В современном российском обществе растет число людей, которые хотят обезопасить свое имущество. Это связано, с одной стороны, с ростом благосостояния граждан и организаций, с другой стороны, со сложной криминогенной обстановкой.
Из всех возможных способов защиты имущества наиболее доступным и одновременно эффективным является пультовая охрана.
На московском рынке существует достаточно много компаний, заявляющих о предоставлении услуг пультовой охраны. Однако все предложения существенно различаются между собой содержанием, составом, ценой услуг и последующим сервисом.
Поэтому при выборе компании, предлагающей услуги пультовой охраны, необходимо знать и понимать нюансы всех предложений участников этого рынка. Анализ информации, предоставляемой компаниями потенциальным клиентам, позволил систематизировать основные позиции, на которые необходимо обратить внимание при выборе поставщика услуг. Поговорим о них ниже.
                   I.      Предмет договора
Существующие на рынке компании заключают следующие виды договоров.

1. Двухсторонний договор на охрану имущества, т.е. договор между вами (вашей компанией) и непосредственно реагирующей структурой, несущей ответственность за исполнение договорных обязательств и возмещающей убыток в случае неисполнения таковых. Предмет договора – охрана вашего имущества, находящегося на охраняемом объекте.

2. Двухсторонний договор на охрану помещения, т.е. договор между вами (вашей компанией) и непосредственно реагирующей структурой. Однако главная задача реагирующей структуры по такому договору (в отличие от п.1) – принятие мер к задержанию проникших на охраняемый объект посторонних лиц, а не охрана вашего имущества.

3. Двухсторонний договор на предоставление информационных, диспетчерских и технических услуг или на охранный мониторинг, т.е. договор между вами и мониторинговой компанией, которая обязуется в случае поступления тревожного сигнала выполнить посредническую функцию и передать его в стороннюю реагирующую структуру. Однако проконтролировать последующие действия реагирующей структуры на объекте мониторинговая компания не может, т.к. реагирующая структура не является ее подразделением. Таким образом, вы заключаете договор только на передачу информации о тревожном сигнале от мониторинговой станции к реагирующей организации, где последняя ответственность за сохранность вашего имущества не несет.

                II.      Ответственность исполнителя

В заключаемом договоре обязательно должна быть указана ответственность исполнителя. Необходимо также, чтобы в договоре прописывалось подъездное время экипажа к охраняемому объекту. Тогда будет ясно, в какой ситуации исполнитель несет ответственность перед клиентом (например, если экипаж приедет позже указанного в договоре времени и в это время на охраняемом объекте произойдет хищение имущества). Если подъездное время не указанно, то не указано и обстоятельство, при котором исполнитель несет ответственность перед своим заказчиком.

Обратите внимание на размер, условия и порядок выплаты компенсации по договору в случае наступления ответственности.

1. Если вы (ваша компания) заключили договор с государственной компанией, то выплату компенсации в пределах означенной в договоре суммы (от 30 000 руб.) вы сможете получить только в случае хищения вашего имущества и при предоставлении справок, счетов и иных документов, свидетельствующих о факте приобретения товара; документов компетентных органов, подтверждающих факт хищения имущества и его размеры; вступившего в законную силу решения суда. Однако если хищение произошло, когда охрана временно не могла осуществляться по техническим причинам (повреждение телефонного кабеля, отключение электроэнергии, отключение телефонов на АТС и т.п.), то исполнитель ответственности не несет.

2. При заключении договора с негосударственной организацией процесс получения компенсации упрощается, т.к. решения суда не требуется. При этом компенсация (опять же в пределах указанной в договоре суммы) выплачивается не только по факту хищения, но и уничтожения или повреждения имущества. Денежный эквивалент материального ущерба либо выплачивается самой организацией (в размере годовой абонентской платы либо 50 000 руб. в зависимости от компании), либо сумма ущерба возмещается через выплаты страховой компанией, с которой у исполнителя заключен договор (от 150 000 руб. до 200 000 долл. в зависимости от компании). Однако и в первом, и во втором случаях вам потребуется предоставить документы, свидетельствующие о факте приобретения похищенного, уничтоженного или поврежденного товара. А страховая компания обязательно проведет собственное расследование по факту хищения, порчи имущества.

             III.      Состав услуг и типы компаний по составу услуг

В зависимости от того, в какую компанию вы обращаетесь за услугами пультовой охраны, меняется сочетание и состав услуг, которые эта компания оказывает собственными силами и за какими обращается к помощи сторонних организаций.

Обычно услуги пультовой охраны включают в себя следующие составляющие:

– экспертиза объекта и монтаж системы сигнализации;

– мониторинг объекта (прием сигналов охранной, тревожной, пожарной сигнализации от охраняемого объекта на пульт централизованного наблюдения (ПЦН);

– реагирование (выезд вооруженных экипажей на тревожные сигналы, поступающие от объекта);

– техническое обслуживание системы сигнализации.

Разные компании предоставляют различные услуги:

компании полного цикла осуществляют экспертизу, монтаж, мониторинг, реагирование, техобслуживание силами собственных структурных подразделений. В Москве сегодня существуют как государственные компании полного цикла, так и негосударственные коммерческие. В негосударственной компании наличие собственных структурных подразделений подтверждается соответствующими документами (учредительные документы, меморандум, соглашения);

– компании, проводящие экспертизу, мониторинг и техобслуживание системы сигнализации и не имеющие собственной реагирующей структуры. Это мониторинговые компании. Для реагирования на тревожные сигналы, поступающие от объектов к ПЦН, такие компании привлекают стороннюю государственную или негосударственную организацию;

– компании, выполняющие только монтаж системы сигнализации и техобслуживание, т.е. монтажные компании. Для подключения объекта, на котором смонтирована система сигнализации, к ПЦН и осуществления дальнейшего реагирования на сигналы тревоги монтажные компании обращаются к сторонним мониторинговым компаниям или организациям полного цикла.

С точки зрения качества обслуживания лучше выбирать компанию, которая все 4 составляющих пультовой охраны выполняет силами собственных структурных подразделений (полный цикл обслуживания). Если какие-то услуги отдаются на выполнение сторонним организациям, то та компания, с которой вы заключаете договор, не может контролировать работу и качество оказания этих услуг, не может влиять на их поставщика, что отрицательно сказывается в итоге на качестве вашего обслуживания.

Поэтому, изучая предложения рынка пультовой охраны, определите для себя, к какому типу относится та компания, с которой вы планируете заключать договор.

             IV.      Канал передачи данных

Важной составляющей в охранной системе является канал передачи данных. Узнавая предварительную информацию по услугам пультовой охраны, выясните, каким образом сигнал тревоги придет от вашего объекта (квартиры, офиса, дома, банка, аптеки и др.) на пульт мониторинговой компании.

На сегодняшний день существуют три основных канала – высокочастотный радиоканал, проводная телефония, GSM-канал. Четвертый канал передачи данных – Интернет – еще не получил массового применения.

Из перечисленных каналов самым надежным и современным считается высокочастотный радиоканал. Заглушить радиоканал очень сложно, это потребует впечатляющих материальных затрат со стороны злоумышленника. Передача сигнала по радиоканалу не влияет на работу и не испытывает влияния со стороны проводного телефона, Интернета, бытовой и оргтехники.

Проводная телефонная линия может быть использована в том случае, если у районной АТС существуют технические возможности для подключения на пульт централизованного наблюдения объекта с городским телефонным номером. Однако телефонный кабель достаточно легко вывести из строя, что прервет сообщение с охраняемым объектом. Восстановить работу линии могут только представители монтажной структуры АТС, и до момента восстановления объект не будет находиться под охраной. Передача сигнала по телефонной линии исключается, если телефон спаренный или к телефонной линии подключен Интернет.

Использование GSM-канала в первую очередь требует обязательного внимания в оплате трафика. В случае задержки оплаты (по аналогии с мобильными телефонами) передача сигналов автоматически прекращается, связь с охраняемым объектом прерывается. Кроме этого, устойчивость работы GSM-канала все еще оставляет желать лучшего. Для понимания достаточно представить, как работают мобильные телефоны в новогоднюю ночь (как раз тогда, когда на большинстве охраняемых объектах включена сигнализация). Да и для глушения GSM-канала существуют недорогие устройства.

                V.      Стоимость услуг

Практически для большинства клиентов главным моментом в принятии решения о выборе компании является стоимость услуг пультовой охраны. Разброс цен на абонентскую плату, на стоимость оборудования и монтажные работы достаточно широк.

Такая разница вполне объяснима.

Абонентская плата:

- в государственной компании за счет субсидирования из госбюджета абонентская плата для некоторых категорий клиентов гораздо ниже, чем в негосударственных;

- в негосударственной организации без собственной реагирующей структуры абонентская плата обычно ниже, чем в негосударственной компании полного цикла. Это объясняется тем, что первая компании взимает абонентскую плату за услуги мониторинга (или мониторинга и техобслуживания). Во втором случае негосударственная компания полного цикла учитывает в абонентской плате, кроме услуг мониторинга и техобслуживания, еще и расходы на содержание и развитие собственной реагирующей структуры (автопарк экипажей ГБР (групп быстрого реагирования): расходы на ГСМ, на физическую, огневую, юридическую подготовку сотрудников, повышение их квалификации, лицензирование охранников и многое др.). При этом компания полного цикла несет пред клиентом ответственность за работу и выполнение договорных обязательств реагирующей структурой;

- разница в величине абонентской платы зависит от используемых на охраняемом объекте каналов передачи данных. Радиоканал – более дорогой и надежный по сравнению с телефонной проводной линией или GSM-каналом.

Стоимость оборудования и монтажных работ

Пользователю оборудования систем сигнализации на современном охранном рынке предоставлен широкий выбор. Стоимость системы зависит от функционала, внешнего вида, компании-изготовителя приборов и др. Поэтому существует разница в стоимости оборудования и монтажных работ в разных организациях.

Сами системы сигнализаций имеют схожий принцип построения. Например, для охранной сигнализации это датчики размыкания, движения; устройство постановки/снятия объекта с охраны; блок с приемно-передающим устройством и аккумулятором. Однако необходимо понимать, что входит в состав «стандартного» комплекта той или иной системы, которую вы планируете установить на объекте:

– постановка/снятие помещения с охраны более надежна, если производится набором кода на клавиатуре, а не магнитным ключом или с брелока, т.к. ключ/брелок могут украсть, перепрограммировать, считать с него информацию. Однако комплект сигнализации, оснащенный магнитным ключом/брелоком, будет дешевле, чем аналогичный с клавиатурой;

– отечественное оборудование пока уступает аналогам из Европы, США, Канады, Израиля по функционалу, эффективности и внешнему виду, хотя цена на него несколько ниже;

– существующее оборудование делится на проводное и беспроводное, что также следует учитывать при выборе системы сигнализации. Беспроводное оборудование более дорогое, но в проводном оборудовании более трудоемкий и дорогостоящий монтаж;

– цена на приемно-передающий блок охранной системы зависит от выбранного канала передачи данных: наиболее дорогое оборудование - для радиоканала, более дешевое – для проводной телефонной линии;

– увеличение количества датчиков напрямую влияет на повышение стоимости системы сигнализации;

– возможно применение повышающих коэффициентов в зависимости от сложности или особенностей (этажность, сфера деятельности) охраняемого объекта. В государственной компании эти наценки для юридических лиц обычно выше, чем в негосударственной.

             VI.      Время подключения

Важную роль играет время подключения объекта под охрану. И оно существенно отличается в разных компаниях. Время подключения – это интервал при стандартном проведении работ с момента обращения в компанию, с которой планируете сотрудничать, до подключения объекта к пульту централизованного наблюдения и начала использования вами системы сигнализации.

Варьируется данная величина при стандартном проведении работ от 7 до 14 дней в коммерческих компаниях, до 60 и более дней - в государственной организации, при этом сам монтаж системы на объекте, как правило, занимает 1 день.

В данной статье мы отметили наиболее важные моменты, на которые следует обращать внимание при заключении договора с выбранной компанией. Решение остается за вами, поэтому внимательно читайте договор, прежде чем его подписывать.


Более подробно по данной проблеме можно прочитать на www.pult-ohrana.ru