Достаточно часто мне задают вопрос, каковы перспективы развития профсоюзного движения в России? Не мудрствуя лукаво, отвечу прямо, однозначного ответа на поставленный вопрос нет. Но для понимания сущности развития профсоюзного движения необходимо знать историю вопроса. Именно в истории российского профсоюзного движения как в зеркале отражены основные тенденции и проблемы развития профсоюзов. 

Конец XIX – начало ХХ века в России характеризовалось ускорением развития капиталистических отношением на фоне промышленного роста и развития таких отраслей, как горнодобывающая промышленность, металлургия, машиностроение; развивались транспортная инфраструктура, банковская система. Эти процессы, в свою очередь, детерминировали рост и развитие новых социальных классов, групп, а также социальных и трудовых отношений между ними. Вместе с тем, индустриализация сопровождалась уменьшением площадей обрабатываемых сельскохозяйственных земель, пастбищ и покосов, что препятствовало увеличению числа самостоятельно хозяйствующих крестьян и, напротив, способствовало исходу обнищавших крестьян из деревни в город. Они, в свою очередь, пополняли ряды наемных рабочих.  

Двуукладность экономического развития и социальных преобразований стала объективным основанием для зарождения и разрастания негативных социально-экономических тенденций. Стихийное недовольство рабочих своим социально-экономическим положением стало причиной столкновения рабочих Обуховского завода с отрядами полиции и с войсками. В 1902 году имело место организованное стачечное выступление рабочих в  Ростове-на-Дону, а также стихийные крестьянские бунты на юге России. В 1905 году началась стачка рабочих Путиловского завода, за несколько дней к ней присоединилось подавляющее большинство рабочих практически всех промышленных предприятий Петрограда. Жестокая расправа над участниками относительно мирного шествия рабочих 9 января на Дворцовой площади стало немаловажной причиной и одновременно точкой отсчета разворачивания двух процессов:  

·       Политизации профсоюзного движения, выразившейся, в частности, в трансформации социально-экономического протеста в социально-политический: зимой-весной 1905 года стачечными комитетами формулировались и рабочими выдвигались уже не только социально-экономические, но и политические требования, в частности, требования свободы слова, союзов, собраний, стачек, неприкосновенности личности, право на рабочее заводское самоуправление и т.д.; 

·       разворачивания массового всероссийского стачечного движения: к марту 1905 года им были охвачены практически все промышленные районы России, к заводскому стачечному движению присоединились рабочие 22 железных дорог России.  

Организация и координация стачечного движения рабочих на начальном этапе осуществлялась цеховыми сходками, заводскими комиссиями, затем - стачечными комитетами, собраниями уполномоченных. Как правило, они формировались явочным способом. Первыми межзаводскими координационными организациями стали создававшиеся в Москве и Петербурге межзаводские комиссии и порайонные объединения. Рабочие комиссии, собрания уполномоченных не распускались после завершения стачек и становились постоянными представительными органами рабочих. Зимой 1905 года широкие  (всероссийские) масштабы стал приобретать процесс объединения рабочих по профессиональному принципу.   

Первыми в России профсоюзными организациями принято считать объединения рабочих Путиловского, Обуховского и Семенниковского заводов Петербурга, созданные в марте 1905 года. В апреле был учрежден Всероссийский профсоюз железных дорог.  Печатным органом российских профсоюзов стал «Печатный вестник», учрежденный профсоюзом рабочих - печатников. Его первый номер вышел в мае 1905 года. Профсоюзы создавались не только в Москве и Петербурге, но и на Уральских и Сибирских заводах и железных дорогах. Эти процессы являются объективным основанием для того чтобы считать 1905 год годом зарождения массового профсоюзного движения в России: им были охвачены рабочие тяжелой, машиностроительной, текстильной, деревообрабатывающей промышленности, транспорта, металлургии и других основных отраслей экономики. Осенью 1905 годы были образованы органы координации профсоюзного движения – межрегиональные бюро профсоюзов.  

6 октября 1905 года в Москве прошло совещание уполномоченных делегатов от профсоюзов предприятий крупнейших промышленных городов России, оно было переименовано в 1 Всероссийскую конференцию профессиональных союзов. На конференции было образовано  Центральное бюро профессиональных союзов и принято решение о проведении Первого Всероссийского съезда профсоюзов. 

С точки зрения цели и задач нашего исследования важно подчеркнуть, что зарождение и становление российского профсоюзного движения представляло собой одни из этапов материализации, институциональзации в формировании отношений и процессов гражданского общества. Для такого обобщения мы видим следующие основания: 

Во-первых, изначально профсоюзное движение зарождалось и развивалось абсолютно стихийно. Оно основывалось на энергии самоорганизации и воплощало в себе гражданскую социальную инициативу. В этом отношении, в соответствии с идеями теоретиков гражданского общества, в частности, С.Л. Франка, профсоюзы со своих первых шагов стали союзами гражданского единства, которое, «в отличие от государственного единства, есть общественное единство, спонтанно складывающееся из вольного сотрудничества, из свободного соглашения воль отдельных членов общества». Уже сам факт добровольного членства рабочих в организациях, независимых и от нанимателей, и от государства, является свидетельством того, что «прото»-профсоюзы были воплощением социально-политической гражданской интеграции горизонтального уровня.   

Во-вторых, зарождение и развитие профсоюзов стало, с одной стороны,  следствием, с другой стороны, важнейшим этапом институционализации и верификации социально-экономических и политических отношений между различными слоями и классами российского общества. 

В-третьих, профсоюзы возникли как институт артикуляции и защиты трудовых интересов рабочих. Практически сразу они стали инструментами защиты не только социальных, но и экономических, и политических интересов, прав, свобод граждан от посягательств со стороны не только класса собственников, но и государства. Они способствовали  самореализации и самодеятельности граждан, их коллективному участию в принятии и осуществлении решений. Эти функции профсоюзов  практически совпадает с одной из ключевых функций гражданского общества как «системы внегосударственных общественных отношений и институтов, дающей возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающей разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества».  

В-четвертых, профсоюзные организации России уже в первые годы своей деятельности стали субъектами не только социальных и трудовых отношений и посредниками в отношениях «работник-работодатель».  Практически сразу, как отмечалось, они выступили в сфере внутренней политики с требованиями политических прав и свобод для граждан.  

Политическая активизация профсоюзов в значительной степени была следствием мощного давления, которое оказывалось на них со стороны левых партий - большевиков, меньшевиков и эсеров. Их представители с самого зарождения профсоюзов отчетливо осознавали всю силу рабочих  коллективов и как ее использовать для достижения политических целей, поэтому, заручившись доверием стачечных комитетов,  они настаивали на том, чтобы к экономическим требованиям комитеты добавляли требования политического характера.  

Целенаправленная деятельность активистов левых партий, направленная на политическое ангажирование рабочих организаций, началась и имела свои результаты еще до революционных событий 1905 года. Число стачек, на которых рабочие выдвигали политические требования, резко увеличилось еще к 1895 году. Политизация и неконвенциональная нацеленность рабочего движения стала тенденцией, обратившей на себя внимание представителей властей российских городов.  

Продолжение следует