В редакцию журнала «Охранная деятельность» обратились руководители одного из регионов Центрального округа, которые просили дать правовую оценку письму-разъяснению, полученному ими от руководителя подразделения Лицензионно-разрешительной работы области.

Приводим текст письма в оригинале:

Проводимые органами внутренних дел проверки частных охранных структур показывают, что в ряде ЧОП продолжается порочная практика приема на работу и дальнейшего трудового использования лиц, не имеющих правового статуса частного охранника.

   При этом руководители ЧОП объясняют данные нарушения требований законодательства различными причинами, как, например, стажировкой с последующим получением удостоверения и т.п.

   В этой связи разъясняю, что с июня 2006 года удостоверения частного охранника выдаются гражданам, а не персоналу ЧОП, как было ранее, и использование предприятиями при исполнении договорных обязательств по оказанию охранных услуг сотрудников, не имеющих соответствующего статуса, является прямым нарушением требований ч.5 ст.3 и ч. ст.11.1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской федераций», а также иных подзаконных и нормативных актов, регулирующих данную деятельность.

   За таковые нарушения уже в текущем году к административной ответственности привлечены ряд сотрудников, руководителей и юридических лиц, однако недостатки продолжают иметь место.

   С учетом изложенного, предупреждаю, что оказание охранных услуг работниками без удостоверения частного охранника расценивается как нарушение лицензионных требований и условий и, тем самым, содержит в себе состав административного правонарушения предусмотренного ч.4 ст.20.1б (для охранников и руководителей ЧОП) и ч.3 и 4 ст.14.1. КоАП РФ (для юридического лица).

   Направляю для использования в деятельности.

Учитывая, что действующая редакция ст.11.1 «Правовой статус частного охранника»

(введена Федеральным законом от 06.06.2005г. №59-ФЗ), определяет что «Частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Федеральным законом. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными настоящим Федеральным законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

При этом приказ МВД РФ от 19.06.2006г. №447 в приложении 1 определяет, что «Выдача, продление срока действия, переоформление, а также принятие мер по аннулированию удостоверения частного охранника осуществляется уполномоченным органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Сегодня нет нормативно-правовых актов, определяющих порядок выдачи и форму удостоверения. Следовательно, отсутствуют правовые основы считать частным охранником любого человека, получившего или претендующего на право получения удостоверения, так как он не работает по трудовому договору с охранной организацией, а следовательно не имеет правового статуса частного охранника.

Получается замкнутый круг, так как органы ЛРР требуют от кандидата подтверждения трудовых отношений с ЧОПом, а иногда более того – нотариально заверенную лицензию на ЧОД, а охранная организация не может принять кандидата, так как у него нет удостоверения.

Обращаемся к руководителям ДООП МВД России с просьбой разъяснить данную позицию, одновременно просим ответить на вопрос: является удостоверение личности частного охранника лицензией и как могут быть применены к нему санкции, определяемые ч.4 ст.20.1б Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

Полученные ответы будут опубликованы на страницах портала.