Как снизить риски при расширении бизнеса? Как довести бизнес до серьезных масштабов, не превратившись в его пленника? Чем успешные бизнесмены отличаются от тех, кто не смог таковыми стать? Секрет успеха состоит из двух частей: суметь преодолеть основные проблемы бизнеса на этапе слияния, а затем выстроить систему управления, способную работать при минимальном контроле.
Актуальность темы статьи не может быть преувеличена, так как риски возникают в процессе расширения любого бизнеса, независимо от вида его деятельности, организационно правовой формы и сроков существования на рынке, и требуют постоянного анализа, контроля и поиска оптимальных решений в области управления ими.
На этапе расширения бизнеса можно исследовать пять основных рисков:
1. Риск роста
2. Технический и производственный риски
3. Риск ликвидности и конкуренции
4. Финансовый риск
5. Риск, связанный с командой и управлением
Риск роста обусловлен;
• Перемещение в новую деловую среду, с новыми законами и правилами
• Особые требования клиентов в новых областях бизнеса
• Отсутствие координации текущего плана работы с финансовым положением
• Отсутствие плана действий в чрезвычайных ситуациях
• Отсутствие контроля за рыночной обстановкой
Технический и производственный риски выражены;
• Провал испытанных технологий в новой бизнес-среде
• Расширение ассортимента и наращивание производственных мощностей оттягивают ресурсы от стратегического развития основных технологий
Риск ликвидности и конкуренции
• Жесткая реакция конкурентов на ваше проникновение на рынок
• Отсутствие маркетинга целевых продаж
• Отсутствие основных программ учета
Финансовый риск самый трудно прогнозируемый и болезненный может проявляться;
• Увеличенные денежные потоки и ужесточенные требования
• Средства, необходимые для обслуживания долга превышают поток денежных средств
• Отсутствие анализа коэффициента окупаемости инвестиций (ROI) и инвестирования капитала
• Инвестиции в неизвестные географические области и сферы бизнеса, а также в расширение производственных мощностей
• Необходимость привлечения дополнительного рискового капитала
Риск, связанный с командой и управлением
• Нестабильность, вызванная потребностью развивать новые организационные структуры
• Взгляды новых управленцев не соответствуют корпоративной культуре
• Многоуровневое управление замедляет принятие решений
• Недостаточно используется делегирование полномочий сотрудникам
• Не проводится анализ обратной связи, прибыльности и производительности
• Неясная подотчетность препятствует внесению корректив.
Основные методы управления риском:
-- уклонение,
-- управление активами и пассивами,
-- диверсификация,
-- страхование,
-- хеджирование.
Уклонение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства уклонение от риска обычно является отказом
от прибыли. Включает в себя также поглощение и лимитирование.
Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь.
Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. При этом стратегия в области рисков определяется стратегией деятельности хозяйствующего субъекта. Чем агрессивнее стратегия – тем выше может быть плановый предел потерь. Считается, что пределом потерь при агрессивной политике является капитал предприятия, а при консервативной политике – прибыль.
Виды лимитов: структурные лимиты, лимиты контрагента, лимиты открытой позиции, лимиты на исполнителя и контролера сделки, лимиты ликвидности.
Структурные лимиты поддерживают соотношение между различными видами операций: кредитование, МБК, ценные бумаги и т.д. Устанавливается в процентах к совокупным активам, т.е. носят не жесткий характер, а поддерживают общие пропорции при изменении размеров совокупных активов. Размеры структурных лимитов определяются политикой банка в области рисков.
Лимиты контрагента включают три подвида: лимит предельного риска на одного контрагента (группу взаимосвязанных контрагентов), лимит на конкретного заемщика или эмитента ценных бумаг (группу взаимосвязанных заемщиков), лимит на посредника (покупателя - продавца, брокера, торговую площадку).
Лимиты на исполнителей и контролеров операций ограничивает пределы полномочий лиц, непосредственно совершающих, оформляющих и контролирующих операции. Естественно, при размещении крупных сумм денег, риск потери и ошибки возрастает. Даже при соблюдении лимитов контрагентов и открытой позиции риск остается. Поэтому заключение и оформление сделок на крупные суммы должны производить старшие по должности. Это правило очень актуально при совершении сделок, связанных с открытой позицией (валютные операции, акции), здесь квалификация и опыт дилера имеют первоочередное значении. Совокупность лимитов на исполнителей и контролеров операций называется матрицей полномочий.
Лимиты ликвидности относятся не к определенной операции, а к совокупности операций. Их задача - ограничить риск недостатка денежных средств для своевременного исполнения обязательств, как в текущем режиме, так и на перспективу.
Управление активами и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. Теоретически в этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции, т.е. применения иного метода управления рисками.
Управление активами и пассивами направлено на избежание чрезмерного риска путем динамического регулирования основных параметров портфеля или проекта.
Иными словами, этот метод нацелен на регулирование подверженности рискам в процессе самой деятельности.
Очевидно, динамическое управление активами и пассивами предполагает наличие оперативной и эффективно действующей обратной связи между центром принятия решений и объектом управления. Управление активами и пассивами наиболее широко применяется в банковской практике для контроля за рыночными, главным образом валютными и процентными, рисками.
Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированны между собой (непосредственно не связаны). Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Тем не менее диверсификация считается наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.
В заключение приведены риски расширения бизнеса, а также меры по их снижению в табличной форме:
Проблема (Чего опасаться?) |
Решение (Что делать?) |
Действие (Как делать?) |
Перемещение в новую деловую среду, с новыми законами и правилами |
Развивать гибкую инновационную структуры компании (см. слайд-шоу), легко приспосабливающуюся к внутренним и внешним изменениям |
Управляйте с помощью стратегии сбалансированных бизнес-систем |
Особые требования клиентов в новых областях бизнеса |
Развивать эффективные и гибкие системы производства, адаптируемые к изменениям |
Развивайте венчурные стратегии |
Отсутствие координации текущего плана работы с финансовым положением |
|
Продолжайте целенаправленный организованный поиск новых возможностей |
Отсутствие плана действий в чрезвычайных ситуациях |
|
Проанализируйте тетраду "сильные стороны - слабые стороны - возможности - угрозы" (SWOT-анализ). |
Отсутствие контроля за рыночной обстановкой |
|
Обеспечьте хорошее взаимодействие на каждом уровне организационной структуры |
|
|
Развивайте стратегические альянсы и совместные предприятия для поддержки вашей программы роста. Обеспечьте участие персонала в процессе принятия решений. Определите роль и разработайте бизнес-план для этапа расширения. Бизнес-план следует постоянно корректировать в соответствии с развитием бизнеса. Определите обязанности и ответственность в соответствие с текущими и будущими организационными потребностями. Внедрите новаторские системы электронного бизнеса и планирования ресурсов предприятия (ЕRР); установите системы электронного обмена данными (ЕDI), чтобы снизить затраты, увеличить денежные потоки и повысить безопасность. Разработайте гибкие системы оптимизированного производства, адаптируемые к изменениям. Разработайте инновационную систему управления цепочкой добавления стоимости (цепочка разработки продукта, цепочка снабжения, производственная цепочка и цепочка продаж) |
Таким образом, на этапе расширения бизнеса инвестор должен просчитать не только экономическую выгоду, но также учесть всевозможные риски. В процессе роста бизнеса очевиден и рост объема операций и информации. Чтобы справляться с анализом и хранением данной информации во избежание рисков ее потери или искажения, предприятию на определенном этапе необходимо внедрение ERP систем: SAP, Business object, Hyperion, Oracle, Grape, etc. Знание и использование перечисленных систем поможет снизить риски развития предприятия, т.к. умелый пользователь на основании информации из этих систем сможет принять правильное решение в кратчайший срок.
Об авторе Козлова Яна – магистрант факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации