На сегодняшний день на рынке труда в частном охранном бизнесе сложилась непростая ситуация: частные охранные предприятия постоянно сталкиваются с проблемой нехватки профессионально подготовленных кадров, особенно это заметно в больших городах и развивающихся промышленных регионах.

Огромное количество времени тратится сначала на поиск, а потом на подготовку кадров, а это, как известно, наиболее затратная (как по времени, так и финансово) позиция в работе отделов кадров. Анализ рынка показывает, что текучка кадров на рынке труда охранного бизнеса в крупных охранных предприятиях составляет от 60 до 70% (по данным ОСБ «Оскордъ»). Понятно, что подобная текучка кадров снижает рентабельность предприятий и приводит к большим финансовым потерям.

В чем причина сложившейся ситуации? Это и высокая конкуренция между предприятиями на рынке охранного труда, из-за чего рядовые охранники постоянно находятся в поиске более высокооплачиваемых мест работы, и несбывшиеся ожидания как охранников, так и их руководителей, и многие другие.

Профессиональный уровень подготовки сотрудников охраны постоянно снижается. Свой вклад в это делают и заказчики. Малобюджетные объекты, на оплате которых заказчик еще пытается сэкономить, к сожалению, становятся нормой. Часто заказчик говорит, что ему неинтересны наши сложности, у него своих хватает, а на этот объект еще несколько ЧОПов претендуют и цену просят минимальную.

Уже давно охранное сообщество говорит о выработке единых критериев оценки стоимости объектов, но реальных предложений практически нет. Правда, в октябре 2007г. правительство Москвы издало распоряжение №911 «Об утверждении базовых требований к охране объектов города Москвы, оплачиваемой за счет средств бюджета города Москвы», в котором приведены и расценки на охрану объектов. Но эти требования применяются только к муниципальным объектам, взятым под охрану.

Но есть факторы, заставляющие сотрудников охраны повышать свой профессиональный уровень, и один из них – периодическая проверка частных охранников на пригодность к действиям в условиям, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Эти требования заставили руководство следить за уровнем подготовки сотрудников охраны.

Да и заказчик становится более осведомленным в области охраны, понимает, что он хочет от этого вида услуг. Сегодня растет спрос на более качественные услуги, адаптированные под запросы определенного заказчика. И руководители ЧОПов теперь вынуждены обращать внимание на целевую подготовку сотрудников.

Большую роль играет взаимодействие руководителей ЧОПа с отделами лицензионно-разрешиельной работы. Получение и продление срока действия удостоверений частного охранника по месту жительства гражданина РФ, с одной стороны, облегчило участь ЧОПов, с другой стороны, ухудшило ситуацию по подбору и подготовке персонала, контролю за прохождением документов при продлении и получении удостоверения частного охранника.

Вследствие того, что на рынке охранных услуг до сих пор не разработаны тарифы оплаты труда частного охранника, на предприятии приходится утверждать локальные нормы по оплате труда. Только совместными усилиями кадровых работников частных охранных предприятий возможно решить многие (общие для всех предприятий) проблемы в области управления человеческими ресурсами.

Разработки новых технологий в сфере управления персоналом могут упростить работу кадровой службы. Но пока нет согласованных действий в этой области, пока охранным сообществом не принят Единый стандарт качества охранной деятельности, не разработана Общероссийская сертификация охранных услуг и не приняты тарифы оплаты труда охранника и т.п., для набора кадров проще использовать систему Outplacement (аутплейсмент) как вид консалтинговых услуг, оказываемых кадровыми и рекрутинговыми агентствами. Он включает сопровождение, ориентацию на рынке труда, психологическую поддержку и, в конечном итоге, трудоустройство сокращенного в результате реструктуризации или каких-либо других организационных изменений работника. Метод «аутплейсмент» – это консультации попадающих под увольнение сотрудников, проводимые внешними консультантами. При этом преследуют две цели:

- оказание помощи увольняемому сотруднику;

- упрощение и облегчение процедуры увольнения.

Участие в процедуре расторжения трудового договора независимой третьей стороны позволяет снять напряженность и найти компромиссное решение.

При такой системе трудовых отношений компании с работником предприятие берет на себя определенные обязательства в случае сокращения или увольнения трудоустроить сотрудника в другую компанию.

Для внедрения этой системы необходимо создать единую базу данных, содержащую в себе информацию о вакансиях на объектах и условиях работы на них. Кроме того, необходимо создать базу данных, содержащую информацию об охранниках, скомпрометировавших себя в процессе работы и уволенных за нарушение трудовой дисциплины. Это позволит снизить затраты при подборе персонала и минимизировать ошибки при приеме на работу.

Также следует обобщить накопленный опыт преподавания в негосударственных образовательных учреждениях, подготовить анализ нормативно-правовой базы для создания единой образовательной программы для будущей высшей школы «Академия охраны», которая будет готовить специалистов высшего и среднего звена для негосударственного сектора безопасности. Подготовка кадров должна производиться на разных уровнях с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Всегда будет востребована подготовка и переподготовка личного состава ЧОПа. А в этом случае уровень подготовки в большой степени зависит от преподавательского состава.

Например, на базе профсоюза НСБ силами бывших сотрудников различных силовых подразделений была открыта профессиональная школа «Тренинговый клуб телохранителей» (ТКТ) по подготовке и повышению квалификации сотрудников негосударственных структур безопасности. Профессионалы в своем деле передают накопленный опыт, свои знания и умения слушателям Клуба. Методика преподавания значительно отличается от общепринятого подхода к обучающему процессу.

Кадровое агентство «ЭКА» – одно из подразделений МООПО «ЭЛИТА» – входит как коллективный член в профсоюз НСБ. Являясь связующим звеном между работодателем и соискателем, кадровое агентство помогает членам профсоюза в трудоустройстве, соблюдая и защищая их интересы. Организации, занимающиеся охранной деятельностью, могут уменьшить дефицит кадров, взаимодействуя с КА «ЭКА».

Как в любом кадровом агентстве, основное направление – это подбор кадров по заявкам организаций (мы работаем с более чем 230 охранными предприятиями). Также предлагается подбор квалифицированных кадров для конкретных заказчиков. Здесь мы стараемся трудоустроить в первую очередь неработающих сотрудников из обслуживаемых нами организаций через наше агентство. Эта услуга не является платной для членов профсоюза НСБ и членов МООПО «Элита».

Как кадровое агентство «ЭКА» помогает ЧОПам в подборе кадров?

В первую очередь собирается полная информация для предоставления заказчику, а именно:

– характеристики с последних двух мест работы на бланках предприятий за подписью руководства, заверенные печатью;

– получение персонифицированной информации по нанимаемым гражданам и лицам, представляющим оперативный интерес, через Главный информационный центр и Закрытый информационный центр в том числе;

– внутренняя проверка нанимаемого сотрудника, а именно: аттестация на профессиональную пригодность по специальной физической, стрелковой, тактико-технической подготовке, на знание медицинских и правовых аспектов охранной деятельности;

– прохождение собеседования с профессиональным психологом с использованием полиграфа. По результатам собеседования составляются психологическая характеристика и портрет проверяемого кандидата как результат специального психологического обследования, содержащего окончательные выводы и описание проведенного собеседования;

– комплектуется полный пакет документов для кадровой службы предприятия и руководящего состава, для которой ведется подбор кандидата;

– заключается договор, в рамках которого КА «ЭКА» несет ответственность за подбор и подготовку нанимаемого сотрудника охраны.

На сайте компании «ЭКА» размещен реестр сотрудников негосударственных структур безопасности, который облегчает подбор кадров. Кадровым службам НСБ приходится постоянно решать вопросы по подбору персонала для предприятий с особыми уставными задачами.

Наряду с повышенными требованиями к профессиональной подготовке, позволяющими проходить ежегодную сдачу зачета на знание нормативно-правовых актов ЧОД, очень важно знать и уметь правомерно применять служебное огнестрельное оружие и спецсредства. Очень важен имеющийся опыт работы, личные качества претендента.

И, конечно, для кадровых служб большое значение при подборе персонала имеет достоверная информация, как кандидат относится к своим служебным обязанностям, были ли случаи нарушения трудовой дисциплины и причины (основания) увольнения с предыдущих мест работы.

Известно, что не всегда увольнение работника по инициативе работодателя (в рамках трудового законодательства) оформляется должным образом. Например, записано, что увольнение произошло по обоюдному согласию сторон на основании ст.80 Трудового кодекса, а в трудовой книжке записано, что «по собственному желанию», хотя истинные причины увольнения имеют совсем другие основания.

Наиболее часто встречаются следующие основания (причины) увольнения работника НСБ по инициативе работодателя:

– нахождение на работе в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения;

– отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 часов подряд в течение рабочего дня (уход с поста, прогул);

– неоднократное неисполнение работником трудовых обязанностей без уважительных причин и т.д.

Существующая практика предполагает, что при проверке и подборе кандидата на вакансию руководствуются записями в трудовой книжке и анкетными данными, а также рекомендациями с последнего места работы. Кандидат не всегда откровенен перед работодателем, нередко скрывает информацию о своей предыдущей трудовой деятельности (сознательно теряет трудовую книжку, «не помнит» названия ЧОПа, скрывает истинные причины ухода и др.). К данной категории работников, как правило, требуется повышенное внимание не только при трудоустройстве, но и во время их трудовой деятельности.

КА «ЭКА» разрабатывает программу (банк данных - БД), которую планируется разместить на специальном сайте в Интернете, что позволит кадровым службам охранных структур (работодателям) оперативно получать информацию для проверки кандидатов.

Каждое предприятие НСБ, участвующее в этой программе, получает персональное имя и пароль доступа для авторизации. Указав эти параметры и набрав фамилию, имя, отчество кандидата, представитель кадровой службы НСБ сможет узнать, есть ли такой сотрудник в банке данных, и получить краткую информацию о нем (информация в БД размещается только с письменного разрешения сотрудника НСБ). Если искомый кандидат находится в БД, то по нему становится доступна (только после авторизации) следующая информация:

- ФИО кандидата, год и месяц рождения;

- номер кода;

- даты приема и увольнения;

- название организаций (предыдущих мест работы);

- адреса и телефоны организаций;

- контактное лицо организации, которое при необходимости может дать более подробную информацию об интересующем кандидате.

При этом номер кода соответствует определенной статье Трудового кодекса. Например:

Код 099 – дисциплинированный, добросовестный работник, профессионально подготовленный (примечание: применяется в качестве поощрения, при наличии рекомендательного письма).

Код 001 – несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе по следующим причинам:

а) состояние здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации.

Код 002 – неоднократное неисполнение работником трудовых обязанностей без уважительных причин, имеется дисциплинарное взыскание.

Код 003 – прогул, уход с поста (отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня).

Код 004 – нахождение на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Код 005 – разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Код 006 – совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества путем растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий.

Код 007 – совершение действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Код 907 – совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Код 108 – однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей.

Код 139 – предоставление работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора и т.д.

Расшифровка кода будет известна только пользователям программы (и не будет размещаться в Интернете). Таким образом, данная программа (БД) позволяет пользователю, имеющему к ней доступ:

– самостоятельно дополнять базу данных;

– получать информацию по одному сотруднику сразу из нескольких организаций-участников с указанием того, где указанные нарушения имели место;

– присваивать код (кодировать информацию) исходя из личностных качеств, особенностей психики, привычек, поведения и др., на которые необходимо обратить внимание. Документальным подтверждением этого, например, могут быть служебная характеристика, рекомендация и т.д.

Расширение БД происходит автоматически при увеличении числа пользователей.

Размещение информации в БД происходит после обязательного повторного подтверждения от организации - участника проекта.

Условия участия организаций в проекте

Организация, желающая принять участие в проекте, оформляет договор и анкету участника проекта. После подписания договора и заполнения анкеты организациям-участникам предоставляется персональный пароль для авторизации доступа к программе на сайте, а также расшифровка цифрового кода.

Примерный перечень обязательных условий участника проекта

Работодатель обязуется письменно довести до работника (при трудоустройстве и в процессе работы) условие, что первый вправе во время действия трудового договора с работником, а также по окончании срока его действия предоставлять руководителям заинтересованных охранных предприятий документально подтвержденные сведения о работнике, связанные с исполнением последним своих обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором и инструкциями работодателя, правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Соблюдение этих условий и письменное согласие работника обязательно. Данный пункт можно включить в раздел «Особые условия» в трудовом договоре или оформить отдельным заявлением (соглашением) с каждым работником.

При совершении работником грубого проступка при исполнении своих служебных обязанностей, повлекшего за собой его увольнение, работодатель вправе предоставлять информацию заинтересованным лицам лишь на основании документально зафиксированного и подтвержденного факта проступка (рапорт, служебное расследование).

Ответственность за предоставленную для размещения в БД информацию несет работодатель.

Для пользователей предусмотрена обязательная абонентская плата.

Информация об участниках проекта и база данных является конфиденциальной.

Предлагаемая программа позволит сделать рынок труда в сфере негосударственной безопасности более цивилизованным, что в конечном счете приведет к повышению качества услуг.

Кадровое агентство «ЭКА» готово к открытому обсуждению предложенного проекта.

С этим и другими материалами подробно вы можете ознакомиться в журнале "Охранная деятельность" № 8, который скоро выйдет из печати.