В связи с последними изменениями федерального законодательства о техническом регулировании, связанными с активизацией процесса вступления России в ВТО, возникает много вопросов о том, что будет с отечественным рынком охранной сигнализации, не захлестнет ли его волна дешевых некачественных датчиков, выпущенных неизвестными производителями по непонятным стандартам.

Действует ли в России система стандартизации и оценки соответствия этого вида продукции? Сможем ли мы защитить потребителей от некачественного ширпотреба, и какая нормативная база для этого существует?

 Прежде чем дать ответы на эти и другие вопросы, напомним, что в соответствии со статьей 14 Федерального закона «О техническом регулировании» и п. 5.4.11 постановления Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 294 функции национального органа по стандартизации в Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (с июня этого года «Росстандарт»), в соответствии с приказом которого от 30 декабря 2005 г. № 1927 на базе ФГУ НИЦ «Охрана» МВД России на постоянной основе функционирует Технический комитет по стандартизации «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты» (ТК 234). Специалисты Комитета в рамках своей компетенции участвуют в разработке и экспертизе технических регламентов и документов в области стандартизации как национального, так и международного уровня.

 

- Почему из всей номенклатуры технических средств охранной сигнализации (ТСОС) наибольшее внимание уделяется вопросам стандартизации средств обнаружения?  

 - Технические средства обнаружения незаконного проникновения (в помещение, в хранилище ценностей, на закрытую территорию), то есть охранные извещатели, являются важнейшей составляющей системы безопасности любого объекта, создаваемой с целью обеспечения противокриминальной защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

От качества этих извещателей во многом зависит надежность работы всей системы безопасности объекта и находящихся там людей. Ведь именно извещатели должны обнаружить того самого нарушителя или террориста, который собирается проникнуть на объект с целью совершения кражи, нападения, ограбления или теракта. Современные извещатели должны еще уметь отличать этого нарушителя от любых помех естественного, техногенного или антропогенного характера, а также от домашних животных (если их присутствие допустимо), а также уметь защитить самих себя от несанкционированного вмешательства и маскирования с целью саботажа.

Кроме выполнения своих прямых функциональных «обязанностей» охранные извещатели должны быть полностью совместимы с остальными компонентами системы безопасности объекта и, сами по себе, быть безопасными для окружающих.

Поэтому требования к охранным извещателям должны быть в обязательном порядке стандартизованы, более того - установлены на законодательном уровне, и обеспечиваться соответствующими нормативными документами в области стандартизации, поскольку от этих средств обнаружения, от их качества напрямую зависит безопасность людей и их имущества.

 

- Аббревиатура ГОСТ (государственный стандарт) досталась нам  в наследство от советской системы стандартизации. А до этого времени в России были стандарты?  

 - Прежде всего, следует понимать, что стандартизация - это очень широкое понятие. Подчас мы даже не задумываемся, что живем по стандарту. Достаточно взглянуть на часы. Они - все стандартные. И весы тоже, и линейки, и обувь, и одежда, и напряжение в розетке... Бывает, конечно, что вилка и розетка не совпадают, но это издержки так называемой «гармонизации» национальных стандартов с международными на пути вступления в ВТО. Со временем всё встанет на свои места.

А вообще, стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Хотя наиболее активное развитие методов стандартизации возникло в эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами.

Началом международной стандартизации обычно считают принятие в 1875 году представителями 19 государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые же упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры - кружала. Позднее Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные комиссии, которые осуществляли проверку качества экспортируемого Россией сырья. Можно сказать, что это были первые попытки государственной стандартизации, международной гармонизации и оценки соответствия продукции.

Тем не менее, началом развития государственной стандартизации в России принято считать подписанный в 1918 году декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов».

 

- В современной России стандартизация - это функция государства или других субъектов права?  

- В соответствии с 71 -й статьей Конституции РФ стандарты относятся к вопросам ведения Российской Федерации.

До 1 июля 2003 года отношения, связанные с деятельностью по стандартизации и применением ее результатов, регулировались законом РФ «О стандартизации». Стандарты носили обязательный характер, и несоблюдение их требований преследовалось по закону. В то время документы по стандартизации должны были соответствовать требованиям законодательства РФ.

С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании», определивший цели и принципы стандартизации, состав участников работ, правила разработки стандартов, их добровольный статус, взаимосвязь с техническими регламентами. Понятия «государственный стандарт» в России больше нет, хотя аббревиатура ГОСТ осталась (с добавкой «Р»).

Историю принятия этого закона и предпосылки его появления обычно рассматривают в двух аспектах. Внутренний аспект - отказ от нормирования со стороны министерств и ведомств с целью облегчения деловой активности и снижения издержек.

Внешний аспект - вступление России в ВТО и принятие Россией на себя ряда международных обязательств (в том числе Соглашения по техническим барьерам в торговле - одно из 18 международных соглашений, приложенных к акту Уругвайского раунда многосторонних переговоров о торговле и составляющих основу ВТО).

В качестве основных барьеров в Соглашении указаны расхождение между собой законодательств разных стран, различие стандартов и несовпадение процедур проверки соответствия. Поэтому Соглашением предусмотрены следующие основные меры:

- стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты - обязательный;

- национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным;

- в стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.

 

11 января 2010 года вступили в силу очередные изменения в закон «О техническом регулировании», в результате которых:

- был расширен круг документов, которыми может быть принят технический регламент. Помимо международного договора или межправительственного соглашения, федерального закона, Указа Президента РФ, постановления Правительства РФ технический регламент может быть утвержден нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию (то есть Министерством промышленности и торговли РФ);

- изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативно-правовым актом этого органа;

- установлено, что все документы в области стандартизации, используемые в России, подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

- расширены полномочия Правительства РФ по формированию нормативной базы технического регулирования. Установлено, что до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с ней процессов Правительством РФ в их отношении могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) или в документах Европейского союза. В этом случае за заявителем признается право выбора режима технического регулирования;

- перечень документов в области стандартизации дополнен международными стандартами, региональными стандартами и сводами правил, стандартами и сводами правил иностранных государств, зарегистрированными в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, а также заверенными переводами на русский язык этих стандартов и сводов правил, принятыми на учет национальным органом РФ по стандартизации;

- определены правила формирования перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

 

Для этих целей теперь наряду с национальными стандартами стало возможным использование международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде, а также заверенных переводов на русский язык указанных стандартов и сводов правил, принятых на соответствующий учет.

Журнал «ОХРАНА» МВД РФ, №5, октябрь 2010

Выходит раз в два месяца.

 

(Продолжение следует)