Новые власти округа заявили о том, что будут проведены мероприятия по оценке угроз и рисков. Путем тщательного анализа будут выделены критические объекты инфраструктуры, и для них составлены планы мер безопасности — в противоположность бессистемному подходу прошлого. 

Майкл МакГи против «голубого гиганта» 

В сентябре 2011 года в прессе появились сообщения об иске Responder System к концерну IBM по поводу злоупотреблений, касающихся «Проекта Щит». 

Компания Responder System, принадлежащая Майклу МакГи, была привлечена к работе над проектом еще в 2005 году для устранения неисправностей и недоработок в качестве субподрячика. Потом компанию отстранили от проекта, лишили обещанного контракта на сумму $3,3 млн и, похоже, попробовали сделать «козлом отпущения». Майкл МакГи собрал рекомендательные письма от полицейских подразделений, которые остались довольны работой его компании как интегратора, и обратился к IBM с иском, обвиняя «голубого гиганта» в заведомо коррупционной сущности проекта. 

По словам Пола Викери, адвоката Майкла МакГи, «ключевые решения принимались властями штата и менеджерами IBM, и на этих людях лежит ответственность, что подряд на поставку и закупку оборудования достался некомпетентной компании». Он также напрямую указывает на Донелсона. Схема, когда контракт достается аффилированной с властью компании, а затем передается сомнительным субподрядчикам, которым и приходится делать всю работу, популярна во всем мире. Так, о повсеместности такого поведения американских компаний в послевоенных Афганистане и Ираке говорится в докладе Института мира Соединенных Штатов.  

По словам адвоката МакГи, «компания IBM вовлечена в другие значительные операции с властями округа Кук, и деньги для «Проекта Щит» пошли на укрепление отношений компании с Донелсоном». МакГи припомнил слова Донелсона о том, что тот планирует использовать компанию PSC, с которой у него есть собственные деловые отношения, как свою «стратегию выхода из игры». 

Энтони Пераика, один из членов окружного совета уполномоченных, с 2005 года отправлял запросы о раскрытии финансовой информации по «Проекту Щит» — такие запросы регламентированы американским Законом о свободе информации. На них он получал неизменный ответ: «Представители властей округа указывают, что раскрытие требуемых данных поставит под угрозу национальную безопасность». Действительно, охранная и оборонная отрасли в США обладают наибольшей коррупционной емкостью из-за тщательно поддерживаемой завесы секретности. На этой непрозрачности расцвели многочисленные частные военные контракторы — такие, как компания Хе, ранее печально известная как Blackwater. 

По словам МакГи, после устранения ошибок первого этапа «Проекта Щит» округ использовал его умения и оборудование, чтобы имитировать деятельность подложной компании, связанной с Донелсоном. 

Компания IBM является титаном американской IT-отрасли, но у нее уже есть кое-какие проблемы в правовом поле. В 2007 году Департамент юстиции наложил на концерн штраф объемом в $3 млн за «получение обратного вознаграждения при получении контракта, а также за скрытые деловые отношения, приводящие к конфликту интересов». Контракты были связаны с технологическими поставками для федеральных агентств. Затем, в 2008 году Агентство по охране окружающей среды временно блокировало корпорацию IBM от участия в федеральных контрактах из-за подозрений на активное участие в коррупционных практиках.  

В марте 2011 года Комиссия по ценным бумагам и биржам США обвинилаIBM в передаче подарков и денег для сотрудников государственных учреждений Южной Кореи и Китая, а также в организации для них развлечений. Согласно материалам этого регулирующего органа, как минимум между 2004 и 2009 годами сотрудники китайских компаний IBM Investment Company и IBM Globas Services (это полные «дочки» гонконгского бенефициара, полностью принадлежащего американскому концерну) были вовлечены в широкомасштабную практику подкупа китайских чиновников. Кроме того, было установлено, что компания вела себя аналогичным образом и в Южной Корее в 1998-2003 годах. Эти факты раскрылись после обнаружения ряда бухгалтерских нарушений. 

Не признавая или отвергая эти обвинения, к началу последнего судебного слушания по делу о бухгалтерских нарушениях концерн IBM согласился выплатить в казну Соединенных Штатов компенсацию в $5,3 млн, оплатить проценты за период до вынесения судебного решения в размере $2,7 млн, а также уплатить гражданский штраф объемом в $2 млн. 

Ответ новых властей 

В ноябре 201 1 года Тодд Строгер проиграл выборы, уступив свой пост главы округа Тони Преквинкл, женщине с темным цветом кожи. Новая администрация еще до публикации отчета Департамента национальной безопасности признала несостоятельность «Проекта Щит» и заявила о немедленном принятии мер по исправлению ситуации. Пренквилл заявила о пересмотре программы при максимально возможном использовании закупленного ранее оборудования, как о приоритете. Первым делом с полицейских машин сняли бесполезные компьютеры — при срабатывании подушки безопасности каждое такое устройство разбило бы череп полицейскому, сидящему на переднем пассажирском месте. Что делать с камерами и серверами, было решено обсудить с полицейскими и пожарными, 

Новые власти округа заявили о том, что будут проведены мероприятия по оценке угроз и рисков. Путем тщательного анализа будут выделены критические объекты инфраструктуры, и для них составлены планы мер безопасности — в противоположность бессистемному подходу прошлого. Охранное оборудование, установленное в офисах и транспортных средствах Департамента национальной безопасности и чрезвычайных ситуаций, будет полностью демонтировано для лучшего использования. . 

Тем не менее, контракт на сервисное обслуживание системы за $190 000 в месяц остается в силе. Департамент национальной безопасности запросил детальный отчет по расходам этой суммы, привязанный к каждой учтенной единице оборудования. Развернуть инертную бюрократическую машину может быть трудно.  

Возможно, рассказ об одном из вскрывшихся фактов коррупции на госзакупках в Соединенных Штатах подействует на вас, как психотерапевтическое средство — мол, российский госрынок не слишком-то отличается от штатовского. Нет, мы не исполняем заказ «национального лидера», заявившего о необходимости «общенациональной психотерапии».  

Но вдумчивый читатель мог заметить сильное отличие американской политико-деловой арены от отечественной: в истории фигурируют как минимум три персонажа — конгрессмен, сенатор и член окружного совета уполномоченных - которые используют тему коррупции для поднятия собственной политической капитализации.  

И это - на одной административной территории, а не на федеральном уровне. А в России, увы, активная борьба с коррупцией только начинает входить в политическую моду. Давайте не будем усердствовать в злорадстве, а попробуем извлечь из этой истории урок.  

 

Печатается с сокращениями. 

Информационно-аналитическое издание по техническим средствам и безопасности «Security News», февраль-март 2012