В первой части данного материала было рассказано об окончании этапа становления и сегодняшнем активном формировании цивилизованного рынка сыскных услуг, о востребованности детективных услуг юридическими и физическими лицами, и наличии объективных предпосылок, свидетельствующих о том, что потребность в детективных услугах будет в дальнейшем возрастать. А также о том, что содержащиеся в недавно принятом законе № 272-ФЗ изменения, не коснулись основных, принципиальных и жизненно важных для детективов вопросов.
Первую часть материала можно прочитать по ссылке: http://psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=15676
Продолжаем анализ статей Федерального закона №272-ФЗ, в части, которая относится к частной детективной деятельности.

Статья 7 Закона дополнена новыми ограничениями в частной детективной деятельности.
Наряду с указанными в статье 7 Закона ограничениями, частному детективу, кроме того, запрещается:
– использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;
– получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
Отдельно прописаны (статья .9) требования к договору на оказание сыскных услуг.
Суть этих требований:
– частный детектив обязан заключить в письменной форме договор с каждым заказчиком сыскных услуг;
– в договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения;
– вместо отчета, предусмотренного в действующем Законе, частный детектив обязан составлять акт о выполнении работ, который, как и договор, подлежит хранению в течение пяти лет.
Усилено наказание за совершение правонарушений при осуществлении частной детективной деятельности.
Анализ действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в части, касающейся правового регулирования частного сыска, позволяет сделать вывод о том, что Закон исполнил свою роль, и обеспечил как саму возможность развития указанной деятельности, так и механизм контроля за ее осуществлением. Поэтому оставление данного Закона в прежнем виде и в дальнейшем будет отрицательно сказываться на развитии российского частного сыска.
Как представляется, для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, необходимо принять действенные меры по совершенствованию законодательства в сфере частного сыска. В этих целях предлагается:
1. Прежде чем приступать к подготовке конкретных законов, следует разработать и принять Концепцию подготовки законодательства в сфере частного сыска.

В Концепции, прежде всего, необходимо решить принципиально важный, стержневой вопрос относительно правовой природы частной детективной деятельности.
Действующий Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» относит частную детективную деятельность к предпринимательской деятельности со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Как представляется, правовая природа частной детективной деятельности совершенно иная. По своей сути она является юридической деятельностью, а не коммерческой. Ей присущи все характерные черты юридической деятельности. О ее юридической направленности свидетельствует и характер оказываемых частным детективом услуг.
Это:
- сбор сведений по гражданским и уголовным делам, а также для изучения рынка, деловых переговоров; выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
- установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а равно разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
- выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах при заключении ими трудовых и иных договоров;
- поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного юридическими или физическими лицами имущества.

Детективная деятельность имеет публичное начало, поскольку направлена на защиту общественных интересов и является институтом гражданского общества. Об этом убедительно свидетельствует указанная в Законе цель осуществления частной детективной деятельности – защита прав и законных интересов клиентов. Относить деятельность по защите прав и законных интересов к предпринимательской деятельности, целью которой является извлечение прибыли, вряд ли нравственно и корректно.
В значительной мере детективная деятельность (в особенности при оказании таких услуг, как сбор сведений по гражданским и уголовным делам) призвана обеспечить реализацию прав участников уголовного и гражданского процесса.

За оказание детективных услуг детективы получают не прибыль, а вознаграждение, именуемое в части 3 статьи 9 действующего Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» гонораром, который является оплатой их труда.
Наглядно подтверждает выдвинутый тезис относительно правовой природы частной детективной деятельности и характер действий, предоставленных указанным Законом частному детективу. При оказании детективных услуг допускается устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания этих услуг.

Далее, гражданин, претендующий на приобретение статуса частного детектива должен иметь юридическое образование либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет. Кстати, аналогичные требования предъявляются к адвокату, нотариусу, деятельность которых в соответствующих профильных законах названа не предпринимательской, а юридической. Поэтому, по своему характеру и природе частная детективная деятельность ближе всего к адвокатской и нотариальной деятельности и должна также иметь статус юридической деятельности.

Подтверждением рассматриваемого тезиса служит и дополнение, внесенное в декабре 2008 года в часть 5 статьи 3 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», согласно которому частному детективу предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений. Представляется, что оказывать такое содействие могут только субъекты юридической деятельности.
С учетом высказанных доводов и аргументов в пользу отнесения частной детективной деятельности к юридической деятельности, данное положение следует закрепить в предлагаемой концепции, а затем в соответствующем законе, где отдельной нормой прописать, что частная детективная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли.

2. В Концепции должно быть определено, что частная детективная деятельность должна регулироваться отдельным законом – Федеральным законом «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».

В настоящее время частная охранная и частная детективная деятельности регулируются одним Законом - «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Более чем десятилетний период существования этого общего Закона убедительно показал, что назрела необходимость подготовки отдельного закона, регулирующего только частную детективную деятельность. Как известно, частная детективная и охранная деятельности представляют собой два отдельных, самостоятельных вида деятельности.
Далее, между этими видами деятельности практически нет ничего общего, что давало бы основание регулировать их в одном законе. Детективная и охранная деятельности различны по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовому статусу. Различна и их правовая природа. Охранная деятельность в основном нацелена на обеспечение сохранности имущества юридических и физических лиц, защите жизни и здоровья охраняемых граждан, в то время как детективная деятельность представляет собой разновидность юридической, розыскной деятельности, а ее содержанием является сбор сведений в рамках оказываемых сыскных услуг.
Наличие отдельного закона о частной сыскной и охранной деятельности целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержится немало отсылочных (бланкетных) норм, регулирующих правоотношения в сфере сыска, положения которых практически невозможно применить в сфере охраны. Все это порождает серьезные трудности в правоприменительной практике.

Кстати, идея о необходимости подготовки самостоятельного закона о частной детективной деятельности высказывалась законодателем еще в 1991 году.
Так Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1027 – 1 Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью совместно с Комитетами Верховного Совета РСФСР по безопасности и по законодательству поручалось в двухмесячный срок разработать и представить в Верховный Совет РСФСР проект закона РСФСР «О негосударственных детективных службах в РСФСР». Однако, по каким-то причинам, это Постановление Верховного Совета РСФСР исполнено не было, и в 1992 году был принят ныне действующий общий закон – Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Как представляется, объективных затруднений для реализации данного предложения в настоящее время не имеется. Необходимо вначале подготовить новый отдельный федеральный закон, регулирующий частную сыскную деятельность, включив в него все положительное и выдержавшее испытание временем из действующего Закона. В заключительной части указанного федерального закона надо прописать, что после вступления его в силу часть первая (ст.ст.1-9) утрачивает силу, а из названия Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» убрать соответствующее словосочетание.

Следует отметить, что проект такого федерального закона (с несколько иным названием – «О негосударственной (частной) сыскной деятельности в Российской Федерации») был подготовлен несколько лет тому назад и внесен депутатами, однако по ряду причин, в основном субъективного характера, принят не был. В настоящее время, после соответствующей корректировки, обусловленной последними изменениями законодательства, его можно вновь внести на рассмотрение Государственной Думы.

3. В Концепции следует прописать основные принципиальные положения указанного Федерального закона, касающиеся:

1) предмета правового регулирования указанного Закона (определить, какие вопросы должны быть предметом правового регулирования данного Закона, а какие – подзаконных актов);
2) его структуры;
3) понятийного аппарата;
4) определения задач и принципов деятельности;
5) видов детективных услуг;
6) правового статуса частного детектива;
7) прав и обязанностей детектива;
8) перечня действий частного детектива и порядка их осуществления;
9) ограничений в частной детективной деятельности;
10) лицензирования частной детективной деятельности;
11) осуществления государственного контроля (надзора) за частной охранной деятельностью.

4. Следующим этапом на пути совершенствования законодательства, регулирующего частную детективную деятельность, будет реализация положений Концепции в процессе подготовки федерального закона «О частной детективной деятельности в Российской Федерации».

5. В целях приведения законодательства, регулирующего частную детективную деятельность, в систему необходимо подготовить федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О частной детективной деятельности в Российской Федерации»
Прежде всего, необходимо будет внести изменения в Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», исключив из него положения, касающиеся частной детективной деятельности, из названия Закона.
Очевидно уже в настоящее время, что потребуется внесение соответствующих дополнений в Гражданский и Уголовный процессуальный кодексы, касающихся прав участников гражданского и уголовного процесса пользоваться услугами частного детектива при реализации ими права на представление доказательств. Тем самым будут приведены в соответствие нормы ФЗ «О частной детективной деятельности», предоставляющие право частному детективу на сбор сведений по уголовному и гражданскому делу, с Гражданским и уголовно-процессуальным законодательством.
Потребуется внесение изменений в Арбитражный, Административный кодексы, Закон «О милиции» и некоторые другие законодательные акты.

6. Завершающим этапом законотворческой работы в сфере сыска будет приведение подзаконных актов в соответствие с действующим законодательством и принятие в случае необходимости новых подзаконных актов.
При подготовке указанных рекомендаций использовано российское и зарубежное законодательство, судебная и детективная практика, теоретические исследования, проведенные по данной проблематике.
Реализация указанных предложений по совершенствованию законодательства:
- будет способствовать обеспечению единой государственной политики в сфере частного сыска и тем самым - достижению целей, поставленных в проводимой в России административной реформе;
- позволит упорядочить нормативную правовую базу детективной деятельности;
- позволит создать необходимые гарантии соблюдения законности в процессе ее осуществления.
Изложенное наглядно свидетельствует о том, какую большую работу необходимо проделать для того, чтобы подготовить надлежащее законодательство в сфере частного сыска. Чтобы достичь желаемых результатов необходимо активное участие всего сыскного сообщества и, прежде всего, его общественных и корпоративных объединений.