Степень криминализации обстановки в современной России диктует необходимость для хозяйствующих субъектов обеспечивать физическую защиту своих объектов и персонала. Физическая защита обеспечивается организацией контрольно-пропускного режима и охраны, выражающихся в применении мер, направленных на сохранность физических лиц, зданий и помещений, товарно-материальных и финансовых ценностей, а также не подлежащей разглашению информации о деятельности хозяйствующего субъекта.

Основными задачами организации режима и охраны являются:

•    предупреждение проникновения на территорию объектов, в служебные помещения посторонних лиц;   -

•    обеспечение   порядка   входа ~ и   выхода   сотрудников   и посетителей, а также вноса и выноса товарно-материальных ценностей;

•    поддержание противопожарной безопасности.

Решение названных задач обеспечивается подбором, подготовкой и расстановкой сил и средств; контролем функционирования системы режима и охраны; материально-техническим обеспечением режима и охраны; сбором и анализом информации о состоянии режима.

Внутриобъектовый режим - это установленный на хозяйствующем субъекте порядок, включающий в себя выполнение лицами, находящимися на его территории правил внутреннего трудового распорядка, соответствующего режима экономической и противопожарной безопасности, обеспечения материальных и иных ценностей, а также конфиденциальной информации.

Внутриобъектовый режим предусматривает следующие основные требования:

•    установление четкого распорядка рабочего времени (по всем категориям сотрудников);

•     строгое соблюдение сотрудниками правил экономической и информационной   безопасности,   а   также   правил   противопожарной безопасности и техники безопасности;

•     установление правил приема и работы с посетителями и иными представителями сторонних организаций;

•    оборудование зданий и помещений хозяйствующего субъекта техническими средствами обеспечения производственной деятельности (охранная и противопожарная сигнализация, замки, ограждения, средства контроля помещений и т.д.);

•    установление   порядка  приема  и  сдачи  помещений  под охрану;

•    установление порядка ведения информационного обмена по всем   каналам   связи  (телефон,   факс,   электронная   почта   и  т.д.)   с соблюдением режима конфиденциальности и оптимизации стоимости.

Все помещения хозяйствующего субъекта, в зависимости от степени конфиденциальности совершаемых в них действий, должны быть разделены на несколько зон доступности, располагающихся последовательно и создающих для злоумышленников цепь чередующихся и усложняющихся препятствий.

Сотрудники хозяйствующего субъекта, принимающие посетителей, обязаны:

•     сделать   предварительную   заявку   в   бюро   пропусков   с указанием  полного имени (Ф.И.О.) посетителей, их места работы и предполагаемого времени посещения;

•     встретить  посетителей, зарегистрировать  их прибытие  в журнале учета посетителей, получить ключи от комнаты для ведения переговоров и сопроводить туда посетителей; прием посетителей в других помещениях без разрешения руководителей соответствующего уровня не разрешается;

•     сопровождать  посетителей  в  течение  всего  времени  их нахождения на территории хозяйствующего субъекта;

•     обеспечить   на   условиях   персональной   ответственности пребывание посетителей только в тех подразделениях, которые указаны в заявке;

•     по окончании работы с посетителями проводить их до выхода с территории, сделать пометку в журнале учета посетителей о времени их ухода и сдать ключи от комнаты для ведения переговоров.

Отдел режима и охраны службы безопасности обеспечивает организацию пропускного режима, представляющего собой установленный на хозяйствующем субъекте порядок входа (выхода), проезда, вноса и выноса (ввоза и вывоза) товарно-материальных ценностей, а также установление соответствующих пропускных документов и ведение их учета. Кроме того, пропускной режим предусматривает устройство ограждения, освещения, оборудование контрольно-пропускных пунктов и бюро пропусков средствами сигнализации, связи и другой необходимой техникой, обеспечивающей выполнение пропускного режима, а также соответствующей документацией и инвентарем; определение круга лиц, имеющих право подписи и выдачи всех категорий пропусков; оборудование камер хранения личных вещей и стоянок личных автомобилей сотрудников и посетителей.

Пропускной режим должен включать четкий порядок выдачи разрешений и оформление документов для входа (въезда) на хозяйствующий субъект, определение объема функций и полномочий на каждом пропускном пункте и установление дифференцированного (по времени, месту, должностным функциям и виду деятельности) для каждого работника или посетителя права доступа на объекты.

Обычно применяются два основных вида пропускных документов, дающих право прохода сотрудников и посетителей на территорию хозяйствующего субъекта и право вноса (выноса), ввоза (вывоза) материальных ценностей: удостоверения и пропуска. По своим служебным удостоверениям, с обязательным уведомлением начальника службы безопасности, пропускаются представители органов государственной власти (например, депутаты), правоохранительных и контролирующих  органов  (налоговых  органов,  милиции,   пожарного надзора и т.д.).

Пропуска подразделяются на постоянные, временные и разовые для сотрудников и посетителей, а также материальные для вноса (выноса) и ввоза (вывоза) материальных ценностей.

На удостоверениях и пропусках ставятся печати и цифровые знаки, предусмотренные правилами режима и определяющие зону доступности, период их действия, право проноса различных предметов (включая портфели, папки и т.п.). Период пребывания сотрудников на хозяйствующем субъекте в рабочее и нерабочее время определяется руководством, что удостоверяется определенным знаком на удостоверении или пропуске. Образцы удостоверений и пропусков разрабатываются службой экономической безопасности и утверждаются руководством хозяйствующего субъекта.

Утвержденные образцы удостоверений личности, пропусков, применяемых при их оформлении печатей, штампов и иных знаков, списки с образцами подписей руководителей и уполномоченных лиц, имеющих право подписывать удостоверения и пропуска, а также заявки на разовые пропуска, передаются начальнику отдела режима и должны быть в бюро пропусков и/или на контрольно-пропускных пунктах.

Удостоверения и постоянные пропуска выдаются лицам, состоящим в штате хозяйствующего субъекта (или при приеме указанных лиц на работу на основании приказа о зачислении в штат), на основании письменных ходатайств руководителей соответствующих структурных подразделений. Удостоверения и постоянные пропуска могут выдаваться лицам, не работающим в данном хозяйствующем субъекте, по отдельному утвержденному руководителем списку с указанием учреждения, полного имени (ФИО) и сопроводительных замечаний. Обычно такие удостоверения и постоянные пропуска постоянно хранятся в бюро пропусков хозяйствующего субъекта и выдаются их обладателям на время пребывания на территории хозяйствующего субъекта.

Временные пропуска с фотографиями выдаются временно работающим или прикомандированным, на них обязательно указывается дата окончания их действия. Временные пропуска без фотографии действуют при предъявлении паспорта или иного удостоверения личности.

Разовые пропуска выдаются посетителям на основании заявки, подписанной уполномоченным лицом; разовые и материальные пропуска обычно действительны в течение 30 минут с момента выдачи до входа в здание, а также в течение 15 минут после отметки на пропуске уполномоченного лица о времени ухода посетителя с территории хозяйствующего      субъекта.     Материальные     пропуска     выдаются должностными лицами, ответственными за сохранность материальных

средств.

Организация    пропускного    режима    предполагает    ведение следующей документации:

•     дело   с   приказами   и   распоряжениями   по   пропускному режиму;

*    дело с инструкциями по пропускному режиму и образцами подписей и печатей на удостоверения и все виды пропусков;

•     дело с актами на уничтожение пропускных документов;

•    дело переписки по пропускному режиму;

•     дело         с    ходатайствами    и    заявками    структурных подразделений на удостоверения и все виды пропусков;

•     книга учета выдачи удостоверений, постоянных и временных пропусков;

•    книга учета посетителей по разовым пропускам.

Учет бланков удостоверений и пропусков, их оформление и выдача осуществляются в бюро пропусков и на контрольно-пропускных пунктах По окончании каждого рабочего дня сотрудники бюро пропусков получают от охраны выданные ими разовые и материальные пропуска и контрольные талоны к ним; контроль, сличение подклеивание пропусков к их корешкам производится сотрудниками бюро пропусков ежедневно, в тот же день. Срок хранения книг использованных разовых и материальных пропусков, а также заявки на них хранятся в течение срока, определяемого приказом руководителя хозяйствующего субъекта (обычно не менее трех месяцев).

Основными     направлениями     охранной     деятельности хозяйствующих субъектах являются:

1      Охрана имущества и иных ценностей, в том числе и при транспортировке, на стационарных и подвижных объектах охраны, а также при транспортных перевозках.

2     Проектирование,       установку       и       эксплуатационное обслуживание  средств  охранно-пожарной сигнализации  в  зданиях  и помещениях,    а    также    на    технических    средствах    обеспечения производственной деятельности.

3.    Защита   жизни    и   здоровья   руководящего    состава   и собственников хозяйствующего субъекта (и членов их семей), ключевых сотрудников и иных лиц в случае необходимости.

4.    Обучение сотрудников охраны, а также консультирование сотрудников хозяйствующего субъекта и подготовка рекомендаций по вопросам защиты от противоправных посягательств.

5.     Обеспечение    порядка   на   территории   хозяйствующего субъекта и прилегающей территории, организация взаимодействия в этих вопросах с правоохранительными органами.

Основную группу охраняемых объектов составляют стационарные объекты, находящиеся в собственности или арендуемые хозяйствующими субъектами. Важным вопросом при определении бюджета охраны или определения стоимости услуг частной охраны являются вид и стоимость товарно-материальных и иных ценностей, находящихся на объекте; приспособленность объекта к организации на нем охраны; близость криминогенных объектов (рынки, ночные клубы, рестораны и т.п.).

В основе функционирования системы охраны стационарных объектов лежит принцип создания последовательных рубежей безопасности, от забора вокруг территории объекта до особо важных помещений, когда средства защиты всех участков взаимно дополняют друг друга. Эффективность системы защиты оценивается временем, проходящим с момента возникновения угрозы до начала ее ликвидации. Защита территории включает в себя различного рода ограждения периметра, специально оборудованные проезды и проходы, охранную сигнализацию, охранное освещение и телевизионное видеонаблюдение; указанные средства контролируются персоналом охраны - патрулями и дежурными на центральном посту, осуществляющем сбор, анализ, регистрацию поступающих сообщений, а также управление периферийными устройствами.

Среди факторов, влияющих на выбор режима, приемов и средств охраны, выделяются:

•     возможные способы посягательств на охраняемый объект;

•     степень технической оснащенности охраняемого объекта, в т.ч. количественные и качественные характеристики средств охранно-пожарной сигнализации;

•    условия   местоположения   охраняемого   объекта   и   его конструктивные особенности;

•    режим и характер работы охраняемого объекта, имеющиеся на объекте товарно-материальные, финансовые и иные ценности;

•     количественные и качественные характеристики (включая вооруженность и техническую оснащенность) сил охраны;

•     режим охраны.

В практике охраны применяются такие приемы осмотра и контроля охраняемого объекта, как фронтальный осмотр объекта (охранники движутся в одном направлении до границы охраняемого объекта, а затем движутся в обратную сторону), последовательный осмотр отдельных участков охраняемого объекта по сложной траектории в зависимости от планировки и конструкции объекта, движение по объекту с временными остановками и осмотром уязвимых мест и иных участков с закрытого поста (засады) и т.п.

Режим охраны объекта по времени может иметь круглосуточный, частичный (определенные часы суток) или выборочный характер. Существуют следующие основные виды охраны:

•     охрана с помощью технических средств, с подключением на пост   централизованного   наблюдения   и   установкой   автоматической сигнализации;

•     охрана путем выставления постов силами отдела охраны, нанятого охранного предприятия или милиции;

•     комбинированная охрана, включающая оба указанных вида.

В    целом    с    точки    зрения    уровня    охраны    и    объема предпринимаемых мер безопасности объекты можно разделить на 4 основные категории:

•     объекты со свободным допуском персонала и клиентов;

•     объекты  с  простыми  (пассивными)  ограничениями типа неохраняемых заборов, решеток и т.п.;

•     объекты с охраняемыми заграждениями, контролируемыми охранниками или сотрудниками пропускной системы;

•     объекты с особым режимом охраны, допуск на которые обеспечивается   специально   подготовленными   и  расставленными  по территории охранниками и системами телемониторинга и сигнализации.

Обеспечение безопасности офиса, помимо выработки режима охраны, расстановки системы телемониторинга и сигнализации, предполагает еще и стратификацию объектов по уровню допуска клиентов, контрагентов и персонала (например, в одном из довольно крупных региональных коммерческих банков охрана, проверявшая документы на вход в операционный зал, само помещение операционного зала наблюдать со своего поста не могла, а вход в приемную первых лиц банка находился прямо в операционном зале и охраной не контролировался). Регулярно должен осуществляться контроль за чердаками, подвалами и другими малопосещаемыми пунктами офиса.

В хозяйствующем субъекте должен быть выработан план обеспечения безопасности объектов, предельно четко прописывающий режимные мероприятия, систему охраны (силы и средства, временные интервалы) и порядок действий при возникновении нештатных ситуаций, предусматривающий в том числе:

•    установку   и   функционирование   блоков   «электронной» защиты;

•     создание специально оборудованных кладовых (сейфовые комнаты,   защищенные   подвалы)   для   хранения   валютных   и   иных ценностей, а также наиболее важных служебных документов;

•     функционирование в зданиях и помещениях контрольно-пропускных систем и пунктов проверки документов, удостоверяющих личность;

•     использование детекторов для выявления поступающих, в том числе по почте, подозрительных металлических и иных предметов;

•     контроль   за   исправной   работой   систем    охранной   и противопожарной безопасности.

Руководитель охраны офиса должен проводить работу по обеспечению соблюдения персоналом внутренних инструкций по сохранности материальных ценностей, повышать психологическую подготовку персонала к неотложным действиям в чрезвычайной ситуации (пожар, угроза взрыва и т.п.), информировать руководителей предприятия обо всех выявленных нарушениях на объекте.

Важным элементом режима охраны является подбор ее сотрудников. Охранники должны быть не только крепки физически и владеть штатными техническими и специальными средствами, быть сдержанными, но и иметь профессиональную интуицию (принцип: безопасность на 90% обеспечивается головой). Охранная деятельность не может совмещаться с государственной службой или работой на выборной оплачиваемой должности в общественной организации.

При выявлении нарушений, связанных с посягательством на охраняемый объект, работники охраны имеют право доставить нарушителей в служебное помещение или органы внутренних дел для установления личности и составления протокола. Для выполнения служебных обязанностей по защите охраняемого объекта и имущества хозяйствующего субъекта сотрудникам охраны в исключительных случаях разрешено применять специальные средства и оружие в строгом соответствии с действующим законодательством.

При проведении переговоров и заключении контрактов с частной охранной фирмой необходимо недвусмысленно установить следующее:

•    определение сроков прекращения контракта, условий его пролонгации либо досрочного прекращения действия;

•    четкое установление структуры, расстановки постов, условий контроля работы охраны;

•    определение  точной  суммы  или  условий  оплаты  труда каждого сотрудника охраны, перечня дополнительных услуг с размерами и сроками их оплаты;

•    точное определения технического оснащения, спецодежды и т.п., которые предоставляют охранная фирма и хозяйствующий субъект соответственно;

•    каким образом и кем из сторон оплачивается специальная подготовка охранников;

•    определение стандартов по отбору охранников на объекты, включая  право   на  предварительные   собеседования   с   кандидатами, предлагаемыми охранной фирмой.

Договоры и контракты на оказание охранных услуг принято скреплять подписью первого лица, а не его заместителей (это правило касается обеих сторон).