После того как вы составили

список мер по каждой конкретной

цели, необходимо определить

приоритеты.

Что действительно важно?

 

Х.П.Циммерман

 

 В предыдущей статье (август месяц) мы, уважаемый читатель, остановились на рассмотрении системы управления предприятием.

Основные принципы создания и структурных преобразований предприятий НПБ могут быть сведены в следующие характеристики и требования:

-         обязательность наличия цели деятельности и ее связь со структурным построением предприятия;

-         надежность деятельности;

-         единство функциональной деятельности для каждого подразделения;

-         простота и экономичность;

-         возможность своевременного управления;

-         возможность выработки оптимальных решений;

-         обеспечение обязательной ответственности должностных лиц за принимаемые ими решения.

Сегодня в современных экономических условиях, а тем более в долгосрочной перспективе развития, деятельность предприятия напрямую зависит от применения технологий управления. Для того что бы выбрать наиболее эффективную технологию управления или совокупность технологий, целесообразно выстроить структуру предприятия. Она представляет собой:

1)     стратегию предприятия;

2)     систему управления предприятием;

3)     бизнес-процессы;

4)     информационные технологии.

Систему управления предприятием необходимо начинать строить с ключевых элементов управления. Рассмотрим их более подробно.

1. Стратегия предприятия

Стратегия предприятия формируется целями, проставленными перед предприятием. Наиболее наглядной детализацией целей и подцелей является построение «древа целей». В общих черта «древо целей» можно представить в виде основных последовательных шагов, раскрывающих и определяющих ключевые факторы, необходимые для разработки стратегии предприятия.

1.     Определение целей и пути их достижения

-         формулирование целей,

-         составление программ развития,

-         стратегическое планирование.

2.     Стратегический анализ внешней и внутренней среды

-         детальный анализ рынка профильных (работ) услуг,

-         сегментирование рынка профильных (работ) услуг,

-         отбор профильных сегментов рынка,

-         анализ конкурентных позиций на рынке,

-         изучение конкурентов, действующих на рынке аналогичных (работ) услуг,

-         изучение технологий, применяемых на рынке.

3.     Определение перспективного развития предприятия

-         детализация целей предприятия,

-         изучение стратегических альтернатив,

-         отбор стратегических альтернатив.

4.     Разработка стратегических планов на перспективу

-         подготовка стратегических бизнес-планов,

-         подготовка стратегического бюджета.

Перед тем как приступить к разработке стратегии, учредители и руководители предприятия должны четко сформулировать требования и назначение собираемой информации. Четко сформулированное техническое задание является необходимым условием получения качественной и достоверной информации для разработки стратегии предприятия.

2. Система управления предприятием

После того как была определена стратегия предприятия, переходим к системе управления, а для этого необходимо рассмотреть деятельность предприятия.

Система управления – система, обеспечивающая своевременные управляющие воздействия.

Вся деятельность предприятия строится для достижения цели, которая определена стратегией. Цели достигаются посредством выполнения целевых установок предприятия путем разработки и исполнения планов мероприятий в рамках осуществления функций, закрепленных за соответствующей службой, отделом, сотрудником и т.д.

Сегодня на рынке существуют и активно применяются следующие системы управления предприятием:

1)    проектное управление,

2)    процессный подход управления,

3) функциональный подход управления,

4) аутсорсинг,

5) управление цепочками поставок,

6) управление взаимоотношениями с клиентами,

7) бюджетное управление,

8) бизнес-инжиниринг,

9) управление персоналом и т.д.

С развитием предприятия и возникновением внутри ЧОПа бизнес- направлений потребовалась определенная самостоятельность для реализации планов, что повлекло за собой разграничение бизнес-направлений (оперативные подразделения) и обслуживающие подразделения (функциональные подразделения). Деятельность предприятия представляется в виде бизнес-процессов и бизнес-проектов. Пошаговые действия в этих процессах прописаны регламентами, обязательными для сотрудников предприятия. Система управления любым бизнес-процессом и бизнес-проектом представляет собой следующие циклы:

1.     Целеполагание.

2.     Планирование.

3.     Исполнение.

4.     Контроль.

5.     Анализ.

6.     Корректировка.

7.     Принятие решений.

Кроме того, система управления определяет организационные структуры:

1)     функциональная структура,

2)     дивизиональная структура,

3)     матричная структура,

4)     финансовая структура,

5)     проектная структура,

6)     холдинговая структура.

В зависимости от вида деятельности, внешних факторов, требований и ограничений, предьявляемых к системе управления предприятием, реальная организационная структура является комбинацией классических типов организационных структур.

3. Бизнес-процессы

 Основу деятельности предприятия составляют бизнес-процессы. Повышение эффективности деятельности предприятия определяется результатами от управления бизнес-процессами. Соответственно повышение эффективности деятельности предприятия напрямую зависит от эффективности управления бизнес-процессами. Вся деятельность предприятия прописывается в виде бизнес-процессов. Создание бизнес-процессов необходимо, поскольку:

1)     бизнес-процессы, а не функции должны определять характер деятельности предприятия;

2)     бизнес-процессы, взятые в совокупности, делают возможным завершение операции;

3)     бизнес-процессы усовершенствуются с течением времени;

4)     бизнес-процессы продолжают свою деятельность после увольнения ответственного за операции сотрудника (сотрудников);

5)     бизнес-процессы последовательны, непрерывны и подкреплены документально;

6)     бизнес-процессы обладают встроенными механизмами внутреннего контроля;

7)     бизнес-процессы выстраиваются так, чтобы учредитель и руководитель имели возможность отслеживать ключевую информацию;

8)     бизнес-процессы организуются так, чтобы передать часть полномочий по принятию текущих решений среднему звену руководителей при условии наличия соответствующих знаний, общности целей и стандартов, отвечающих требованиям предприятия;

9)     бизнес-процессы выстраиваются так, чтобы исключить затрачивание двойных усилий;

10) бизнес-процессы не опираются на устные методы передачи информации;

11) бизнес-процессы являются эффективными и экономичными.

Действия по выполнению бизнес-процессов на предприятии прописываются в регламентах, которые выстраиваются с учетом структуры предприятия и взаимодействия подразделений.

Международный стандарт ISO 9001-2000 описывает правила построения системы управления предприятием и содержит всю необходимую информацию для реализации полноценного управления бизнес-процессами.

4. Информационные технологии

Бизнес-процессы предприятия поддерживаются с помощью информационных технологий, что позволяет добиваться выполнения поставленных задач с требуемыми характеристиками:

-         последовательность,

-         сроки выполнения.

Задача выбора информационных технологий является достаточно сложной, так как в управлении бизнес-процессами необходимо оперировать большими массивами данных. Перед тем как приступить к выбору технологии, которых на рынке большое разнообразие, необходимо сформировать спецификацию требований, или, иными словами, техническое задание. Этот документ должен содержать все потребности предприятия в отношении вводимой и получаемой информации.

Информация должна иметь следующие характеристики:

1)     конкретность – действия должны быть связаны с показателями измерения;

2)     измеряемость – необходимо измерять все, что поддается измерению, и подсчитать все, что может быть подсчитано;

3)     точность – соблюдение уровня точности, необходимого для принятия конкретного решения;

4)     актуальность, относящаяся к принимаемому решению, и, как результат, включение в отчеты только статей, на которые принятое решение оказывает прямое влияние;

5)     своевременность – своевременно позволяет руководителю принять решения, а поскольку все поставленные цели имеют сроки достижения, вся отчетность должна иметь сроки предоставления.

Цель составления подобной спецификации заключается в том, чтобы предоставить подразделению IT потребности пользователей, которым должно соответствовать программное обеспечение, IT-реализация.

В идеале необходимо использовать единые технологии для достижения максимальной степени автоматизации основных процессов, программ генерации, извлечения элементов данных из любой таблицы и совершения различных операций с этими данными, создавать файл в программе Excel для дальнейшей обработки данных.

В современных экономических условиях деятельности предприятий НПБ необходимо использовать новейшие управленческие технологии, способные обеспечить эффективность и результативность поставленных целей и задач.