От сотрудников вневедомственной охраны Ставропольского края нередко можно услышать, что самое важное место в их служебной деятельности занимает пульт централизованного наблюдения, или сокращенно ПЦО. Оказавшись там, сразу окунаешься в поток тревожных сообщений, поступающих из сотен охраняемых объектов и квартир граждан, дежурных частей органов внутренних дел, которые также зачастую просят оказать помощь силами милиционеров групп задержания в пресечении преступлений и правонарушений на улицах городов.

В настоящее время в городах и районных центрах Ставропольского края функционируют 32 ПЦО. Эффективность пультовой охранной сигнализации основана на том, что все службы, участвующие в их функционировании, – сугубо специализированные, то есть и технически, и организационно подготовленные для эффективного решения конкретных задач.

С каждым годом совершенствуется техническое оснащение ПЦО, сотрудники милиции делают всё возможное для более оперативной, надёжной и мобильной охраны. Так, руководством УВО при ГУВД по Ставропольскому краю, исходя из назревшей необходимости в оптимизации организационно-штатной структуры и повышении профилактического вклада СПМ вневедомственной охраны, была проведена реорганизация подразделений.

На территории города дислоцировались 3 отдела вневедомственной охраны (в соответствии с территориально-административным делением Ставрополя на Ленинский, Октябрьский и Промышленный районы). В каждом ОВО располагалось по одному ПЦО.

На первом этапе были объединены 3 городских отдела и строевые подразделения милиции при УВО с созданием полка милиции, дежурной части полка и объединением ПЦО бывших Ленинского и Октябрьского ОВО в головное ПЦО. В целях обеспечения беспрерывной работы ПЦО на момент переключений каналов связи производилось их резервирование, а также баз данных АРМ ДПУ (автоматизированное рабочее место дежурной пульта управления) и ДПЦО, переработана полностью схема УКВ радиосвязи с нарядами ГЗ ПЦО и постами милиции (дополнительно установлено три радиоретранслятора). С учетом однотипности оборудования систем централизованного наблюдения: АСЦН «Юпитер» сокращено количество АРМ «Юпитер» с 4-х до 3-х и, как результат, произведена реорганизация штатной численности ДПУ.

В целях оптимального использования системы мониторинга «Арго-Страж», диспетчерские центры системы, которые раньше размещались на ПЦО Ленинского ОВО и в УВО при ГУВД по СК, перенесены в дежурную часть полка милиции. После этого возникла реальная возможность создания полноценного мониторингового центра на базе системы «Арго-Страж». К тому же была изготовлена электронная карта Ставропольского края с полным раскрытием наиболее крупных городов (Ставрополь, Невинномысск, Пятигорск, Минеральные Воды, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск). Всё это обеспечило эффективный контроль не только ГЗ ПЦО, но и удаленных (до 40 км) стационарных постов милиции и моторизированных рейдовых групп милиции, задействованных в охране 500 метровой санитарной зоны Сенгилеевского водохранилища, основного питьевого водозабора краевого центра и прилегающих к нему районов края. С помощью краевой электронной карты теперь можно контролировать прохождение оперативных машин взвода сопровождения при охране ими особо ценных грузов, в   первую очередь денежных средств.

В дежурной части полка милиции была создана комната хранения оружия личного состава полка милиции и аппарата УВО при ГУВД по СК (ранее оружие и боеприпасы хранились в 4-х территориально рассредоточенных КХО).

Следующий этап объединения ОВО в г. Ставрополе предусматривал перенос ПЦО Промышленного района г. Ставрополя и организация единого ПЦО. Проблемным вопросом второго этапа стал перенос АРМ РСПИ «RC-4000» и «Приток-А-Р». Если на первом этапе АРМ «Приток-А-Р» был перенесен установкой ретранслятора на месте базового модуля и установкой самого АРМ «Приток-А-Р» в помещении нового ПЦО, с развертыванием АФУ (антенно-фидерное устройство) на крыше административного здания ОВО по г. Ставрополю, то для реализации второго этапа по такому же плану, на крыше административного здания уже не было свободного места. С учетом сложившейся ситуации было принято решение оставить АФУ и базовые станции РСПИ в здании, так как на тот момент оно было передано Ставропольскому филиалу ФГУП «Охрана». Канал связи организовали по выделенной телефонной линии в формате SHDSL с использованием конвертеров TCP\ RS-232 (изготовитель ООО «Элеста»). Проводные системы централизованного наблюдения АС «Приток-А» Промышленного района г. Ставрополя, закольцованные оптиковолокном, были переключены путем организации канала связи между АТС, находящейся на самом минимальном удалении от здания головного ПЦО ОВО по г. Ставрополю.

В результате проведенных оргштатных мероприятий было сокращено несколько единиц аттестованного состава. Высвободившаяся численность была перераспределена в группы задержания ПЦО в г.Ставрополе, вместо 11 стало 14 ГЗ.

Необходимо отметить, что в связи с объединением 3 рассредоточенных ПЦО в одно, возникла проблема резервирования каналов связи между ПЦО и АТС. В настоящее время все проводные каналы связи на административное здание ОВО по г. Ставрополю организованы по одному 100-парному кабелю, принадлежащему ОВО. В условиях порыва данного кабеля ПЦО ОВО по г. Ставрополю станет не работоспособным, за исключением одного АРМ «Приток-А-Р». В целях устранения данного недостатка организовано взаимодействие с руководством АТС, разработан проект и выполнены работы по прокладке резервного кабеля.

На сегодняшний день можно выделить преимущества создания объединенного ПЦО:

- проведение единой технической политики во внедрении, как систем централизованного наблюдения, так и во внедрении унифицированных оконечных устройств с приоритетом таких современных систем, базирующихся на аппаратно-программных комплексах, как «Приток-А», «Приток-АР» и «Юпитер»;

- оптимизировано построение автоматизированных рабочих мест (АРМ) дежурных пульта управления (ДПУ) за счет раздельного вывода на АРМ ДПУ ретрансляторов систем передачи извещений с ручной и автоматической тактикой взятия/снятия объектов (квартир) соответственно, что позволило, в конечном итоге, сократить штатную численность ДПУ;

- обеспечена более четкая координация во взаимодействии со Ставропольским филиалом ФГУП «Охрана» МВД России в вопросах оперативного выполнения заявок на монтаж средств ОПС, устранения недостатков в обеспечении эксплуатационного обслуживания технических средств охраны и т.п.             

Перед принятием решения об укрупнении городского подразделения охраны был проведен анализ экономической эффективности данных мероприятий, рассчитана предполагаемая динамика основных показателей финансово-экономической деятельности.

В ходе проведения реорганизаций финансовыми службами осуществлены мероприятия, в результате которых число подведомственных бюджетополучателей сократилось с 3-х до 1-го. В связи с чем увеличилась концентрация денежных потоков, облегчилась функция распорядителя средств по доведению сметных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, размеров финансирования. Уменьшился объем представляемой финансовой и бухгалтерской отчетности.

Объединение трех отделов в г. Ставрополе в итоге дало положительную динамику прироста доходов над расходами ОВО. Также, следует отметить экономию по оплате коммунальных услуг в связи с отсутствием необходимости эксплуатации административного помещения, ранее занимаемого бывшим Промышленным ОВО.

Кроме указанной экономии денежных средств, создание в городе единого подразделения вневедомственной охраны положительно сказалось и на выполнении общемилицейских задач. Так, создание полка милиции дает возможность осуществлять проведение единого инструктажа нарядов вневедомственной охраны, заступающих на службу по охране объектов и общественного порядка в г. Ставрополе.

Организация единой дежурной части и пункта централизованного наблюдения, с установкой системы мониторинга «Арго-Страж» позволило осуществлять мониторинг подвижных нарядов милиции (что обеспечило более оперативное руководство ими), а также продуктивно использовать личный состав при проведении профилактических мероприятий в борьбе с преступностью и административными правонарушениями. Следует отметить, что реорганизация поспособствовала более эффективному взаимодействию с дежурными частями органов внутренних дел.

Проведенный анализ работы в выполнении задач по охране общественного порядка, борьбе с преступностью и административными правонарушениями по итогам минувшего года показал, что количество раскрытых нарядами милиции преступлений по горячим следам, совершенных на улицах города и в общественных местах, в сравнении с АППГ (аналогичный период прошлого года) выросло на 1,2%, общее количество раскрытых преступлений на 1,3%.

При этом показатель количества задержанных лиц по подозрению в совершении преступлений на 1 сотрудника милиции СПМ ОВО по г. Ставрополю составил 2,5, что выше среднего краевого показателя (2,3), по ЮФО (1,9) и России (2,3). За административные правонарушения задержано на 0,1% граждан больше, чем за АППГ.

Учитывая наработанный опыт и положительный эффект по созданию укрупненного подразделения охраны в г. Ставрополе, УВО при ГУВД по СК продолжены работы по дальнейшей оптимизации организационно-штатной структуры подразделений вневедомственной охраны.

Так, год назад был образован ОВО при УВД по Кавказским Минеральным Водам. В его состав вошли бывшие Пятигорский, Ессентукский, Железноводский, Лермонтовский и Предгорный отделы вневедомственной охраны. Базируется данное подразделение в г. Пятигорске. В его структуру в настоящее время входит 6 ПЦО, размещенных в отдельных муниципальных образованиях: в г. Пятигорске, г. Ессентуки, г. Железноводске, г. Лермонтов, ст. Ессентукской и в пос. Иноземцево. В настоящее время прорабатывается вопрос о возможности объединения данных ПЦО в единое на базе ПЦО г. Пятигорска.  

Анна ПИНЧУКОВА, пресс-группа УВО при ГУВД по Ставропольскому краю

 

Статья подготовлена совместно с редакцией журнала «Охрана»