В советское время среди молодых людей было модно носить на лацкане пиджака знак об окончании вуза. В народе этот знак прозвали «поплавком», ибо он подчеркивал наличие у его владельца высшего или среднего специального образования, что позволяло более успешно двигаться по служебной лестнице… Однажды в троллейбус вошел симпатичный молодой человек, на пиджаке которого сияли два красивых «поплавка». Усевшись, он начал читать газету, но вскоре обратил внимание на старушку, которая пристально и с любопытством смотрела на него: «Бабушка, что вы на меня так смотрите?»

- Да вот, сынок, не пойму, что за значки у тебя на пиджаке непонятные, - ответила бабуля.

Молодой человек гордо сообщил, что эти знаки свидетельствуют об окончании им двух вузов и наличии у него двух высших образований.

Взгляд бабушки стал жалостливым и неожиданно для молодого человека, рассчитывавшего на похвалу, она проронила: «Сынок, неужели ты такой глупый, что тебя в одном вузе не смогли научить?»

Сегодня мода носить «поплавки» прошла. Вряд ли кого сегодня удивит наличие у многих молодых людей двух высших образований. Но всегда ли необходимо обучать человека в двух вузах?

В конце 2007г. глава МЧС России генерал армии С.К.Шойгу издал приказ №645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Указанный документ имеет отношение и к охранным структурам, в том числе и ЧОПам. В п.39 упомянутых норм пожарной безопасности (НПБ) предусмотрено, что работники, осуществляющие круглосуточную охрану организаций, обучаются мерам пожарной безопасности по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума.

В НПБ дана типовая программа пожарно-технического минимума для работников, осуществляющих круглосуточную охрану организаций.


темы

Наименование темы

Часы

1

Требования пожарной безопасности к зданиям и помещениям

2

2

Технические средства пожаротушения, противопожарный инвентарь

1

3

Действия при пожаре

1

4

Практическое занятие

2


Зачет

1

Итого: 7 часов

Итак, в течение почти целого рабочего дня охранник должен обучаться мерам пожарной безопасности. Мы уже писала о «пожарном» обучении охранников в апреле прошлого года, но сегодня приходится возвращаться к этому вопросу.

Приказом МЧС России от 25.10.2005г. №764 (зарегистрирован в Минюсте РФ 23.11.2005г. №7189) была утверждена Инструкция о порядке согласования специальных программ обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, но прошло почти четыре года, и ни одна структура федерального уровня, имеющая отношение к осуществлению охранных функций, не разработала специальных программ обучения охранников мерам пожарной безопасности и не представила их на согласование в МЧС России.

Поэтому главное пожарно-спасательное ведомство страны само придумало типовую программу обучения охранников, хотя Федеральный закон «О пожарной безопасности» не давал этому федеральному органу исполнительной власти полномочий на разработку программ обучения для работников различных отраслей экономики. Ст.25 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. №69-ФЗ предусматривает, что «обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Если следовать букве и духу закона, то специальную программу обучения охранников Сбербанка мерам пожарной безопасности должен разработать Минфин России, а для ЧОПов такую программу могло разработать МВД России, которое совместно с другими структурами осуществляет нормативное регулирование охранной деятельности.

Разработка программ обучения, лицензирование образовательных учреждений для подготовки охранников и контроль за их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

МЧС России не входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих отношение к подготовке охранников. Поэтому законность появления программы достаточно спорна.

И еще в приказе МЧС №645 говорится о программе пожарно-технического минимума для работников, осуществляющих круглосуточную охрану организаций. Получается, что охранника, несущего службу 8 или 12 часов, можно в соответствии с приказом не обучать премудростям пожарно-технического минимума.

МВД России в апреле 2008г. издало приказ №330 «Об утверждении типовых требований к оформлению и структуре программ обучения частных детективов и частных охранников, перечня тем и основных вопросов, подлежащих изучению» (об этом мы писали в журнале «Охранная деятельность»). Учебная программа по подготовке частных детективов и частных охранников предусматривает необходимость изучения целого ряда вопросов пожарной безопасности.

Так, в рамках тактико-специальной подготовки частные охранники изучают тему №5:

- методика и тактика осуществления проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания средств охранно-пожарной сигнализации;

- дополнительные условия осуществления данного вида деятельности. Получение лицензии на данный вид деятельности;

- особенности организации охраны с применением технических средств охранно-пожарной сигнализации;

- особенности действий частных охранников, осуществляющих данный вид деятельности.

При технической подготовке изучаются темы №1 и №3, имеющие прямое отношение к вопросам пожарной безопасности.

Тема 1. Технические средства охраны объектов

1.1. Назначение и классификация технических средств охраны объектов. Принципы действия технических средств охраны.

1.2. Технические средства охранной сигнализации.

1.3. Технические средства пожарной сигнализации.

1.4. Технические средства тревожной сигнализации.

1.5. Состав системы охранной сигнализации.

1.6. Особенности эксплуатации различных систем технических средств охраны.

Тема 3. Средства пожаротушения

3.1. Обеспечение противопожарной безопасности на объектах и мероприятия по исключению причин возгорания.

3.2. Противопожарный режим при эксплуатации объектов.

3.3. Пенные, порошковые и углекислотные огнетушители. Их назначение и устройство. Правила и приемы работы с огнетушителями.

3.4. Пожарное оборудование и инструмент. Техника безопасности при работе с ними.

3.5. Действия руководителя и сотрудников при обнаружении возгорания на объекте и ликвидация его последствий.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года №2487-1 с последующими изменениями и дополнениями предусмотрел, что выполнять охранные функции может только охранник, прошедший в установленном порядке обучение и получивший лицензию на указанный вид деятельности. Вот и выходит, что, проходя обучение для получения лицензии, будущий охранник добросовестно изучает набор требований в области пожарной безопасности, как этого требует нормативный акт МВД России.

Однако, придя на практическую работу, он должен повторно проходить обучение мерам пожарной безопасности только потому, что это предусмотрено приказом МЧС России.

Инспектор Госпожнадзора, который придет проверять ЧОП или объект, на котором охранник несет службу, будет требовать выполнения того, что предписано в нормативных актах МЧС России. Ему важно выполнить приказ собственного министра, и то обстоятельство, что требования приказа МЧС не соответствуют законодательству, инспектора не волнует.

Строгость и принципиальность со стороны инспектора ГПН в данном случае будут обеспечены сполна. Об этом «позаботятся» коммерческие структуры, которые занимаются обучением мерам пожарной безопасности. Многие из них материально «подпитывают» инспекторов Госпожнадзора, и материальный размер этой «подпитки» напрямую зависит от количества лиц, направленных к ним для обучения мерам пожарной безопасности.

Вот и получается, как в той истории с двумя «поплавками». Неужели частный охранник, имеющий среднее образование, отслуживший в армии или проработавший на производстве, прошедший специальное обучение в образовательном учреждении так глуп, что его следует второй раз обучать элементарным требованиям пожарной безопасности и при устройстве на работу?

Нет, охранник не глуп. Он, а вместе с ним и громадное количество руководителей ЧОПов стали заложниками ситуации, когда МЧС далеко не на безвозмездной основе приказывает проводить повторное обучение.

Существующая редакция Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» с изменениями и дополнениями к нему, которые вступили в силу с 1 июля 2009г. и еще вступят с января 2010 года, не дают четкого и внятного ответа на вопрос: должны ли работники ЧОПов в повседневной деятельности заниматься «пожарными» функциями?

В самом тексте закона отсутствует внятное упоминание о пожарной безопасности или позициях, связанных с ее обеспечением со стороны частных охранников.

Этот вопрос требует решения, тем более что «на земле» частным охранникам, их руководителям и хозяйствующим структурам, с которыми у охранных предприятий есть договорные отношения, довольно сложно отделять многие вопросы охраны, пропускного и внутриобъектового режима от соблюдения требований внутреннего распорядка и пожарной безопасности.

ЧОПы, которых сегодня в России около 30 тысяч и в которых трудится более 700 тысяч человек, в большинстве своем являются структурами среднего и малого бизнеса. И ситуация, когда частный охранник должен дважды платно изучать меры пожарной безопасности, является тормозом в развитии предприятия и напрямую ведет к удорожанию его услуг.

И еще, с 1 июля 2009 года вступило в силу новое Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года. Этот нормативный акт регламентирует процедуру лицензирования образовательных организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуют основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки. Другими словами, это документ, который предъявляет набор требований к организациям, осуществляющим подготовку широкого круга работников, в том числе частных охранников.

В Положении специально предусмотрено, что «соискатель лицензии на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, представляет также образовательную программу, согласованную с Министерством внутренних дел Российской Федерации».

Такая типовая программа уже определена приказом МВД России от 8 апреля 2008г. №330, в ней предусмотрены вопросы по пожарной безопасности.

О необходимости согласования программ обучения с МЧС России и обучении мерам пожарной безопасности как самостоятельной дисциплине в упомянутом Положении не сказано ни слова. Парадокс: МВД России и МЧС России наперебой требуют обучать частных охранников мерам пожарной безопасности, при этом сам охранник не может на законных основаниях воспользоваться полученными знаниями. Действующее законодательство и подзаконные нормативные акты не предоставляют ему возможности участвовать в обеспечении пожарной безопасности охраняемого объекта, то есть осуществлять профилактику и тушение возможного пожара.

Получается, что знания в сфере пожарной безопасности он получает на всякий случай, без пользы для себя и структур, которые направляют его на такое обучение и несут за это немалые расходы.

Но ведь не обучают охранника на всякий случай действиям при обнаружении НЛО или действиям по защите от тигра, если тот сбежит из местного зоопарка!

Хотелось бы надеяться, что с вступлением в силу упомянутого выше постановления Правительства РФ в обучении охранников мерам пожарной безопасности будет наведен порядок.