НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

Охрана труда: изменения в законодательстве

В Трудовом кодексе Российской Федерации сформулировано понятие условий труда, в которых работники осуществляют свою деятельность. Согласно статье 209 ТК РФ, условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Там же дано определение вредных и опасных производственных факторов:

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

 

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

 

Статья 212 ТК РФ устанавливает обязанности работодателя в сфере охраны труда, в том числе - организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах. Для осуществления этой функции до 2013 года использовалась аттестация рабочих мест (АРМ). В 2014 году АРМ заменена на Специальную оценку условий труда (СОУТ). 

Многие положения СОУТ требуют разъяснений. Работодатели и профсоюзные организации обращаются в трудовую инспекцию СПР с многочисленными вопросами. В данной брошюре собраны основные вопросы и даны ответы на них.

 

 

Прежде чем перейти непосредственно к СОУТ, остановимся подробнее на вредных факторах. Их гораздо больше, чем кажется с первого взгляда. И – что особенно важно – не все они воспринимаются нашими органами чувств. Поэтому многие работодатели уверены: если в помещении фирмы все блестит и сверкает, вредностей там быть не может.  Если в рабочие места вложены деньги, проведен дорогой ремонт, куплено современное оборудование – нечего тратиться еще и на оценку условий труда, потому что все и так хорошо. Посмотрим, так ли это.

 

Начнем со световой среды. На рабочем месте должна быть обеспечена нормальная освещенность, соответствующая нормативным значениям. Не должно быть ни слишком темно, ни слишком ярко. Как правило, эти условия выполняются, но для нормальной работы зрения этого недостаточно. Если рабочая поверхность освещается люминесцентным светильником,  ее яркость меняется с частотой переменного тока в сети, то есть 50 раз каждую секунду. Наш глаз этого не замечает в силу своей инертности. В нем от природы заложена способность сглаживать колебания силы света, в результате чего освещенность нам кажется постоянной во времени. Но при этом «зрительный» отдел мозга тратит усилия на создание инерции и к концу рабочего дня утомляется. Если такое происходит каждый день, зрение в итоге ослабевает. Также постоянная, без отдыха, работа мозга может привести к повышенной утомляемости.

 

Еще один потенциально вредный фактор – электромагнитное излучение. Его источники имеются практически везде. К ним относятся производственное оборудование, компьютеры, силовые трансформаторы, линии электропередач. То есть электромагнитное поле присутствует на каждом рабочем месте, но как правило его уровень находится в допустимых пределах. Однако проверить это можно только путем замеров, что и делается в процессе СОУТ.

 

Также необходимо отметить производственный шум. Он тоже присутствует практически везде. Даже в «тихих» офисах может шуметь вентиляция. В других случаях источником шума служит оживленное шоссе либо стоянка автомобилей под окном. И здесь срабатывает другое в принципе полезное природное свойство мозга -  эффект привыкания. Рано или поздно мы перестаем замечать шум, он как бы исчезает. Но происходит это только в наших ощущениях, а в действительности шум продолжает воздействовать на мозг и вызывать утомление.  

  

Резюме. Вредные факторы присутствуют везде, на всех рабочих местах. При этом где-то они превышают допустимые значения, где-то укладываются в них. Проверить это можно только путем замеров. Поэтому законом установлено обязательное проведение СОУТ для всех видов деятельности и для всех рабочих мест без исключения (кроме априори опасных видов деятельности, например пожаротушения). Переходим к рассмотрению основных положений.   

 

===============================================================

 

 

Приступаем к постатейному рассмотрению Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Статьи, содержание которых понятно и не требует разъяснений, в настоящей статье пропущены. Остальные приводятся с  комментариями и пояснениями.

 

Статья 3 пункт 3. «Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.»

 

Это первое (но не единственное) отличие специальной оценки от предшествующей ей аттестации рабочих мест. Ранее (до 31.12.2013) замеры вредных факторов необходимо было провести на всех рабочих местах без исключения. При этом не говорилось, как это делать в случае надомной работы, т.к. работник имел право не пускать замерщиков в свою квартиру. Кроме того, работодатель физически не мог влиять на условия труда таких работников. В новом законе рабочие места надомников выведены из сферы ответственности работодателя.

 

==================================================================

 

Статья 4 пункт 2.2 Работодатель обязан предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда/

 

Работодатели нарушают этот пункт по двум причинам. Первая – не могут найти запрашиваемый документ, например ту или иную инструкцию. В таких случаях документ необходимо восстановить, а на это часто просто не хотят тратить времени. В результате выводы по СОУТ получаются искаженными, и главное – нет возможности предъявить претензии к организации-исполнителю. Они работали с тем, что им было предоставлено.

 

Вторая причина еще серьезнее. Бывают случаи, когда работодатели утаивают от исполнителя часть имеющихся у них рабочих мест. Логика в этом случае такая: всегда можно сказать, что СОУТ проведена, а в детали никто лезть не будет. Меньше мест – меньше стоимость договора. Логика неправильная, т.к. в глазах проверяющих неполное проведение СОУТ приравнивается к абсолютному непроведению, со всеми вытекающими штрафными санкциями.  

 

================================================================

 

Статья 4 пункт 2.4 Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

 

Для этого предусмотрена отдельная графа в карте специальной оценки, где работник и ставит свою подпись. Причем по закону 426-ФЗ он обязан это сделать. На практике же работники часто отказываются, мотивируя это тем, что не согласны с результатами. В таких случаях необходимо объяснить, что подпись не означает согласие, она всего лишь говорит о том, что человек ознакомлен с результатами СОУТ. Далее он может их обжаловать, это право также предусмотрено законом.

 

Есть простой способ избежать ненужных дискуссий. Данную обязанность работника можно прописать в его трудовом договоре. Практика показывает, что в этом случае количество отказов сводится к минимуму.

 

================================================================

 

Статья 5 пункт 1.1 Работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

 

Это вполне логичное требование введено впервые, в предыдущих законодательных документах его не было. На первый взгляд оно направлено против работодателя, хотя бы потому, что дает работнику дополнительные права. На самом деле все наоборот – данный пункт ликвидирует одну из возможных причин для жалоб. Теперь работник не может сказать, что не видел процесса СОУТ и потому сомневается в результатах.

 

Обязанность администрации по заблаговременному оповещению работников в законе не предусмотрены, но сделать это все же желательно – опять же во избежание ненужных споров. Идеальный вариант – оповещение под роспись, но вполне достаточно разместить информацию на доске объявлений.

 

====================================================================

 

Статья 6 пункт 2.2 Организация, проводящая специальную оценку условий труда, обязана предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие соответствие этой организации требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона.

 

Это законное право заказчика, и пренебрегать им не следует. Организация с неполным комплектом документов не имеет права проводить работы по СОУТ. Если по невнимательности с ней будет заключен договор, любая проверка признает результаты недействительными. 

 

Статья 8 пункт 1. Обязанности  по  организации   и   финансированию     проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

 

 

Обязанность работодателя сформулирована четко и понятно. И все же на практике возникают вопросы по финансированию. В первую очередь у бюджетных учреждений, которые своими финансовыми средствами не распоряжаются.

 

Формально закон не освобождает бюджетников от проведения СОУТ, даже если им не выделено на это никаких средств. И ответственность за непроведение ложится на руководителя учреждения. На практике же руководитель может составить ряд документов, которые если и не снимут ответственность полностью, то обязательно будут приняты во внимание.

 

· Создать комиссию по проведению СОУТ и утвердить ее состав приказом;

 

· Провести заседание комиссии, на котором  а)утвердить перечень мест на которых будет проведена СОУТ  б) утвердить ее сроки, включив в этот пункт фразу «приступить к проведению СОУТ в течение ____ дней после получения финансирования от _______________ ».

 

· Написать и отправить в головную организацию письменный запрос с просьбой выделить необходимые средства.   

 

Добавим, что затраты на разработку этой документации равны нулю.  

 

Статья 8 пункт 4. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится   не реже чем один раз  в  пять  лет,  если  иное  не  установлено   настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.  

 

Пятилетний срок оговорен четко, но следует иметь ввиду, что в законе 426-ФЗ  предусмотрены многочисленные причины для внеплановой СОУТ. Они будут рассмотрены далее.  

Статья 9 пункт 1. Для организации и проведения специальной  оценки  условий   труда работодателем  образуется  комиссия  по  проведению  специальной    оценки условий труда (далее -  комиссия),  число  членов  которой  должно  быть нечетным, а также  утверждается  график  проведения  специальной   оценки условий труда.  

 

Исключительно важный момент. К созданию комиссии, в том числе к ее составу по персоналиям, следует отнестись максимально серьезно, т.к. она имеет полномочия принимать решения по всем спорным моментам. Если тот или иной вопрос в законодательстве не отражен, он остается на усмотрение комиссии, в соответствии с нормой римского права «все, что не запрещено, то разрешено» 

===================================================================== 

Статья 9 пункт 2. В состав комиссии включаются представители работодателя,  в   том числе  специалист  по  охране  труда,  представители  выборного органа первичной профсоюзной организации  или  иного  представительного   органа работников  (при  наличии).  

Данный пункт сформулирован противоречиво, и понимать его можно двояко. Неясно, к чему относится стоящее в скобках «при наличии» - к «иному представительному органу» или к первичной профсоюзной организации тоже. Многие работодатели выбирают второй вариант – нет на фирме профсоюзной организации, и ладно, взятки гладки. Вроде как и закон дает такое право. Да и не нужны профсоюзы в комиссии, еще права качать начнут.

 

На самом деле все наоборот – представитель профсоюза в комиссии нужен, и не только для защиты интересов работающих. Не в меньшей степени это еще и в пользу работодателя. Любое нарушение порядка проведения СОУТ – это повод для жалобы в трудовую инспекцию со стороны работника. Причем жалобы, большей частью, необоснованной, вызванной незнанием деталей закона 426-ФЗ и отсутствием диалога с работодателем. Профсоюзы как раз должны служить буфером, посредником, инициатором такого диалога. Их задача – снять возможные недоразумения во время проведения СОУТ, а не после, когда работа уже закончена.  

 

В связи с этим необходимо дать рекомендацию: кого конкретно лучше включать в комиссию от профсоюзов7 Опыт показывает – самого уважаемого в коллективе. Дело в том, что практически всегда СОУТ урезает права того или иного работника. Не реальные, установленные законом, права, а те, которые работник сам себе придумал. Последнее бывает сплошь и рядом – каждый считает свои условия труда ужасными и сверхтяжлыми. И для того, чтобы убедить человека в обратном, отговорить его от прилюдного ворчания в курилке или, еще хуже, от жалобы в инспекцию труда, требуется немалый авторитет.  

=====================================================================

Статья 9 пункт 5. Комиссия до начала выполнения работ  по  проведению   специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых   будет проводиться специальная оценка условий труда,  с  указанием   аналогичных рабочих мест. 

 

В новом законе понятие аналогичных мест сформулировано намного точнее, чем в предшествующих. И все же идеальная точность не достигнута, причем в данном вопросе она, скорее всего, вообще недостижима. Поэтому последнее слово здесь – за комиссией по проведению СОУТ. Как уже было сказано, вл всех спорных моментах ее мнение – решающее.  

=====================================================================

Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.  

Эта статья – принципиально новая. Термина «идентификация» раньше не было. До введения в действие закона 426-ФЗ замеры вредных факторов проводились на всех местах без исключения, и работодатель должен был это оплачивать. В новых правилах введена категорию эксперта. Это специалист, который может на основании уже имеющихся данных выявить рабочие места, на которых условия труда заведомо являются допустимыми. Замеры на таких местах не проводятся, в их отношении составляется декларация о соответствии условий труда нормативным требованиям. Процесс декларирования детально описан в статье 11, каких-либо комментариев к ней не требуется.

 

Статья 15 пункт 6. Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Многие работодатели перестраховываются и до сих пор привозят в Государственную инспекцию труда итоговые документы по СОУТ. Делать этого не надо, теперь эта функция возложена на организацию-исполнителя. Предприниматель имеет право ограничиться размещением информации на своем сайте. Если же такового нет, формально можно нигде ничего не размещать, но все же лучше это сделать на одном из общедоступных сайтов.

=====================================================================

 

Статья 24 пункт 3. Проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда по основанию, указанному в пункте 2 части 2 настоящей статьи, осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

Важное отличие от действовавших ранее законов. До сих пор экспертиза была бесплатной и проводилась за счет государственного бюджета. Теперь же ее оплачивает заявитель. Новое правило только на первый взгляд «неправильное». На самом деле оно снижает количество непродуманных, необоснованных жалоб, и разгружает государственных экспертов от лишней работы.

 

=====================================================================

 

Статья 27 пункт 6. В отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. 

 

Многие работодатели вырывают эту статью из контекста и толкуют ее так, будто она освобождает их от проведения СОУТ вплоть до указанной в ней даты. При том что в других статьях закона 426-ФЗ однозначно указывается, что самый поздний срок проведения СОУТ – пять лет после окончания последней АРМ. Если же АРМ не проводилась, СОУТ необходимо провести незамедлительно. В частности, указанное требование содержится в п.4 этой же статьи:

Статья 27 пункт 4. В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. 

 

==================================================================== 

 

Одновременно с Федеральным законом № 426 был принят закон №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда». Он устанавливает с 1 января 2015 года новые штрафы за нарушение правил охраны труда, в том числе проведения СОУТ. Рассмотрим их.

 

 

Статья 11 пункт 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

 

Ключевое слово здесь - «нарушение установленного порядка». Ранее штрафы налагались только за непроведение оценки условий труда. Если же последняя проводилась с нарушениями, проверяющий мог заставить переделать работу, но выписать штраф – нет.   Сейчас такое право у него имеется. Поэтому качество работы организация-заказчик должна отслеживать неукоснительно. 

===================================================================== 

 

421-ФЗ статья 12 пункт 9) устанавливает, что в трудовых договорах должна содержаться информация об условиях труда на рабочем месте. С этим крепкой нитью связана статья 11 пункт 3: Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

 

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Выполнение статьи 12 само по себе никаких трудностей не вызывает. Надо всего лишь составить дополнительное соглашение к трудовому договору с текстом «Условия труда на рабочем месте соответствуют классу _____  » Вся сложность состоит в том, чтобы заполнить пробел после слов «соответствует классу». Определить класс условий труда можно только одним способом – провести СОУТ, выполнив от и до все требования закона 426-ФЗ. 

 
 

   

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Статья 31. Удостоверение работника частной военно-охранной организации, выполняющего трудовую функци ...
Настоящий Закон регулирует правовые отношения, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией ч ...
Документ разработан специалистами Независимого научного фонда "Институт проблем безопасности и устой ...

Основу Программы Правительства «Цифровая экономика России» составляет «Доктрина Информационной без ...
Уважаемые друзья!
17 октября 2017 года в Москве (ВДНХ, павильон № 75) пройдет III Форум него ...
Пока что нагрянуть среди ночи в магазин без предупреждения могут только полицейские
В Совете Феде ...
Конкретных решений относительно объявления амнистии в связи с приближением столетия Октябрьской рево ...
В ОП РФ прошло первое заседание нового состава ОС при Роспотребнадзоре
Общественный совет: незави ...
«ВК» и YouTube по предписанию Роскомнадзора удалили информацию об опасных увлечениях.
Информация ...
В рамках рабочего визита в Курганскую область председатель Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимоде ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100