25 февраля на площадке Общественной палаты РФ прошел круглый стол «Проблемы развития добровольчества в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. Меры поддержки». В ходе встречи участники обсудили выполнение плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Основным вопросом повестки дня стало рассмотрение способов привлечения добровольцев для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), содействию безопасности граждан.

Иван Радько, заместитель председателя совета Ассоциации волонтерских центров (АВЦ), рассказал о механизмах взаимодействия АВЦ и Всероссийского студенческого корпуса спасателей (ВСКС) в рамках программы мобильности волонтеров в 2019 году.

Кроме того, в ходе мероприятия состоялось подписание соглашения о взаимодействии между АВЦ и ВСКС в рамках программы мобильности волонтеров на 2020 год.

Начальник отдела взаимодействия с общественными объединениями пожарной охраны и спорта Управления организации деятельности пожарной охраны МЧС России Евгений Аюпов представил итоги работы за 2019 год:

«На конец 2019 года зафиксировано более 30 тысяч общественных организаций и объединений, которые в рамках своей деятельности занимаются ликвидацией последствий ЧС. Добровольцы оказывают поддержку как самостоятельно, так и в составе отрядов МЧС. Проводится обучение волонтеров на базе подразделений МЧС по предотвращению пожаров, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также обучение по оказанию помощи в поиске людей».

Аюпов добавил, что региональными и муниципальными органами власти проводится подготовка и распространение методических материалов по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и содействию безопасности граждан.

Руководитель противопожарного отдела ОМННО «Совет Гринпис» Григорий Куксин отметил растущую потребность в волонтерах и специалистах по обеспечению безопасности граждан во время пожаров в сельской местности. По мнению эксперта, количество добровольцев завышено, и часть из них существует только на бумаге, но последние изменения в законодательстве и, как следствие, в работе МЧС постепенно приводят к тому, что показатели становятся прозрачнее и реальнее.

«В конце прошлого года глава Минприроды Дмитрий Кобылкин высказал предложение о передаче функций по тушению лесных пожаров от ФБУ “Авиалесоохрана” в МЧС. Мы считаем, что в связи с этим необходимо продумать программу по подготовке добровольных пожарных, для того чтобы расширить блок по ландшафтным пожарам. В качестве обучающего пособия есть видеоуроки и опыт подготовки волонтерского корпуса у АВЦ. Другой аспект, к которому мы готовы подключиться, — это проведение анализа численности и подготовки пожарных в сельской местности, особенно в труднодоступных малочисленных населенных пунктах», — отметил Куксин.

Григорий Куксин также обратил внимание участников на такой аспект, как мотивация людей, и на то, какие льготы и меры поддержки государство может им оказывать за участие в ликвидации ЧС.

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Сергей Щетинин сказал, что необходимо вернуть модель, которая работала в советский период и предусматривала стимулирование граждан к реализации добровольческой деятельности. Он также отметил позитивный опыт привлечения к волонтерству за рубежом.

«В Европе и Японии есть позитивный опыт, который можно брать на вооружение. Считаю, что не нужно полностью копировать модель работы других стран, важно выбрать самое необходимое и эффективное для нас и это применить, внеся в законодательство соответствующие поправки. У нас есть давно разработанные программы обучения, которые можно применять сегодня, в нашей стране есть опыт мобилизации добровольцев при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Нам необходимо использовать лучшие практики и адаптировать их в современных реалиях», — уверен член ОП РФ.

Обсуждая вопрос мотивации, Сергей Щетинин сказал, что должно быть престижно быть пожарным в своей деревне или городе. Однако это не исключает участие государства в стимулировании людей к тому, чтобы они занимались добровольчеством системно, для этого необходимо решить наиболее такой вопрос, как отношение работодателя к волонтерству.

«Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда призываем добровольцев в срочном порядке присоединиться к ликвидации последствий ЧС, а потом их за это увольняют с работы. Считаем, необходимо разработать механизмы, при которых участие в работе спасателей будет согласовано с основным местом работы добровольца, а возможно? и приветствоваться работодателем», — сказал Щетинин.

По мнению общественника, должен быть системный подход в работе, для этого МЧС должно стать инициатором изменений, а государству необходимо поддерживать инициативы граждан.

«Пока не будет глобального шага от МЧС совместно с правительством — ничего не произойдет. Будет продолжаться разрозненная работа организаций. У нас нет системы подготовки среди населения, а это необходимо для того, чтобы добровольцы в системе предупреждения и ликвидации последствий ЧС были обученными профессионалами, но это не было бы их основным направлением деятельности. Обучать основам безопасности жизнедеятельности важно со школьной скамьи, и не просто уроками, а практическими занятиями, созданием опорных пунктов при школах, а также предоставлением льгот и преференций добровольцам», — уверен Сергей Щетинин.

Директор по развитию автономной некоммерческой организации «Центр поиска пропавших людей» (поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт») Олег Леонов отметил, что в процессе поиска людей в лесной местности члены организации плотно взаимодействуют с сотрудниками МЧС и муниципальными спасателями, но по факту поиском пропавших людей занимается МВД. Он предложил рассмотреть подготовленные его организацией проекты документов для того, чтобы сотрудничество с МЧС стало более эффективным и системным.

Ссылка на источник