Российской Федерации на среднесрочную перспективу определила в качестве основного направления развития системы бухгалтерского учета повышение качества учетной информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями.

В соответствии с Концепцией переход хозяйствующих субъектов на МСФО состоит из трех этапов:

1)     предприятия (компании), чьи ценные бумаги котируются на западных фондовых рынках;

2)     госкомпании и страховые компании;

3)     все остальные предприятия (компании).

Необходимо отметить, что на прохождение каждого этапа Правительство Российской Федерации отвело не менее двух-трех лет.

Система Международных стандартов финансовой отчетности намного сложнее всех раннее существовавших национальных систем стандартов учета. И соответственно много сегодня вопросов по применению МСФО российскими хозяйствующими субъектами, причем количество вопросов будет увеличиваться по мере инкорпорирования национальной системы учета в международную.

В следующей статье мы, уважаемый читатель, рассмотрим вопросы адаптации МСФО в России.