Жизнь сложная штука, и каждый раз сталкиваясь с теми или иными вещами, невольно задумываешься о сути происходящего. В очередной раз приглашен на конференцию, где планируется обсудить вопросы взаимодействия государственных органов власти и бизнеса. Государство и бизнес. Являются ли они антагонистами, или их отношения на рынке должны характеризоваться определенным уровнем партнерства в интересах экономического развития и повышения уровня благосостояния общества и его граждан. Конечно, взойдя на трибуну можно провозгласить, что никакого взаимодействия нет, и быть не может, так как цели и задачи контролеров и проверяемых разнятся и точки соприкосновения практически отсутствуют, и думаю, аудитория поддержит меня. Не могут подразделения по борьбе с экономическими преступлениями осуществлять профилактику этих преступлений, так как они призваны выявлять, пресекать и раскрывать их.

При существующей системе оценки деятельности государственных контрольно-надзоргых органов по признаку +1, когда показатели текущего года, например, по раскрываемости  преступлений, должны на 1% быть выше предыдущего периода (года), любому чиновнику-контролеру выгодно подвести руководителя под административную или уголовную ответственность, чем проявить заботу о развитии организации. Не надо забывать и о личной заинтересованности, заложенной в наказании для проверяющего. А бизнес? Кто может сказать что он «белый и пушистый». Я много раз задавал этот вопрос в различных аудиториях и всегда слышал одно и тоже (только в разных интерпретациях) «Бизнес это риск – а риск не всегда соответствует духу и букве закона». Кто не рискует тот не …

Но у взаимодействия, как у медали есть две стороны.

Что такое взаимодействие????

Философия определяет взаимоде́йствие — как категорию, отражающую процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие — объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

Исходя из определения взаимодействия можно предположить что воздействие объектов друг на друга может привести к необходимыми для движения и развития субъектов взаимодействия только на основе их добровольности.

Кто является субъектами рассматриваемого взаимодействия?

Бизнес

С экономической точки зрения предпринимательская деятельность выполняет двуединую функцию в экономическом развитии страны. С одной стороны эту функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями он называл “хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций”. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных новшеств и т.п. Синонимом русского термина “нововведение” является все более часто употребляемое понятие “инновация”. Заметим, что инновации складываются из двух составляющих, это новации и финансирование. Если с изобретательством и нововведениями у нас дела всегда обстояли хорошо, то финансовая составляющая, мягко говоря, была упущена. Следовательно, с экономической точки зрения предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции. Вторая сторона предпринимательства предполагает административно-правовое регулирование бизнеса. По российскому законодательству предпринимательство – это деятельность:

  1. самостоятельная;
  2. осуществляемая на свой риск (то есть предприниматель сам несет всю полноту ответственности за результаты своей деятельности);
  3. направленная на систематическое получение прибыли (а не разовое);
  4. может заключаться в пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг;
  5. предполагающая государственную регистрацию лиц и контроль.

Таким образом, самостоятельность и предпринимательский риск четко ограничены административным контролем и регулированием. Следовательно, лишены возможности риск развития и самостоятельности в принятии решения.

Государство

Во все времена государство рассматривалось как регулятор социально-общественных отношений в стране. Государственное регулирование применяется в развитых странах с разной степенью активности. Даже при высоком уровне развития экономики государство никогда полностью не отстраняется от экономических процессов в стране. Государство является крупнейшим потребителем на товарных рынках развитых стран, где доля государственных закупок в среднем составляет 10-20% к ВВП. В настоящее время объем государственных закупок в России на федеральном и региональном уровнях составляет около 30% годового бюджета. Хотелось привести высказывание великого реформатора, государственного деятеля, отца германского экономического чуда Людвига Эрхарда о том, что в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику, а значит и за экономическую судьбу несет лишь одно государство. Предприниматель же несет ответственность за свое предприятие и это не мало. Законное право каждого предпринимателя - интересоваться направленностью экономической политики, так как, прежде всего ему придется расхлебывать плоды плохой хозяйственной политики или же наоборот, пожинать плоды и выгоды хорошего хозяйствования.

Таким образом, имея разные цели и задачи государство и бизнес должны регулировать свои отношения нормами ПРАВА (закона). Именно буква Закона должна соединять интересы этих двух противоположностей.

Но скорее всего я не совсем прав. Бизнес и государство взаимодействуют одновременно на различных видах рынка – рынке ресурсов (факторов производства), рынке конечного продукта, товаров и услуг, на финансовом рынке, включающем рынок валюты, ценных бумаг, капитала.  Неправота состоит в том, что любое взаимодействие, будь оно между властными органами и подчиненными, или обществом и государством всегда строится на обмене. Скажу больше - обмене ресурсами. Как воде нужны берега, иначе не получиться река, так и бизнес заинтересован в государстве, ограничивающем и регулирующем его отношения. Как у водоема, крутизна берегов определяет возможность подхода к воде, так и у государства правоотношения определяют возможности развития всех его сред и бизнеса в том числе. Таким образом, от обмена ресурсами и зависит взаимоотношение государства и бизнеса,  правила игры на огромной сцене общественно-экономических отношений. В этой связи возникает один из самых сложных вопросов, а что такое обмен, какими ресурсами и каким образом возможно взаимодействие.

Нередко в нашей практической работе приходится сталкиваться с различными видами обмена ресурсами, и самыми простыми из них являются:

Во-первых, грабительский (противоправный) обмен. В жизни он происходит достаточно часто. Вот и у меня, совсем недавно барсеточники уволокли из салона моего автомобиля портфель. Для себя взяли немного (если учесть стоимость самого портфеля), а для меня увели все, так как наряду с двумя газетами в нем лежал переносной жесткий диск, на котором хранилась информация, в том числе и полный текст диссертации, подготовленной для защиты.   Портфель, скорее всего, выбросили (так и не поживились), а диск очистили для собственных нужд (если он не разделил судьбу портфеля). Вот и в бизнесе нередко, государство пытается решать свои насущные вопросы за счет бизнеса. Произошло трагическое событие в Домодедово, и первый удар наносится не по виновникам (их еще надо установить) а по владельцам аэропорта, которые к проблеме антитеррористической защиты вообще никакого отношения не имели. Дальше события стали развиваться по известному сценарию, на вокзалы, аэропорты, автовокзалы поехали чиновники всех уровней и со всех сторон полетели рапорты о том, что с транспортной безопасностью у нас неблагополучно. Не везде установлены рентгеновские установки и металлодетекторы, и оборудовать все места массового посещения людей должен бизнес. А в это время таял, и сползал с крыш снег, падая на головы простых граждан, отправляя кого на больничную койку, а кого и на погост. Вообще профилактика преступлений и иных правонарушений как задача  бизнес сообщества  должна быть снята. Опыт зарубежных стран, да и советский опыт показывают, что политическую ответственность за обеспечение правопорядка (и борьбу с терроризмом в том числе) должна нести политическая партия абсолютного парламентского большинства, а юридическую ответственность – главы администраций. Нельзя винить бизнес в том, что в России в последние 25 лет высочайший уровень преступности, особенно насильственной и корыстно-насильственной. Ни для кого не секрет, что предупреждать преступность нужно политическими и социальными мерами, то есть воздействовать на причины и условия, способствующие совершению преступлений, так преступность несовершеннолетних сможет сократить внимание общества в решении социально-экономических и духовных проблем развития молодого поколения. А кому неизвестны разнарядки государственных органов на выход работников на охрану общественного порядка, или предложение В. Матвиенко к автолюбителям выйти с лопатами на очистку улиц северной столицы. Все это из серии грабительского обмена, когда стараются забрать у Вас, не дав ничего взамен.

Во-вторых,  неполноценный обмен. Кому не знакома ситуация, когда от преуспевающего, хорошо обеспеченного мужа уходит жена, и, как правило, в гораздо худшие условия (нередко к водителю или охраннику), когда купив туристическую путевку в гостиницу 4-х звезд, вас поселяют в «Дом колхозника» с общим туалетом в коридоре. Нередко за благими целями и задачами совершенствования государственного контроля и надзора таятся все те же потуги решить свои личные вопросы за счет бизнеса или гражданина. Сколько было сломано копьев в вопросах недостаточной подготовленности частных охранников, казалось бы,  достаточно установить нормативно правовые границы и рамки и проблема будет снята навсегда. Разработали учебные планы, установили порядок государственной аттестации и как по волшебству на поверхность выплыло ЧУДО. «Школа безопасности бизнеса». Как и всякое дерьмо, поднимаясь на поверхность, старается занять всю площадь. Но это чудо-юдо стало возможным только благодаря неполноценному обмену ресурсами между МВД и группой неких лиц. Не буду ставить в неловкое положение отдельных руководителей уважаемого министерства в период их аттестации, вопросом, а где эти (некие) лица? Задам вопрос проще, как стал возможен этот неполноценный (если не преступный) обмен в стенах уважаемого правоохранительного органа государства? Почему до сегодняшнего дня непонятно как относится к результатам обучения и государственной аттестации, проведенной в этом фантоме?

В-третьих, это честный обмен или равный обмен. Данный вид обмена ресурсами встречается в жизни очень часто. Это самый простой торговый обмен с которым мы сталкиваемся в магазине. Нередко и государство идет на равноправные отношения при обращении к обществу и бизнесу. Ярким примером может служить вновь принятый Закон «О полиции», в котором п.1 статьи 10 гласит «Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами». Это ее обязанность. А уже в следующем пункте читаем «Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Это ее возможность. Еще ниже находим «Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей», а вот это наш гражданский долг. Казалось бы, все встало на свои места. Полиция обязана, имеет возможность, общество оказывает содействие…Но закрадывается сомнение, а не станет ли возможность обязательством, а право – долгом. И тогда все вернется к первому виду обмена, который хорошо описал Иван Андреевич Крылов в басне Волк и Журавель «"Ты шутишь! - зверь вскричал коварный, - Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что свой ты долгий нос И с глупой головой из горла цел унес!»

В-четвертых, – обмен с выгодой. Главное в том, что тип обмена, который будет применяться в итоге к Вам, вашей организации, зависит от того, как Вы ведете себя в бизнесе, какие требования предъявляете к себе, сотрудникам, партнерам, а не только от требований, применяемых отдельными чиновниками контролирующих государственных органов или их руководителями. Как выстраивать эти отношения и как поддерживать баланс в правоприменительной практике мы поговорим в одной из ближайших статей.

Реалии российской экономической жизни таковы, что предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость поддержания достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства.