НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

09 ноября, 2016 | Евгений Сатановский

Нешёлковый путь Пакистана (1250)
ПакистанИндиявоенные действия

Пакистан – стратегический противник Индии, сосед Ирана и Афганистана, партнер Китая и монархий Персидского залива – государство с высоким уровнем внутренней нестабильности и значительным – внешних угроз. Напряженность в отношениях с Индией возросла до такой степени, когда эксперты обсуждают возможность обмена ядерными ударами. Возрастают внутренние вызовы режиму и противостояние между военными и гражданскими властями.

Рассмотрим ситуацию в Пакистане и вокруг него, опираясь на работы Н. А. Замараевой, С. Н. Каменева, Д. А. Карпова, Т. Л. Шаумян, подготовленные для ИБВ.

Афганская надбавка

Террористические атаки исламистов на кадетское училище и полицейские участки в «зоне племен», ответственность за которые взял афганский филиал запрещенного в России ИГ, и критика премьер-министром Н. Шарифом высшего военного командования как элемент борьбы за кандидатуру будущего начальника штаба сухопутных войск (ротация на этом посту должна пройти в ноябре) не упрощают ситуации. Армия потеряла контроль над афганским «Талибаном», отдельные отряды которого переориентировались на Доху и Тегеран. При этом американская помощь сокращается, ослабляя позиции военных в стране и их способность удерживать ситуацию под контролем.

В период советского присутствия в Афганистане прямая военная поддержка США Пакистану составлял около 3,5 миллиарда долларов не считая траншей различных фондов. После вывода советских войск и теракта 11 сентября объем помощи сократился, но оставался на уровне двух миллиардов долларов с 2002 по 2010 год. Три четверти этой суммы шли на оборону и безопасность. Затем прямая американская военная помощь сократилась до миллиарда долларов в год. Недостаток финансирования привел к неспособности пакистанских военных обеспечить безопасность инвестиций в глобальный экономический проект «Новый шелковый путь».

В этом основная претензия политического руководства Пакистана к армейской верхушке, что ставит на повестку дня реформу ВС и спецслужб, а также трансформацию системы безопасности. Военные оправдываются тем, что контроль над террористическими группами привел к снижению на 40 процентов числа жертв при совершении терактов по сравнению с 2014 годом. Правительство указывает на неспособность военных изменить ситуацию (с 2001-го в Пакистане погибли в результате терактов более 40 тысяч человек), что негативно влияет на привлечение иностранных инвестиций в экономику и требует изменения традиционного потворствования армии террористам, чтобы те не действовали на территории страны. Вашингтон ставит на ускорение этих реформ, увязывая поддержку именно с реформированием силового блока Пакистана.

Гражданские силы

Характерным проявлением внутриполитической нестабильности в Пакистане стал марш протеста на Исламабад с требованием отставки премьер-министра Миан Мухаммада Наваз Шарифа, организовала который правящая в провинции Хайбер-Пахтунхва Партия справедливости (ПС). Очередной скандал вокруг него разразился этой весной после появления в СМИ информации о «панамских документах»: финансовых активах в офшорных банках взрослых детей премьер-министра. Информация о счетах в офшорах касалась и других ведущих политиков страны, но оппозиция требовала начать расследование именно с семьи Шарифа.

Массовые марши протеста – традиционный для Пакистана метод выражения недовольства действиями правящей администрации и механизм давления на нее. Сценарий 2016 года повторяет события лета-осени 2014-го, когда протестующие разбили лагерь в Красной зоне федеральной столицы и в ходе сидячей забастовки более четырех месяцев требовали отставки главы кабмина, пока декабрьский теракт не объединил политических противников в борьбе с терроризмом. Однако ситуация изменилась.

Во-первых, значительно расширилась социальная база протестующих. В их рядах не только сторонники ПС, но и руководство Хайбер-Пахтунхва во главе с главным министром провинции Первезом Хаттаком. Во-вторых, требование прояснить появление «панамских документов» исходило одновременно от военного истеблишмента и политической оппозиции. В апреле 2016-го начштаба сухопутных войск генерал Р. Шариф потребовал от премьер-министра объяснить происхождение финансовых счетов в офшорных банках. На ситуацию влияет и временной фактор. Следом за президентскими выборами в США 28 ноября истекают полномочия начальника штаба сухопутных войск генерала Шарифа.

Отношения премьер-министра с армией, кроме начального периода его политической карьеры в 80-х, крайне напряженные. Назначая в ноябре 2013-го генерала Р. Шарифа командующим СВ (традиционно основным родом войск в армии Пакистана), Н. Шариф в течение третьего срока премьерских полномочий хотел установить контроль над вооруженными силами и подчинить себе генеральский корпус по примеру Эрдогана и его Партии справедливости и развития. Но возникли разногласия по афганскому и индийскому вопросам, стратегии и тактике антитеррористической кампании в Пакистане, а также Национальному плану действий.

Перелом в военно-гражданских отношениях в пользу усиления влияния генералитета произошел в январе 2015-го в связи с принятием 21-й поправки к конституции, согласно которой были учреждены военные суды с юрисдикцией, равной общегражданским. По подозрению к причастности к терактам трибуналы могут производить аресты и готовить материалы для разбирательства. Смертные приговоры по решению военных судов подписывает генерал Р. Шариф.

В 2015 году в рамках антитеррористической кампании военные ввели подразделения в города, в том числе в Карачи. Этот мегаполис постоянно сотрясают столкновения на этнической, религиозной или криминальной почве. Однако ввод войск в Панджаб, родную провинцию клана Шарифов, без информирования местных властей и главного министра провинции Шахбаза Шарифа, брата премьера, был расценен как нарушение 245-й статьи конституции. Хотя тогда братья Шарифы промолчали, поскольку успехи военных в антитеррористической кампании в зоне пуштунских племен и в городах в 2014–2016 годах были благосклонно приняты населением страны.

Обострились отношения между премьером и Р. Шарифом в марте-апреле 2015-го, когда в ответ на заявление генерала о поддержке военной кампании КСА в Йемене представители обеих палат парламента Пакистана отказались направить туда войска. Кашмирский кризис, усиление противостояния с Индией, вооруженные столкновения на линии контроля, трансграничные атаки террористов и политическая изоляция Исламабада – обвинения, которые были предъявлены гражданскими властями генералитету, как и претензии за жесткое силовое подавление исламистов, действовавших в Панджабе.

По неписаной традиции в Пакистане преемник начальника штаба СВ назначается за месяц до истечения срока полномочий предшественника, то есть 28 октября. Между тем официального заявления о назначении не последовало, равно как и о продлении срока полномочий действующего начальника штаба. Кризис нарастает. СМИ пишут о том, что Партия справедливости, возглавляемая Имран Ханом, стала гражданским инструментом военной элиты в ее противостоянии с правящей Пакистанской мусульманской лигой (Наваз).

Протестующие могут блокировать столицу. Чтобы избежать этого, федеральные власти поставили морские контейнеры на автомагистралях, перекрывая транспортные потоки и проход демонстрантов в Исламабад. Свои действия объясняют тем, что политика насилия, конфронтации и агитации их политических оппонентов наносит урон экономике и формирует отрицательный имидж для инвесторов. Так, в результате сидячей забастовки 2014 года в столице Пакистан понес экономические потери, в том числе было отложено подписание важных инвестиционных проектов. В ноябре центральные власти приняли решение не допустить повторения подобного в Исламабаде. При этом первой победой Имран Хан считает начало работы комиссии Верховного суда по расследованию «панамских документов».

Премьер-министр теоретически мог бы пойти на компромисс и урегулировать отношения с политической оппозицией и генералитетом, но главное для него – сохранить пост главы федерального правительства. На карту поставлена не только его личная карьера, но и судьба его политической партии – ПМЛ-Н на будущих парламентских и президентских выборах 2018 года. Краткосрочная цель Н. Шарифа – отработать положенные по конституции пять лет. Досрочная отставка или насильственное отстранение от власти ударит по имиджу его партии, которая в третий раз распишется в неспособности вести страну по демократическому пути, в отличие от политического оппонента – Пакистанской народной партии под руководством Бхутто/Зардари.

Течение времени

В сентябре-октябре обострились отношения Индии и Пакистана. Конфликтная ситуация разворачивались при подготовке к очередному саммиту в Исламабаде руководителей восьми стран – членов СААРК (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри Ланка, Афганистан, Мальдивы) на фоне проходившего в Гоа 8-го форума стран БРИКС. В ответ на пресечение индийской полицией в Кашмире в июле-августе протестов населения (погибли около 100 человек, несколько сот были ранены) пакистанские боевики проникли в этот штат и убили 19 военных. В январе 2016-го прошло аналогичное нападение на авиабазу «Патханкот» (в Панджабе).

Выступая на саммите в Гоа за закрытыми дверями, премьер Нарендра Моди обвинил Пакистан в господдержке терроризма, подчеркнув, что его база – это страна, расположенная рядом с Индией. Позднее Моди объявил об отказе участвовать в саммите СААРК, намеченном на 9–10 ноября в Исламабаде (к Индии присоединились Афганистан, Бангладеш, Бутан и Шри Ланка), что вынудило Пакистан отложить мероприятие и поставило под сомнение дееспособность этой региональной организации.

Обострение индо-пакистанских отношений нанесло удар по утверждениям лидеров пропакистанского лобби в Индии и проиндийского в Пакистане, что политическое противостояние не может разрушить нарастающее экономическое сотрудничество стран. Двусторонняя торговля свыше пяти лет колеблется в пределах 2,7 миллиарда долларов в год (контрабандная торговля, которую CМИ обеих стран именуют неформальной, превышает, по оценкам МВД Индии и Пакистана, пять миллиардов).

Моди объявил, что Дели может пересмотреть Договор о водоразделе Инда от 1960 года, регулирующий сток для орошения сельскохозяйственных площадей в Индии и Пакистане. Речь идет о восточных реках (Рави, Беас, Сатледж), контролируемых Индией в соответствии с Договором о водоразделе, и осуществлении энергопроектов в индийском Кашмире, что уменьшит поступление воды в Пакистан. Реализация этой угрозы может привести к катастрофическим последствиям для его сельского хозяйства и голоду в стране. Декларация индийского руководства вызвала крайне негативную реакцию в Пакистане и за его пределами. Китай в ответ объявил о возможности уменьшить водосток Брахмапутры, что отрицательно отразится на аграрной сфере северо-восточных штатов Индии. Дели вряд ли пойдет на этот шаг, поскольку может оказаться в международной изоляции.

Сотрудники Университета ООН в докладе о негативном воздействии изменения климата на водные ресурсы Инда (опубликован в минувшем октябре) отметили возможность дальнейшего обострения отношений между Дели и Исламабадом за обладание бoльшим объемом воды, нежели определено договором 1960 года. Они подчеркнули опасность такого противостояния. Следует отметить в этой связи вызывающие тревогу намерения как Дели, так и Исламабада наращивать число ядерных боеголовок, которых Стокгольмский международный институт исследований проблем мира (СИПРИ) насчитывает 100–120 единиц.

Пакистан явно не предпринимает достаточных мер по предотвращению проникновения боевиков с его территории через линию контроля в индийский Кашмир, хотя его успехи в операции «Зарб-е-Азб» против исламистов в северо-западной части страны очевидны. При этом у экспертов вызывает недоумение, как шесть боевиков «Джаиш-е-Мухаммад» смогли прорваться в январе 2016-го на индийскую авиабазу в Патханкоте, расположенную в 20 километрах от государственной границы.

По мнению экспертов ИБВ, вряд ли можно ожидать дальнейшую эскалацию возникшего конфликта. Скорее всего он будет постепенно ослабляться и отношения Индии и Пакистана вернутся к обычному состоянию напряженности вдоль линии фактического контроля. Оба государства продолжат развивать отношения с новыми партнерами: Индия с США, а Пакистан с Россией. Исламабад будет активно стремиться к широкомасштабному расширению экономических и политических связей с Пекином, в первую очередь расширяя китайско-пакистанский экономический коридор в рамках «Нового шелкового пути».

Это не означает сворачивания американо-пакистанских отношений или охлаждения интереса Индии к России. Важным фактором будут военные связи и заинтересованность Дели в модернизации советского/российского вооружения, закупавшегося на протяжении десятилетий, а также в расширении использования атомной энергии. Точно так же готовность КНР развивать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество с Индией может поставить вопрос о пределе, до которого может дойти в случае необходимости Пекин ради поддержки Исламабада. Союзнические отношения с КНР не спасли страну от распада на Пакистан и Бангладеш в 1971-м.

Состоявшийся в октябре телефонный разговор советников премьер-министров Пакистана и Индии по национальной безопасности свидетельствует о том, что стороны осознают необходимость искать пути ослабления напряженности в отношениях. Вместе с тем пока не решится вопрос о принадлежности Кашмира, конфликт будет регулярно полыхать и нормализация отношений не станет необратимой.

Теоретически есть варианты решения этой проблемы, но ни один из них в реальной жизни не может быть реализован. Самым простым было бы превращение линии контроля в госграницу между Индией и Пакистаном, однако обе страны претендуют на весь Кашмир. Второй вариант связан с проведением референдума в Кашмире, чтобы решение о национальной принадлежности приняло его население. Против этого выступает Индия, поскольку население скорее всего выберет Пакистан. Третий вариант – чисто гипотетическая возможность образования самостоятельного независимого государства на месте индийской и пакистанской частей Кашмира, о чем в 1991 году заявил «Фронт освобождения Джамму и Кашмира». Но едва ли соседние страны согласятся с тем, что у их границ будет существовать небольшое нестабильное мусульманское государство, часть населения которого склонна к экстремизму.

На конфликт Пакистана и Индии накладывает отпечаток нарастающее соперничество этих стран за влияние на руководство Афганистана. Учитывая постоянную напряженность в пакистано-афганских отношениях, Кабул пытается заручиться поддержкой Дели в решении своих политико-экономических проблем. Нельзя забывать и о расширении китайско-пакистанского сотрудничества по проекту «Новый шелковый путь». Здесь на первом месте стоит расширение и модернизация глубоководного порта Гвадар с обеспечением его всей необходимой инфраструктурой. Со временем он может превратиться в военно-морскую базу Китая. Это вызывает серьезную озабоченность индийского руководства, которое стало прикладывать усилия к сотрудничеству с Тегераном для расширения порта Чахбахар в обмен на поставки иранского газа.

Ситуация с внутриполитическим противостоянием в Пакистане и конфликтами на его границах не оставляет сомнения в том, что страна еще долгое время будет очагом нестабильности мирового масштаба. Автор не исключает, что в среднесрочной перспективе она распадется на отдельные враждующие между собой анклавы, благо, сепаратизм населения и местных элит был характерен для всей ее истории и никуда не делся сейчас. Страну в единых границах на протяжении десятилетий удерживает только противостояние с Индией и армия как гарант выживания Пакистана в этом противостоянии. Ее ослабление и попытки режима (в настоящий момент во главе с Н. Шарифом) поставить под контроль генералитет чреваты непредсказуемыми последствиями.

Коррумпированность гражданских властей для Пакистана так характерна, что обвинения в адрес армейского руководства в избыточном влиянии на экономику, которая во всех без исключения государствах Азии, Африки и Латинской Америки в период правления военных контролировалась и контролируется кланами, тесно связанными с генералитетом, а также в давлении на демократические институты представляются малообоснованными. Все эти институты в Пакистане были и остаются инструментом не гражданского контроля над властью, а передела полномочий в интересах полуфеодальных кланов. Не случайно пакистанские партии так тесно привязаны к личности лидеров или их наследников, как и положено в «республиканской монархии».

Евгений Сатановский

Источник: Новостной фронт


Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Матрица угроз
04 ноября, 2016 | Петр Акопов
Матрица угроз | Путин предрек маргинализацию наднациональной элиты Путин предрек маргинализацию наднациональной элиты (1558)
Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай» запомнится прежде всего жестким обличением мировой наднациональной элиты. Президенту России, которому участники заседания льстили в лицо, называя его самым могущественным человеком мира, действ ...
 
 
Обзоры
17 февраля, 2016 | Боевое Братство
Обзоры | Дмитрий Саблин: Русские могут отступать, но потом идут до победы Дмитрий Саблин: Русские могут отступать, но потом идут до победы (3750)
Украинская власть лишила его звания «Почётный гражданин Мариуполя», дети Донбасса благодарят за Новый год, как Деда Мороза, а сирийские сироты посвятили песню. Один из руководителей ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО», член Совета Федерации, член КС НСБ России Дм ...
 
 
Конфликты
23 июля, 2012 | Александр САМСОНОВ
Конфликты | Азиатский фронт. Часть первая Азиатский фронт. Часть первая (10164)
Надо отметить, что хозяева Запада, видимо, готовы к ограниченному применению ядерного оружия в регионе от Пакистана до Китая. Запад закрыл глаза на появление ядерного оружия у Индии и Пакистана. Когда Москва передумала помогать Китаю в создании ЯО, П ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


В период с 17 по 20 октября 2017 года в Москве (ВДНХ, павильон№ 75) пройдет Форум негосударственной ...
Член Общественной палаты России Артем Кирьянов напомнил, что «Палата готовит доклад о развитии гражд ...
Станислав Карпач, редактор "Момент истины", координатор Медиасовета КС НСБ РФ, подчеркнул, что для п ...
Координатор Медиасовета КС НСБ России Павел Сорокин рассказал, что структура развивает систему монит ...
22 июня 2017 состоялось знаковое событие: встреча журналистов, специализирующихся на расследованиях ...
22 июня 2017г. Ассоциация предприятий технических средств безопасности приняла участие в медиа-завтр ...
Методы частного сыска
В России в скором времени могут легализовать профессию телохранителя и знач ...
РЕЗОЛЮЦИЯ
XV Гражданского форума Ярославской области
г.Ярославль 20 июня 2017 года
В целях выполн ...
В последнее время из новостных сообщений не сходит информация о неправомерном применении гражданами ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100