НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

25 мая, 2017 | Андрей НЕЧАЕВ

Оцифруют всех! (4423)
персональные данныезащитаединая база

Представим себе хорошо знакомые многим нашим согражданам ситуации.

 

К примеру, пассажир автобуса предъявляет контролеру временную социальную карту; контролер просит пассажира показать паспорт для сличения данных с указанными в социальной карте и знакомится с ними; одновременно с этим персональный видеорегистратор контролера записывает изображение этого пассажира. Потом пассажир покидает салон автобуса и через пять минут забывает про то, что изображение его лица зафиксировано на каком-то цифровом носителе, а паспортные данные, не исключено, запомнил контролер.

 

Еще пример. Допустим, приходит человек в больницу навестить родственника. Все, как положено: приходит в установленные часы, на входе предъявляет паспорт сотруднику частной охраны, охранник старательно переписывает в журнал регистрации посетителей фамилию, имя, отчество, прочие паспортные данные посетителя, критическим взглядом окидывает гостя на предмет его адекватности в целом, и тот спешит к больному в палату. Вроде ничего необычного. Охранник четко выполняет свои служебные обязанности, понимая душевную боль посетителя и его переживания за больного родственника, старается быть предельно корректным и вежливым, не утрачивая при этом бдительность и концентрацию внимания. И так смена за сменой. Постепенно заполняется именами и фамилиями журнал регистрации посетителей медицинского учреждения, и больной уже выписался, и посетитель давно забыл о том, что его персональные данные были зафиксированы в какой-то прошитой и пронумерованной книжице.

 

А вот что именно с этими персональными данными происходит дальше, и кто и как ими может воспользоваться, вряд ли задумывается большинство из нас.

 

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» к персональным данным следует отнести любую информацию, связанную прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу, именуемому также субъектом персональных данных.

 

Если понимать понятие «персональные данные» буквально, то к ним можно легко отнести достаточно обширную область информации. К сожалению, законом не определены четкие границы этой области. В нем нет ясности, какие именно данные относятся к персональным, какие - нет.

 

Как правило, в текстах юридических материалов приводятся следующие примеры персональных данных, подтвержденные различными правоприменительными документами. В их числе можно назвать паспортные данные, указанные в трудовом договоре данные работника, адреса места жительства индивидуальных предпринимателей, сведения о доходах должностного лица, сведения о пересечении государственной границы и другие. Эти и подобные позиции, позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо, еще принято называть идентификаторами. К ним также могут быть отнесены номер и серия паспорта, биометрические данные, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, реквизиты банковского счета, номер банковской карты.

 

Некоторые данные могут совпадать, создавая известные проблемы как самой «персоне», так и органам и лицам, самостоятельно или совместно с другими лицами организующим или осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, и действия совершаемые с персональными данными. Несмотря на этот признанный факт, нижеприведенные данные также принято детерминировать как персональные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место прописки; вместо места прописки здесь может быть упомянута должность или любая иная информация, выделяющая субъекта из уже определенного круга лиц.

 

Главный закон страны – Конституция гарантирует всем россиянам  неприкосновенность частной жизни, сохранение личной и семейной тайны, защиту своих чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Лишь законом допускается ограничение перечисленных достижений демократического общества.

 

С правом на неприкосновенность частной жизни гражданина неизбежно коррелирует процедура автоматизированной обработки его персональных данных. Как раз об автоматизированной обработке персональных данных граждан пойдет речь ниже.

 

С конца прошлого года средства массовой информации активно включились в обсуждение идеи цифровизации российской экономики. Предполагается, что эта деятельность коснется в первую очередь здравоохранения, образования, науки, промышленности, сельского хозяйства, ритейла, транспорта, электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства и рынка финансовых услуг. Мы регулярно слышим о скором внедрении в наше жизненное пространство интернет-медицины, онлайн-обучения, дистанционно управляемых средств пассажирского транспорта, систем «умный дом» и других инноваций.

 

До 1 июня 2017 года Правительство Российской Федерации совместно с Администрацией Президента России должно исполнить поручение главы государства Владимира Путина разработать и утвердить программу «Цифровая экономика». Ожидаемыми результатами внедрения этой программы в среде экспертов считаются  снижение издержек предпринимателей и граждан, обеспечение свободы движения товаров, услуг и капитала, всесторонняя кооперация хозяйствующих субъектов в цифровом пространстве, образование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития интернет-технологий, относительно свободного доступа к информационным массивам и к их обработке, при условии обеспечения прав владельцев данных, а также предпринимательской деятельности и трудовых отношений, связанных с применением информационно-коммуникационных технологий. Одновременно с развитием  программы «Цифровая экономика» необходимо реализовать создание современной безопасной инфраструктуры цифровой экономики, обеспечивающей информационное взаимодействие личности, социально-экономических институтов и государства, устойчивой к внутренним и внешним угрозам. Также по отношению к этой инфраструктуре должны предъявляться высокие требования по обеспечению системного сбора, передачи, хранения и обработки данных с учетом прав и законных интересов их субъектов и владельцев.

 

С этой целью в России в рамках проекта дорожной карты «Обеспечение суверенитета в области информационных технологий и телекоммуникаций» планируется разработать и не позднее 2019 года ввести в действие специализированный сайт по контролю за распространением персональных данных. Появление данного ресурса должно способствовать решению проблемы бесконтрольного сбора персональных данных. Предполагается, что организация и техническая сторона деятельности этого сайта будут находиться в компетенции Роскомнадзора.

 

Используя инструменты, предлагаемые разработчиками единого портала персональных данных, граждане смогут проверить, в чей конкретно адрес они представляли информацию, способную идентифицировать их личность, и одним нажатием кнопки «мыши» запретить ее использование третьими лицами.

 

По словам руководителя созданной в администрации Президента Российской Федерации при помощнике президента Игоре Щеголеве подгруппе «Интернет+суверенитет», президента Фонда информационной демократии Ильи Массуха, «ресурс позволит гражданам следить за согласиями, которые они дали на обработку персональных данных, и отзывать эти согласия».

 

«Типичная история, когда пользователю приходит SMS от банка о том, что можно заказать новую кредитную карточку. И хотя услугами этого банка гражданин уже давно не пользуется, но банк данные продолжает использовать. Теперь гражданин сможет зайти на портал и посмотреть, давал ли согласие банку на обработку персональных данных и отправку сообщений или нет. И если давал, то можно будет отозвать это разрешение, нажав на кнопочку. Если же не давал, то жалобу можно будет отправить в Роскомнадзор или в ФАС в зависимости от нарушения. Единый портал персональных данных позволит также, как считают его создатели, решить проблему SMS-спама, по-прежнему остающуюся для россиян весьма актуальной, несмотря на принятые за несколько последних лет меры, в том числе законодательного характера, против спама», – считает Илья Массух. 

В связи с введением данного сайта законодателю необходимо будет принять новые правовые нормы, в частности касающиеся требований к сбору персональных данных и юридической ответственности лиц, уклоняющихся от внесения на портал необходимой информации, и изменить ряд действующих государственных актов. 

Одним из способов обеспечения безопасности механизма действия создаваемого единого портала персональных данных некоторые специалисты считают авторизацию на официальном интернет-портале государственных услуг. Как продекларировано на самом сайте госуслуг, «информационная безопасность является одной из важных компонент предоставления государственных услуг в электронном виде. При создании и доработке портала госуслуг регулярно проводится работа по анализу возможных угроз, на основе которых сформированы требования по защите информации при использовании портала. В системе безопасности портала госуслуг используется обширный набор механизмов безопасности: межсетевые экраны, средства анализа содержимого, средства предотвращения вторжений, антивирусные средства, средства мониторинга и контроля защищенности.

 

Программное обеспечение портала госуслуг ежегодно проходит сертификацию по требованиям информационной безопасности и отсутствию недекларированных возможностей и переаттестацию по требованиям ФСТЭК на обработку конфиденциальной информации и персональных данных по требованиям». 

А вот каким образом Роскомнадзор будет обеспечивать защиту персональных данных наших сограждан – информацию об их действиях, влекущих фиксирование личных данных на цифровых или иных носителях, в том числе информацию о расчетных операциях, покупках, посещениях учреждений и организаций, представляющие интерес для третьих лиц, четкого понимания пока нет. Но это очень серьезный вопрос, который требует тщательной проработки, общественного обсуждения в экспертном сообществе в рамках, установленных Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

 

Сказанное целиком согласуется с мнением члена комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Ильи Костунова, считающего идею охраны личных данных весьма актуальной. 

По словам депутата, «еще до широкого развития интернет-технологий сбор личных данных о жизни граждан был существенно ограничен, а в некоторых случаях и запрещен законом об оперативно-разыскной деятельности. Обладание информацией о поведении человека позволяет что-то ему продавать, а с другой стороны, это вопрос безопасности, и эта информация может быть использована злоумышленниками, — говорит Костунов. — Необходимо работать на упреждение и не позволять проводить тотальную слежку за гражданами со стороны бизнеса. Что касается содержания подобного закона, то считаю, что там должна быть обязанность компаний, собирающих данные, предоставить справку пользователю обо всей информации, собранной о нем, а также возможность пользователя заставить компанию удалить собранные данные. Ответственность за неудаление данных должна быть серьезной». 

Ответственность за нарушения законодательства о персональных данных была существенно ужесточена в начале этого года, когда президентом России Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Этим документом предусмотрено значительное увеличение штрафов за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах.

 

Как свидетельствует текст принятого акта,  изменения предусматривают предупреждение или штраф для граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

 

В случае когда нет письменного согласия субъекта на обработку персональных данных, но оно должно быть получено, по новому закону такое нарушение влечет за собой штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. рублей.

 

Кроме того, согласно закону, вводятся штрафы за невыполнение оператором обязанностей по публикации или обеспечению неограниченного доступа к документу, который определяет политику оператора в отношении обработки личных данных. Такое нарушение повлечет штраф от 700 до 5 тыс. рублей для граждан, для должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. рублей. Для индивидуальных предпринимателей устанавливаются штрафы от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. рублей.

 

Мнение парламентария Ильи Костунова в целом созвучно точке зрения на предмет обсуждения заместителя председателя Координационного совета НСБ России, члена Общественной палаты Российской Федерации, председателя Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрия Галочкина. Дмитрий Евгеньевич считает, что «никакие соображения эволюционного характера, направленные на совершенствование технологий в различных областях экономики, не могут считаться оправданием нарушения конституционных прав и законных интересов наших сограждан».

 

Лидер профсоюзного движения сообщества негосударственной сферы безопасности, Дмитрий Галочкин подчеркивает приоритетное значение безопасности в любых попытках усовершенствовать процедуры сбора, обработки, хранения и использования персональных граждан россиян.

 

«Да, – утверждает Дмитрий Галочкин, – мы живем в XXI веке и должны соответствовать велениям времени. Но при этом безопасность гражданина, неприкосновенность его личной жизни и необходимость полноценной и всесторонней защиты его персональных данных от недобросовестного использования и преступных посягательств на личность должны всегда ставиться во главу угла.

 

Поэтому я призываю всех государственных и общественных деятелей, всех специалистов, имеющих отношение к реализации программ и проектов, касающихся оцифровки персональных данных россиян, тщательно прислушиваться к компетентному мнению экспертов, в том числе экспертов негосударственной сферы безопасности, представителей  Координационного совета НСБ России, а также открыто участвовать в мероприятиях общественного контроля – общественной экспертизе и общественных обсуждениях!

 

Я уверен, что совместными усилиями государственных органов и общественных институтов мы сумеем преодолеть имеющиеся трудности и урегулировать несоответствия технического и правового характера, обеспечив устойчивое развитие информационных технологий во всех отраслях экономики и в повседневной жизни людей, при этом сохранив приоритет безопасности личности и защиты личной информации гражданина в качестве одной из главных целей, наряду с обеспечением национальной безопасности!».

 

Комментарии

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Читайте также

 
Обзоры
16 мая, 2017 | Российская газета
Обзоры | Минюст создаст единую базу данных о каждом россиянине Минюст создаст единую базу данных о каждом россиянине (3297)
Министерство юстиции РФ с начала этого года работает над созданием единого реестра населения, в котором будут храниться сведения обо всех граждан России
 
 
Спецсредства
03 июля, 2016 | ГардИнфо
Спецсредства | В сеть попала крупнейшая база данных подозрительных лиц В сеть попала крупнейшая база данных подозрительных лиц (7182)
В сеть утекла база данных World-Check, содержащая данные о 2,2 млн «высокорисковых» граждан и организаций. В базе, которая принадлежала Thomson Reuters, также есть данные почти о 100 тыс. людей, связанных с террористами




 
 
Спецсредства
03 июня, 2016 | ГардИнфо
Спецсредства | Важно знать! Важно знать! (7958)
За последние восемь лет под санкционированную судом прослушку попало не менее 6% населения России. Это означает, что суды разрешают прослушивать каждого десятого совершеннолетнего гражданина нашей страны. При этом суды удовлетворяют практически в ...
 

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100