Выступление члена Президиума КС НСБ России, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексея Кондратьева на Всероссийской научно-практической конференции по противодействию коррупции в образовании 14 декабря 2017 года

Одно из наиболее опасных социальных явлений, представляющих угрозу российскому обществу – это коррупция. Предупреждение коррупции и деятельность по профилактике ее проявлений является одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности, определенных Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

Сегодня образование – это отрасль экономики, нормальное развитие которой определяет уровень развития общества и обеспечивает возможность для государства оставаться в числе ведущих мировых держав на долгосрочную перспективу. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны.

В соответствии с законодательством Российской Федерации управление системой образования не является прерогативой исключительно органов государственной власти или органов местного самоуправления. Положения статьи 89 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяют, что управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения, и носит государственно-общественный характер.

Государственно-общественный характер управления образованием проявляется в нормах Закона об образовании, которые устанавливают конкретные права и обязанности обучающихся, педагогов, работодателей, общественных объединений по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, по участию в принятии решений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Также государственно-общественный характер управления образованием проявляется в возможности использования легальных негосударственных механизмов для целей профилактики и противодействия коррупционных проявлений, которые в нашей стране не обошли стороной, к сожалению, и сферу образования.

Доказано, что коррупции невозможно противостоять путем осуществления отдельных разрозненных, фрагментарных мероприятий. Снизить ее уровень можно, только реализуя целостную систему последовательных мер на ключевых направлениях. Одним из таких направлений, призванных обеспечить законность и эффективность деятельности системы обра­зования, можно назвать общественный контроль.

В совре­менных условиях роль и значение обществен­ного контроля трудно переоценить. Общественный контроль – это внешний, независимый по отношению к органам власти контроль в интересах общества. Это – деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Общественный контроль реализуется в четырех формах: общественный мониторинг, общественные проверки, общественная экспертиза и общественное обсуждение. Основы и отдельные элементы системы общественного контроля в сфере образования уже определены Законом об образовании, а Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» регламентирует проведение общественного контроля во всех сферах жизни общества, включая сферу образования.

Закон об образовании относит к процедурам общественного контроля качества образования такие мероприятия, как независимая оценка качества образования, независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, общественная аккредитация образовательных организаций, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Юридическое закрепление механизма независимой оценки качества образования и качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, может быть осуществлено посредством установления цели независимой оценки качества образования и качества образовательной деятельности организаций, установления субъектов, имеющих право ее осуществлять, прав таких организаций, соотношения независимой оценки качества образования с лицензированием образовательной деятельности.

Общественными институтами негосударственной сферы безопасности разработаны основные направления развития системы общественного контроля, в том числе в сфере образования, с учетом опыта, накопленного председателем Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, заместителем председателя Координационного совета НСБ России, председателем Общероссийского профсоюза НСБ Дмитрием Галочкиным – за время работы в четвертом и пятом составах Общественной платы России, и принявшим у Дмитрия Галочкина эстафету председателем Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «ФКЦ РОС» Александром Козловым – за время работы в шестом составе Общественной платы России.

К таким направлениям следует отнести:

общественный мониторинг деятельности органов исполнительной власти всех уровней, осуществляющих функции управления в сфере образования;

вхождение представителей общественности в общественные советы федерального министерства образования и науки и региональных департаментов образования;

экспертизу текущей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере образования, и принимаемых ведомственных актов;

введение практики «нулевых» чтений разрабатываемых нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере образования, и общественную оценку регулирующего воздействия принимаемых документов;

разработку отраслевой нормативно-правовой документации, в том числе профессиональных стандартов, образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки, системы контроля профессиональной подготовки кадров и т.п.;

общественную экспертизу при организации государственных закупок;

создание реального механизма формирования деловой репутации организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

разработку и внедрение механизмов саморегулирования;

разработку программ по профилактике и противодействию всем проявлениям коррупции в сфере образования.

Существенным фактором участия гражданского общества в процессе профилактики и противодействия коррупции является целенаправленное участие средств массовой информации в реализации мероприятий общественного контроля, транспарентность таких мероприятий, широкое общественное обсуждение их итогов. Примером продуктивного взаимодействия СМИ, гражданских институтов и государственных органов власти является деятельность отраслевых изданий негосударственной сферы безопасности, таких как национальный медиапортал по безопасности «Хранитель», национальный портал по охране и безопасности «Гардинфо», издание «Первое Антикоррупционное СМИ», журнал «Охранная деятельность» и других.

Подводя итоги, необходимо отметить, что для обеспечения эффективного общественного контроля в области профилактики и противодействия коррупции, в том числе в сфере образования, необходимо четко и последовательно решать те проблемы, выявление которых также должно осуществляться при помощи механизма общественного контроля. Необходимо ясно представлять социальный эффект от реализации поставленных целей в области профилактики и противодействия коррупции, формировать у гражданского общества стремление к еще более активному участию в соответствующих мероприятиях, основанных на Федеральном законе от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».