Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что оно охватывает не все отношения, связанные с правовой охраной информации, составляющей коммерческую тайну. Отсутствие действенных правовых механизмов ставит российских участников международных товарных рынков в неравные условия по отношению к иностранным партнерам, не позволяет защитить иностранных производителей на российском рынке, затрудняет защиту прав авторов не патентуемых изобретений, ограничивает возможность реализации прав граждан на информацию, создаваемую в предпринимательских структурах, и, в то же время, не создает условий для ее охраны органами государственной власти.

В 2004 г. был принят Федеральный закон № 98 «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. (далее Закон).

Закон призван регулировать отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определять сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Принятый Закон не решил должным образом проблемы, связанные с коммерческой тайной.

18.12.2006 г. была принята часть 4 Гражданского Кодекса РФ, регулирующая права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Указанный нормативно-правовой акт вносит существенные изменения в ч.ч. 1 и 2 ГК РФ, затрагивает ч. 3 ГК РФ, вносит изменения и отменяет некоторые положения Закона «О коммерческой тайне». Основные положения части 4 ГК РФ вступают в силу 01.01.2008 г., поэтому анализ нормативно-правовых актов необходимо проводить отдельно от указанного закона, так как в настоящее время ч. 4 ГК РФ не действует, и применяются положения ранее принятых нормативных актов.

Подробное специальное исследование информации, составляющей коммерческую тайну, позволило обосновать некоторые новые положения и разработать конкретные предложения по совершенствованию законодательства о коммерческой тайне.

В связи с принятием ч. 4 ГК РФ, с 01.01.2008 г. утрачивают силу: п. 3 ст. 3; ч. 2 ст. 4; ст.ст. 7, 8, 9; п.п. 3, 4 ч. 3, ч. 4, 5, 7 ст. 11; ст. 12 Закона коммерческой тайне. Законодатель, принимая ч. 4 ГК РФ соединил в одном нормативном акте законодательство, регулирующее права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которое в настоящее время состоит из отдельных самостоятельных нормативно-правовых актов. Учитывая, что Закон о коммерческой тайне состоит всего из 16 статей, а после вступления в силу ч. 4 ГК РФ, будет еще менее, предлагается нормы Закона о коммерческой тайне включить в ч. 4 ГК РФ. Данный вывод подтверждается самим законодателем, так как в ч. 4 ГК РФ содержится 8 статей, посвященных правам на секрет производства (ноу-хау). В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона под информацией, составляющей коммерческую тайну, понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны. Таким образом, не нужно разделять нормы об информации, составляющей коммерческую тайну (в том числе ноу-хау) на нормы, включенные в Закон о коммерческой тайне и нормы, включенные в ч. 4 ГК РФ.

При сравнении правового режима коммерческой тайны с объектами патентного и авторского права можно придти к выводу, что коммерческая тайна в некоторых случаях наиболее удобна и выгодна.

Для получения охраны в режиме коммерческой тайны не нужно платить пошлины, сборы, уведомлять или регистрировать право в каком-либо государственном органе или выполнять какие-либо иные формальности, правовой режим коммерческой тайны не ограничен временем, и действует столько, сколько сохраняется конфиденциальность информации, чего нет в таком способе охраны как патентное право. Преимущество коммерческой тайны также состоит в том, что не требуется раскрытия информации перед третьими лицами, чтобы доказать, какая информация является конфиденциальной.

Однако всегда существует риск того, что технические решения могут быть созданы, помимо обладателя, еще одним или несколькими различными лицами независимо друг от друга. Можно утверждать, что данные совпадения не часты, но с ними необходимо считаться. Ситуация усложняется, когда один из обладателей такого решения получит патент. В таком случае обладатель коммерческой тайны не получит желаемой охраны.

В авторском и патентном праве известно, какой объект получает охрану, а в сфере коммерческой тайны посторонним лицам неизвестно, какая информация сохраняется в режиме коммерческой тайны. Охраняется «нечто», не известное третьим лицам. Коммерческой тайной может являться определенное сочетание или набор известных составляющих, расположенных в определенной последовательности. При сохранении информации в режиме коммерческой тайны третьи лица не смогут раскрыть или рассекретить «это нечто», используя какую-либо известную составляющую этого сочетания, чего не скажешь об авторском и патентном праве. Поэтому можно считать, что и в данном случае коммерческая тайна удобнее и надежнее для сохранения в тайне информации, чем патентное и авторское право.

Следовательно, в некоторых случаях коммерческая тайна является удобной и надежной формой при сохранении в тайне информации.

Следует считать, что обладателем коммерческой тайны может быть любое лицо, в частности: юридические лица (коммерческие и некоммерческие), физические лица: граждане, являющиеся предпринимателями, а также граждане, не являющиеся предпринимателями.

Субъектами права на коммерческую тайну могут быть все физические лица, независимо от возраста и дееспособности, если они в порядке договора мены, купли-продажи, а также в порядке наследования имеют право собственности на имущественный комплекс, согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ.

Не видно препятствий в возникновении у физического лица права на сохранение информации в режиме коммерческой тайны, на придуманное им новшество.

В Законе не отражены положения о действии коммерческой тайны во времени.

Когда коммерческая информация перестает сохраняться своим обладателем и становится общедоступной, исчезает объект охраны, а сама охрана прекращается.

Невозможно определить срок действия коммерческой тайны, так как нельзя заранее знать, когда она возникнет и когда прекратится охрана. Нужно учесть, что не существует уведомительного или регистрационного порядка возникновения и прекращения коммерческой тайны; эти вопросы решаются в случае неправомерного разглашения коммерческой тайны, где требуется установить, была ли она вообще. Следовательно, срок охраны ограничивается временем действия указанных в законе признаков.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 11 Закона работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось. Часть четвертая ГК РФ отменяет данное положение и вводит норму о том, что работник обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения режима коммерческой тайны.

Однако в данном случае ограничивается право работника на свободу труда, свободу выбора труда, право распоряжаться своими способностями к труду, так как иногда сложно четко разграничить информацию, составляющую коммерческую тайну от профессиональных навыков работника.

Следовательно, более логичным при соблюдении интересов работника и работодателя, представляется не отменять указанную норму, а сократить срок неразглашения коммерческой тайны, установленный в п. 3 ч. 3 ст. 11 Закона, а также установить положение о компенсации, которую работник получит за неразглашение коммерческой тайны, после прекращения трудовых отношений.

По мнению автора работы, служебная и коммерческая тайна это один вид конфиденциальной информации, то есть один объект назван разными понятиями, в зависимости от субъекта, которые располагают данной информацией. Так для руководителя или собственника предприятия информация является коммерческой тайной, а для работников или служащих организации (не обязательно государственной) является служебной, которая в свою очередь может подразделяться на должностную служебную тайну (связана с госслужбой) и иную служебную тайну, связанную с интересами службы в коммерческих или некоммерческих частных организациях.

Согласно ст. 139 ГК РФ коммерческая и служебная тайны объединены в одно понятие и соответствуют одним и тем же признакам. В настоящее время существуют разные мнения по поводу существования терминов служебной и коммерческой тайны. Четвертая часть ГК РФ с 01.01.2008 г. отменяет ст. 139 ГК РФ и не вводит ничего нового относительно информации, составляющей служебную тайну.

Считаем, что возникнет пробел в правовом регулировании отношений, связанных с отнесением информации к служебной тайне.

Следовательно, необходимо принятие федерального закона, регулирующего отношения связанные с отнесением информации к служебной тайне. Тем более проект такого закона подготовлен в 2000 г. и не раз обсуждался в Государственной Думе.

В заключении, необходимо отметить, что принятое в последнее время законодательство, посвященное коммерческой тайне, имеет многие положительные моменты. Законодатель попытался восполнить пробелы, однако насколько удачной оказалась эта попытка покажет применение Закона на практике.