Еще пять лет назад в России шли бурные дебаты о возможном проникновении на российский рынок безопасности автономных видеорегистраторов. Сейчас ситуация изменилась кардинально, и видеомагнитофоны навсегда ушли в прошлое.

Видеорегистрация является одной из составляющих охранного телевидения (две другие — это видеонаблюдение и видеоконтроль). С момента зарождения охранного телевидения в 90-х годах ХХ века видеорегистрация служила для анализа произошедших событий, для поиска злоумышленников, для предоставления документов в суде. Эти задачи решались в основном за счет использования охранных видеомагнитофонов. Их главные отличия от бытовых устройств — длительное время видеозаписи и наличие входа для датчика тревоги. Использование таких видеомагнитофонов в охранных целях возможно благодаря специфическим функциям. К ним, в частности, относятся:

– переход в режим записи по сигналу тревоги, по таймеру, по сигналу громкого звука (например, выстрела, крика или падающего предмета);

– управление с передней панели, пульта или от компьютера; наличие экранного меню для программирования прибора и анализа отчета о тревогах; появление тревожного сообщения при пропадании видеосигнала (например, при похищении видеокамеры) и т.д.

Существовал и такой сегмент рынка, как аксессуары для видеомагнитофонов — специальные износоустойчивые видеокассеты, устройства перемотки и размагничивания лент, шкафы для хранения видеокассет и пр. Однако сейчас можно смело сказать, что все это, включая и сами охранные видеомагнитофоны, уходит в прошлое. Охранные видеомагнитофоны требуют периодического обслуживания (замена видеокассет, чистка видеоголовок и пр.), при этом качество видеозаписи ухудшается с каждой последующей записью. Эти недостатки заставляли искать альтернативные решения, поэтому уже в 1990-е гг. предлагались устройства видеозаписи на жесткий диск персонального компьютера (PC-based), которые из-за высокой цены были мало конкурентоспособны. Прорыв в этой области произошел как следствие нескольких причин: массового производства сравнительно недорогих жестких дисков большой емкости, создания эффективных методов компрессии видеосигналов, а также освоения производства для этого специальных чипов.

В итоге появился новый класс устройств: автономных видеорегистраторов (DVR — Digital Video Recorder) — функционально и конструктивно законченных устройств видеозаписи на жесткий диск (Not PC). Важно отметить, что объем встроенного в такое устройство жесткого диска непрерывно увеличивался и увеличивается. В 2001 году он равнялся 16 Гбайт, что тогда казалось очень большим объемом, сейчас же доступные для видеозаписи объемы жестких дисков исчисляются терабайтами.

Автономные видеорегистраторы имеют существенные преимущества перед видеомагнитофонами. Они обеспечивают практически мгновенный доступ к любому месту видеозаписи. Отсутствуют искажения изображения, присущие видеомагнитофонам, запись можно производить и воспроизводить многократно без ухудшения качества. Более того, видеорегистратор можно подключить к компьютерной сети для просмотра «живого» или записанного изображения на удаленном компьютере или управления/программирования устройства. Файловая структура позволяет архивировать файлы и пересылать их по сети, с помощью электронной почты, а также распечатывать изображения на обычном принтере.

Видеорегистратор позволяет реализовать одновременно несколько функций: видеонаблюдение, видеозапись, воспроизведение, просмотр и управление по компьютерной сети, архивация на внешние накопители.

Следует отметить, что для записи сигналов от нескольких видеокамер при использовании видеомагнитофона дополнительно требуется достаточно дорогой прибор — видеомультиплексор, а многие цифровые видеорегистраторы являются многоканальными (до 32 видеовходов) и для них видеомультиплексоры не требуются.

Поэтому начиная с 2000 г. автономные видеорегистраторы начали резко теснить на рынке систем безопасности охранные видеомагнитофоны. Уже весной 2001г., когда у нас еще шли бурные дебаты о возможном проникновении на российский рынок автономных видеорегистраторов, на стендах выставки SecuTech в Тайпее удалось насчитать всего 4 видеомагнитофона. Сейчас ситуация в России резко изменилась: согласно статистике, подавляющее большинство запросов на специализированных сайтах приходится на автономные видеорегистраторы. Так, например, по статистике «Мониторинга Безопасности», интересы специалистов в области охранного видео распределяются следующим образом: охранные видеомагнитофоны — 0,6%, устройства видеопамяти — 1,6%, автономные видеорегистраторы — 97,8%.

Побеждает тот, кто учитывает человеческий фактор

Итак, на рубеже ХХ и ХХI веков произошла грандиозная битва, которую неспециалисты в области систем безопасности вряд ли заметили. В результате рынок систем безопасности, как и весь мир, постепенно становится цифровым. Подобные тектонические разломы периодически сотрясают привычные представления и пристрастия специалистов во всех областях техники (вспомните переход от ламповой электроники к полупроводниковой, оказавшийся весьма болезненным для многих радиоинженеров). Охранное телевидение, которое зарождалось, условно говоря, как аналоговое, действительно становится цифровым, и переход от охранных видеомагнитофонов к цифровым видеорегистраторам — реальное тому подтверждение.

Здесь следует отдать должное таланту разработчиков цифровых видеорегистраторов и специалистов по маркетингу: они стали разрабатывать DVR с учетом тех, кто будет обслуживать эти приборы. А работать с ними, естественно, должны сотрудники охраны — люди, как правило, немолодые, не имеющие специального образования в области цифровых технологий, при этом, однако, привыкшие иметь дело с охранными видеомагнитофонами. Так вот, выводя на рынок новый продукт, разработчики не стали дистанцироваться от своего прототипа. Наоборот, и конструкция, и интерфейс, и некоторые функции, и входы тревоги, и органы управления (включая популярную ручку «Jog&Shuttle») — все это было унаследовано от охранных видеомагнитофонов.

Благодаря такому подходу разом была решена двуединая задача борьбы с ближайшими конкурентами на данном сегменте рынка. С одной стороны, предлагался безболезненный переход от охранных видеомагнитофонов к цифровым видеорегистраторам как в новых проектах, так и в обновлениях существующих видеосистем. С другой стороны, осуществлялось максимальное дистанционирование цифровых видеорегистраторов от цифровых видеосистем на базе компьютера, реализовывались минимальные требования к уровню подготовки обслуживающего персонала.

 

Роль цифровых видеорегистраторов в построении системы охраны. Цифровые видеорегистраторы играют роль системообразующих устройств — их применение обеспечивает модульный принцип построения системы охранного телевидения. Это позволяет безболезненно осуществлять наращивание, модификацию используемой видеосистемы.

Выбор цифрового видеорегистратора неизбежно связан с неким компромиссом. Технические ресурсы видеорегистратора (как и любого прибора) ограничены, поэтому перед проектировщиком системы охранного телевидения нередко стоит дилемма — что лучше: иметь «живую» видеозапись, но с меньшим разрешением, или видеозапись, состоящую из сравнительно редко обновляемых изображений (несколько раз в секунду), но с высоким разрешением. Последний вариант предполагает, что в случае какого-либо инцидента каждое поле видеозаписи можно будет подробно проанализировать, распечатать, увеличить и т.д. Представляется, что для «живого» отображения видеоинформации более важным является высокая скорость обновления информации (оператор меньше утомляется, меньше вероятность того, что он пропустит появление какого-либо объекта — здесь важна скорость обнаружения). При осуществлении видеозаписи более важной является высокая разрешающая способность, поскольку она является предпосылкой для надежной идентификации человека, распознавания номера автомобиля и пр.

Оцифрованное изображение может иметь различное количество элементов изображения — чаще всего 720х576 пикселей в режиме кадра и 720х288 пикселей в режиме поля. Возможны и меньшие значения, при этом, естественно, увеличивается скорость передачи видеоинформации по сети, уменьшается занимаемое пространство жесткого диска, необходимое для видеозаписи, однако идентификация объектов на таком изображении может оказаться нереализуемой в силу низкой разрешающей способности видеосистемы.

Другим параметром, служащим для оценки видеорегистраторов, является скорость видеозаписи (fps — field per second, т.е. количество полей в секунду) — этот параметр также называют частотой записи, темпом записи. Нередко здесь возникают недоразумения, поскольку не учитывается, что большинство видеорегистраторов для записи использует не полные кадры видеосигнала, а видеополя (если это не указывается дополнительно). Игнорируя данный факт, многие поставщики оборудования указывают значение скорости видеозаписи с размерностью «кадров/сек», вкладывая в значение «кадр» смысл слова «изображение». Надо отметить, что некоторые зарубежные производители цифровых видеорегистраторов более строго относятся к обозначению данного параметра, используя для указания размерности обозначение pps (pictures per second — количество изображений в секунду).

Для многоканальных видеорегистраторов указывается либо скорость записи по каждому каналу, либо суммарная скорость в расчете на все каналы. Например, если в паспорте для 16-канального видеорегистратора указана полная скорость записи 400 полей/с, то это означает, что видеорегистратор осуществляет видеозапись по каждому каналу в режиме реального времени 25 полей/с, а если полная скорость 25 полей/c, то в пересчете на каждый канал скорость будет равна всего 1,56 поля в секунду. У некоторых видеорегистраторов скорость видеозаписи и скорость отображения «живого» изображения различны, и при выборе оборудования это надо иметь в виду.

Высокая скорость видеозаписи влечет за собой увеличение архива, поэтому весьма важным является отыскание нужного фрагмента. Поиск требуемого места может осуществляться различными способами: по времени и дате, по номеру видеокамеры, по записи сигналов тревоги или события, по месту на диске (что является наиболее оперативным).
 

Продолжение следует.