Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 132 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225» Внесены изменения в правила ведения и хранения трудовых книжек.

По большей части изменения носят технический характер.

В всех пунктах слово «организация» заменено на слово «работодатель».

Уточнено, что работодатель по письменному заявлению работника обязан выдать работнику копию трудовой книжки или заверенную выписку из нее не позднее трех рабочих дней. В старой редакции отсутствовало указание на рабочие дни.

Предусмотрена обязанность работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами.

Если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена индивидуальным предпринимателем, который впоследствии прекратил свою деятельность, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.

Трудовые книжки, не полученные работниками при увольнении, хранятся до востребования у работодателя в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством об архивном деле.

Примечание редакции: раньше невостребованную книжку нужно было хранить 52 года, причем два года вместе с книжками действующих сотрудников, а затем обязательно сдать в архив (т.е. если при проверке вместе с остальными обнаруживалась трудовая книжка сотрудника, который уволен более 2 лет назад, это грозило штрафом). Сейчас нужно хранить только 50 лет и не важно, как и где).

Комментарии;

Трудовая книжка - это основной документ о трудовой деятельности работника. Поэтому очень важно, чтобы частное охранное предприятие правильно организовала работу с трудовыми книжками - от закупки чистых бланков до выдачи документа уволившемуся сотруднику.

В трудовой книжке в хронологическом порядке отражена вся трудовая биография человека - его профессиональный и служебный рост, отношение к работе, причины увольнения. Кроме того, это основной документ для расчета трудового и страхового стажа человека.
Трудовая книжка - это обязательный кадровый документ. Он прямо предусмотрен Трудовым кодексом РФ. Ее предоставляет работник при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).

Трудовой книжки у человека, которого принимают на работу, может не быть в следующих случаях:
- он поступает на работу и заключает трудовой договор впервые;
- он поступает на работу на условиях совместительства;
- его трудовая книжка потеряна или повреждена.
На человека, поступающего на работу впервые, трудовую книжку нужно оформить не позднее пяти дней с момента его приема на работу при условии, что эта работа является для работника основной (ст. 66 ТК РФ).

Форма трудовой книжки, правила ведения и хранения трудовых книжек, утверждены постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках". А Инструкция по заполнению этого документа утверждена постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69.
Работодатель обязан постоянно иметь в своем распоряжении чистые бланки этого документа и вкладышей в него (п. 44 правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Но ни в коем случае нельзя приобретать их с рук у случайных людей . рискуете заплатить деньги за фальшивку.

Бланки трудовых книжек и вкладышей к ним - это защищенная полиграфическая продукция. Поэтому печатать их разрешено только типографиям объединения "Гознак" Минфина России. А распространять их могут и другие организации (предприниматели), но строго по договорам с "Гознаком", и отвечающие его требованиям о возможности работы с защищенной полиграфической продукцией (п. 3 Порядка обеспечения работодателей бланками трудовой книжки, утвержденного приказом Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 117н "О трудовых книжках").

Порядок хранения и учета трудовых книжек прописан в постановлении Правительства от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках». Стоит отметить, что есть два вида их учета: бухгалтерский и кадровый. В первом случае речь идет об отражении покупки бланков документов и их списании, которое происходит в случае выдачи книжек сотрудникам или их порчи.

Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее - это документы строгой отчетности, и хранить их нужно в сейфе. Для их учета каждая организация обязана вести приходно- расходную книгу по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее (п. 40 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Ее форма утверждена постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69.
Эту книгу ведет бухгалтерия компании. Записи в нее вносят сразу после получения бланков от распространителя. Сотрудник, ответственный за ведение трудовых книжек в компании (как правило . кадровик), по заявке получает необходимое количество бланков (п. 42 правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). А в конце месяца он обязан отчитаться перед бухгалтерией о том, сколько бланков получено, сколько израсходовано. Обязательно нужно указывать их серии и номера, а также и стоимость.

Пунктом 47 (Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225) предусмотрено, что сотрудник должен оплатить предоставленную ему трудовую книжку, причем в размере, равном расходам работодателя на ее приобретение. Кстати, применять ККТ в этом случае не нужно. Объясняется это тем, что организация, по сути, не продает бланк, а возмещает собственные траты. Подобное утверждение содержится в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 2007 г. № А56-44214/2006.
Следует иметь в виду, что если фирма захочет заняться благотворительностью и подарить книжку, то она не сможет уменьшить «прибыльную» базу на затраты по ее приобретению. Ведь согласно пункту 16 статьи 270 Налогового кодекса расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества с этой целью не учитываются.

Вновь принятый сотрудник должен оплатить саму трудовую книжку; а сотрудник, у которого закончились все страницы раздела "Сведения о работе" - заплатить за вкладыш.
Есть случаи, когда чистые бланки трудовых книжек предоставляют сотрудникам бесплатно: если трудовые книжки массово повреждены в результате чрезвычайного происшествия (пожар, наводнение, беспорядки и др.) (п. 34 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Или если бланк испорчен не по вине работника (например, сотрудником кадровой службы при заполнении) (п. 48 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225).
Испорченные бланки трудовых книжек и вкладышей к ним списывают по акту.

Трудовая книжка - это личный документ сотрудника. Однако хранить его должен отдел кадров предприятия, где человек работает. Кадровики ведут книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (п. 40 Правил ведения трудовых книжек, утвержденных постановлением № 225). Ее форма также утверждена постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 69.
Заметим: если при проверке трудовая инспекция обнаружит отсутствие трудовой книжки на какого - либо постоянного работника, организацию могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства по статье 5.27 КоАП РФ.
Наказание по этой статье может грозить и в случае отсутствия приходно - расходной книги (для чистых бланков) или книги учета движения трудовых книжек (для действующих книжек), или ошибки в их оформлении.

За нарушение трудового законодательства организацию могут оштрафовать на сумму от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или приостановить ее деятельность на срок до девяноста суток. Кроме того, статья 5.27 КоАП РФ предусматривает санкции и для должностных лиц компании.

Выдавать трудовую книжку работнику можно только при его увольнении (под расписку в книге учета движения трудовых книжек). Делают это в день вынесения приказа об увольнении.
В остальных случаях (например, сотруднику требуется оформить загранпаспорт) выдают лишь копию трудовой или выписку из нее. Сделать это отдел кадров обязан в течение трех дней, получив письменное заявление работника (п. 7 постановления № 225).